"Газ до отказа"

Суровые лысые мужчины с нахмуренными лбами и большими бицепсами, окруженные длинноногими девушками в минимальном количестве одежды, – Голливуд своими двадцатью частями «Форсажа» формирует образ дрифтеров именно так: как закрытую тусовку максимально брутальных людей, в которую принимают, только если ты с ходу покажешь идеальный дрифт или как минимум очаруешь сестру главного заводилы.
На деле большинство дрифтеров – совершенно разные люди: это может быть ваш сосед или коллега, который по будням работает в офисе, а вечерами пересобирает свою ласточку, чтобы сделать из нее настоящий, как говорят в тусовке, корч. Редакция «Селедки» практически в полном составе встретилась с нижегородскими дрифтерами, которые оказались вполне дружелюбными ребятами, и расспросила их о взаимодействии с полицией, техническом тюнинге, «Нижегородском кольце» и этикете на трассе.

Площадка

Встречу нам назначают на парковке перед «Каруселью» на Московском шоссе: здесь дрифтеры собираются практически каждую пятницу, и чем ближе к лету – тем большим составом. Мы приезжаем немного раньше и робко жмемся к гипермаркету, посматривая на присутствующих: кто-то уже вовсю дрифтует, отправляя свою машину в занос и ловко из него вылетая, но большинство людей стоят небольшой компанией у припаркованных автомобилей – общаются, едят пиццу, запускают радиоуправляемые машинки. Таня, которая обещала быть нашим гидом, подъезжает на голубой праворульной Тойоте MR-S, и к ней тут же начинают стекаться желающие поздороваться.

– Сама я не дрифтую, а занимаюсь организацией мероприятий – мне это дело нравится, да и машина у меня неподходящая, – объясняет нам она. – Мы делаем праздники, фестивали, участвуем в разных выставках, выступаем на «Нижегородском кольце» под флагом нашего клуба – для всех этих событий нужен организатор.

– А что за клуб?

– JDM Crew НН, объединяющий тех, кто катается на автомобилях японского внутреннего рынка. Именно поэтому у многих здесь встречается правый руль, который отличает машины, которые делаются в Японии на импорт.

Тане 22, ее стаж вождения – четыре года, и последние два она состоит в JDM Crew.

– Люди, которые приезжают сюда, – необязательно из наших, просто знают, что мы здесь катаемся, и хотят присоединиться, – рассказывает она. – По большей части все друг с другом знакомы и знают, что происходит в тусовке: недавно, например, у нас появилась своя профессиональная команда дрифтеров, которые участвуют в гонках, – там три пилота, и они все нижегородцы.

Мы никак не можем выбросить из головы киношный образ уличных гонок и спрашиваем, есть ли в компании девочки с флагами, которые дают старт соревнованию, но Таня поясняет, что grid-girls у них нет, ведь ребята не проводят гонки и даже не собирают специально дрифтеров, все подтягиваются сами собой.

– Есть grid-girls, которые работают на «Нижегородском кольце»: они считаются одними из топовых, и их приглашают по всей России, но мы здесь просто для того, чтобы подрифтовать и пообщаться.

Выясняется, что «Карусель» – наиболее удобная площадка для дрифта в городе: на парковке умещается много машин, и она сравнительно отдалена от жилых домов. С администрацией гипермаркета конфликтов не возникает, разве что охранник периодически выходит посмотреть на заезды. Сами дрифтеры и рады бы уехать на другую, специализированную площадку, но ее в городе нет.

– Конечно, есть «Нижегородское кольцо», но оно, во-первых, далеко, во-вторых, дороговато: чтобы просто покататься, даже не на самой трассе, а на парковке, нужно платить по 1000 рублей с машины, а ведь еще нужна резина, которая тоже недешева. Поэтому мы вынуждены собираться здесь, – говорит наш гид.

Люди

К нам подтягивается еще несколько человек: некоторые из них работают в сфере автосервиса, но многие никак с ней не связаны, например, Таня – управляющая баром, ее муж лифтер, а Сергей, на серебристой «Тойоте Марк 2», собирает самолеты на заводе «Сокол». Один из главных чемпионов – Дмитрий, он ездит на синем «Ниссане Скайлан» и совсем недавно отличился на «Битве моторов».

– Я начал десять лет назад буквально на этом самом месте: взял у папы «Волгу» – и понеслось. У всех свои развлечения: кто-то играет в шахматы и испытывает адреналин от того, как ему удается разыграть партию, а здесь ловишь кайф, когда умудряешься в стрессовой ситуации, на скорости, управлять автомобилем. Словами это сложно объяснить.

