"Дженезис Пи-Орридж"

Фестиваль SKIFXVI в Санкт-Петербурге: У нас тут своя атмосфера.

«Селедка» начинает серию материалов о значимых событиях, которые проходят не в Нижнем Новгороде. В этом номере фронтмен московских ансамблей «Некубань» и Yaqoobowitch Евгений Галочкин – о питерском фестивале имени Сергея Курёхина

 

Накануне открытия ворот в бывший кинозал кинотеатра «Прибой» были отменены выступления аж трех важных для лайн-апа артистов. Однако это никак не сказалось на общем настроении, скорее наоборот – зрители остались здоровее.

 

Основная цель поездки – выступление французского электропанк-дуэта из Франции Kap Bambino. Вот уж точно – увидеть их концерт и умереть. Ибо знамениты они на весь мир именно своими перформансами – Групгриз стоит за ноутбуком и быстро трясет головой, не попадая в ритм, а вокалистка Кима Франс буйнопомешанно вопит и прыгает в толпу драться с фанатами. Разговорившись с главным промоутером мероприятия Наташей Подобед о причинах отмены выступления дуэта, получили логичный ответ: «Концертные агенты группы оказались такими же невменяемыми, как и сами ребята, – им не сделали визы и с паспортами обнаружились какие-то проблемы».

 

Вписались в чудаковатое местечко на станции «Пионерская» – гигантский 25-этажный комплекс из двух высоток, между которыми в общем ансамбле встроена часовенка, и войти в нее не представляется возможным. Внизу располагается продуктовый супермаркет «Диета 18». В однокомнатной квартире № 22, которая сдается нашим товарищам бесплатно, нет ремонта – бетонные стены, отсутствие ванны и двери в туалет, «кровать, на которой кто-то когда-то умер», балконные окна выходят на упомянутую часовенку – всегда можно помолиться.

Разместившись, мы отправились на Васильевский остров, где в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина открывался первый день фестиваля SKIFXVI.

 

Бывшее помещение кинотеатра «Прибой» сначала пугает своими размерами и ветхостью. Попадаешь внутрь – и мнение несколько меняется: столбы и стены здания увешаны плакатами Сергея Курёхина, вырезками из газет и афишами предыдущих пятнадцати фестивалей. Выстаиваем недолгую очередь за пивом и поднимаемся в малый зал, где к тому времени уже заканчивает выступление Санкт-Петербургский оркестр импровизации. Выглядит он крайне завораживающе: практически в полной темноте на сцене и в зале разместилась дюжина музыкантов с акустическими инструментами, напротив которых стоит их руководитель и дирижер гуттаперчевый Дмитрий Шубин. Он скачет на месте и указывает, когда вступать той или иной группе музыкантов. Причем делает это достаточно нелогично – музыка льется хаотично, собственно, такой и бывает настоящая импровизация. Дальше нам удалось зацепить выступление омско-питерского артиста «Боровик Ералаш» – под хоррор-нойз плясали двое в масках и нарядах, падая и стеная, а за ними примечательно сидела дама, тоже в маске, указывая тем самым как бы на неординарность исполнителей и концептуальность действа.

Хэдлайнеров первого дня фестиваля группу Psychic TV, вокалист которой Дженесиз Пи-Орридж в прошлом в порыве бунта против обыденности сделал себе женскую грудь, ждали в Петербурге давно. Коллектив уже не выпускает альбомов и не ездит на гастроли, концерты в России стали исключением – только лишь из любви к нашей понимающей и приветливой публике. Большой зал центра Курёхина вмиг оказался переполненным, толпа у сцены начала устраивать медленные ритуальные пляски, которые и слэмом назвать трудно. По моим подсчетам, концерт Psychic TV посетило порядка пяти тысяч человек. И там было на что посмотреть – начали и закончили они, например, каверами на классиков Hawkwind, в середине перепели других отцов – группу Funkadelic, а середина программы была наполнена абсолютно новыми, никому не презентованными тяжеловесными психоделическими творениями, которые Пи-Орридж с компанией растягивали на 10–20 минут каждое. Толпа ревела и не отпускала группу со сцены, вокалист же тонко со всеми шутил, бросал воздушные поцелуи и гортанные рыки фанатам.

 

На следующий день мы поспешили в малый зал курехинского центра, где выступала эстонская группа Kreatiivmootor, которая играла воистину зубодробительную смесь диско и джаза, постоянно импровизируя и кривляясь. Вокалист Роомет Якапи поет на языке нонсенса, а каждое движение его тела сопровождается неповторимой мимикой, двигается на сцене он в несколько раз активнее, чем любой другой артист схожего музыкального жанра. Наверное, ближайшим родственником Роомета можно считать Олега Гаркушу из «АукцЫона». На банальный вопрос о впечатлениях о России он с усмешкой ответил, что в нашей стране все говорят по-русски, кроме детей. «Здесь все изменилось с тех пор, как я приезжал в Москву в 91-м году на концерт «Металлики». И вкусы людей расширились уже давно». Как выяснилось позже, Роомет Якапи – старший научный сотрудник Тартуского университета, доктор философских наук, специалист по истории философии XVII–XVIII вв. А ведь по его наряду – ночнушке с потешными пуговками и разноцветной куртке с меховым воротником – такого не скажешь.

 

 Выступления коллективов Chrome Hoof, Next Life и Ussy показались достаточно однообразными – здесь ключевую роль играли громкость, количество гитарных примочек и длина волос вокалистов. Чего не скажешь о закрывающей группе фестиваля – каталонском дуэте Za! Их концерт начался нестандартно – кто-то в зале начал импровизировать на трубе, когда барабанщик уже завел первую песню. На духовом инструменте играл второй участник коллектива – длинноволосый безумец, который, только дойдя до сцены сквозь толпу, тут же взялся за гитару. Исполняли Za! сумасшедшую смесь нойз-рока, афробита и психоделики. Каждую секунду они менялись инструментами и прыгали на них, а барабанщик спрыгнул в зал и пробежался полностью по его периметру, весело отбивая ритм по всему, что видит (включая головы зрителей). Напоследок я решил сфоткаться вместе с ними и вроде бы нашел нужный ракурс – однако на фотографии не оказалось никого, кроме коричневого пятна и белой молнии. В ответ услышал умилительный смех и похвалу за талант. В порыве радости подарил группе красную ленточку, оторвав ее от своей кепки, и пустую бутылку из-под коньяка.

 

Мы вышли на улицу, где уже светало, и отправились в сторону Финского залива. Там свесили ноги с берега, помолчали и отправились обратно домой, к магазину, что располагается под часовенкой на станции «Пионерской».

 

Становится понятно: у фестиваля нет изъянов – каждый год организаторы привозят что-то одновременно легендарное и авангардное и, наоборот, настолько неизвестное русскому слушателю, что шанс увидеть этот коллектив остается только на SKIF. Закончу итоговой фразой моего друга: «Остается только один вопрос: почему я не ездил на СКИФ все эти годы? Восторг и обожание. Надеюсь, продолжат».

 

 

Справка

 

SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival) был основан в честь Сергея Курёхина – выдающегося композитора-авангардиста и джазового музыканта, лидера группы «Поп-Механика», в состав которой входили ключевые питерские рок-фигуры от Виктора Цоя до Бориса Гребенщикова. Первые два фестивали прошли в Нью-Йорке в 1997–1998 годах. В свое время фестиваль посетили такие звезды авангардной музыки, как Отомо Йошихиде, Терри Райли, The Ex, The Swans.

Также почитать