"Коллекционер некрологов"

«Селедка» продолжает публиковать самые разные и необычные коллекции. В этом номере – писатель, искусствовед и журналист Леонид Крайнов-Рытов, который больше половины своей жизни собирает некрологи

Если вы коллекционируете что-то необычное, напишите нам письмо по адресу seledka@ekproject.ru, и мы обязательно расскажем о вас читателям.

– Коллекция некрологов относится к экзотическому виду коллекционирования, нераспространенному. Мне 70 лет, их я собираю больше пятидесяти. За это время мне встречалось человек пять–десять, не больше, которые тоже бы этим увлекались – это не массовое явление. Моя коллекция превышает 2000 единиц, храню я вырезки из газет и журналов – это называется «декупюр». Журналы целиком хранить сложно, представляете, например, какой толщины тот же «Новый мир», так могут тонны макулатуры накопиться. У меня все умещается в папках, вся стопка где-то метр высотой. Долгое время – несколько десятилетий – я жил возле макулатурного пункта и был вхож: для меня оставляли специально всякие раритеты. Ведь выкидывали и редкие номера «Крокодила» и «Огонька», а я договаривался, приходил с ножницами и вырезал. Такое коллекционирование относится к жанру «старая бумага». Например, марки – это филателия, открытки – филокартия, а это – старая бумага.
Изначально некролог – устное речеизъявление перед могилой. Только потом их стали записывать, а люди – читать с бумажки. Потом они перешли в типографскую форму, и их начали печатать в газетах, журналах, альманахах, книгах. Вообще некролог – это и документ, и прозаический жанр литературы, где многие могли выпендриться и щегольнуть словом. Например, в XIX веке в некрологах часто описывали полностью диагноз, мол, он последние годы болел, ему делали три такие-то операции и прочее – не очень приятно. А в СССР уже вошел в моду пафос, высокопарные фразы.
Часто в оформлении некролога можно увидеть черную обводку, но не всегда: на какое-то время она становилась обязательной для журналов, но сейчас ее зачастую игнорируют. Эта полоска называется бордюр, или траурная кайма. Сама полоса – это сигнальная система, направленная на то, чтобы подчеркнуть информацию. Чем шире кайма, тем выше уровень траура. А с черным цветом все понятно – цвет печали, земли.
Кроме самих вырезок, у меня еще есть папки с различными выписками о том, что такое некролог, как его описывали разные люди, как этот жанр развивался, кто еще коллекционировал некрологи. Так, известный юрист Анатолий Кони на склоне лет завел большую тетрадь, куда вклеивал вырезки с некрологами и напротив каждого писал пару слов. Например, генерал Путилин: большой плут, хитрый, умница.
Некрологи – это огромная тема для исследования, вот только пока не очень изученная. У меня даже книжка о них есть написанная, дома лежит, а когда уж напечатаю – не знаю.

Также почитать