Одним из пионеров нижегородского дрифта считают Олега Уланова: в девять лет он начал заниматься картингом в клубе юного автомобилиста на Фучика, уже через три года у него была первая дисквалификация – за то, что увеличил объем двигателя автомобиля, а в 16 купил свою первую машину – ВАЗ 2103 73-го года выпуска. На сходки дрифтеров он обычно берет с собой двух сыновей.

– Я занимаюсь автосервисом и регулярно участвую в событиях Российского дрифт-альянса, это лига полупрофессионального дрифта. За свою жизнь я сменил больше 30 машин, в которых я всегда все делаю сам. Например, сейчас у меня BMW Е36, и от самой машины осталась только оболочка: задняя часть приварена от «Тойоты Марк 2», передняя подвеска собрана из пяти автомобилей, мотор тоже тойотовский.

Машины ездят все активнее: от специфического свиста колес начинает закладывать уши, но дрифтеры уже его не замечают. Мы интересуемся, что нужно сделать, чтобы влиться в их компанию, и нам отвечают, что ничего такого: просто приехать и заявить о своем желании.

– Первый раз я сюда приехал на «пятнадцатой», причем хотел просто поснимать для своего видеоблога, как ребята гоняют, – рассказывает Сергей, работающий на «Соколе». – Потом меня покатали, я офигел и понял, что это – мое. Помню, как долго подготавливал жену, мол, я за это и ремонт в квартире сделаю, и курить брошу, в итоге купил себе мою Маркушу («Тойота Марк 2». – Прим. авт.) и не нарадуюсь.

– Так и что, нет никакой дедовщины? – спрашиваем.

– Нет, конечно. JDM – это одна большая семья, и всех новичков здесь встречают как родных.

Конфликты

Наш бесстрашный фотограф Илья снимает в самом центре импровизированной трассы, и мы начинаем немного нервничать: автомобили проносятся мимо него, один из них начинает крутиться – как это называют, «крутить пятаки», – под неодобрительные взгляды других дрифтеров. Ребята говорят, что жестких правил здесь нет, но когда люди приезжают на неподготовленных машинах, мешают общему темпу и создают аварийные ситуации, это вызывает недоумение.

– Вы видите, тут есть определенная трасса, конфигурация, а когда кто-то начинает крутить пятаки непонятно как, просто чтобы его заметили – это не дрифт, это некрасиво и неинтересно, а выпендрежников никто не любит, – объясняет нам Таня.

– Но если видно, что человек адекватный и просто учится, мы отъезжаем, ждем, когда он надрифтуется, а потом советуем, как и что лучше сделать, никого не обзываем, – добавляет Дмитрий.

Пьянство за рулем, как говорят дрифтеры, – абсолютное табу. Друг, не друг – неважно, пьяного сразу же сдают в полицию.

– С полицейскими, кстати, особых столкновений нет. Бывает, что какие-нибудь подростки возьмут «Жигули» у родителей и пытаются изображать дрифт, да еще и перед представителями закона, их в итоге вяжут, но такие ребята к нам не относятся, – рассказывает Таня. – В целом к нам относятся с интересом. Я как-то ехала за город на турбовой машине, у нее еще двери вверх открывались, нас останавливают на посту ДПС и начинают: а сделай-ка пятака, у тебя же задний привод? Ну покрутись, тогда мы тебя отпустим! И документы не отдают – хотели зрелищ.

– У меня тоже был случай, – говорит другой дрифтер, Роман, – я как-то ехал по дороге с ужами, не рассчитал, и меня немного развернуло. Ну, я выровнялся и спокойно дальше поехал. Вижу: меня догоняют полицейские, серьезные, с мигалками – снижайте скорость до полной остановки, все такое. Я прижимаюсь, а они такие: Роман Сергеич, а вы чего как ездите? Это вас два раза подряд так на воде развернуло? Они долго что-то у меня выспрашивали, а потом отпустили, мол, больше так не делайте!

Местные жители, по словам гонщиков, реагируют адекватно: изредка вызывают полицейских, иногда приходят и говорят напрямую, что машины мешают – тогда дрифтеры стараются вести себя потише или уезжают в другое место, но большинство приходит именно посмотреть. Многие, особенно когда теплая погода, приводят с собой детей и просят их покатать.

Машины

Главный вопрос, который всех нас интересует, – как должна быть подготовлена машина, чтобы на ней можно было заниматься дрифтом. Здесь в беседу включается Дмитрий: он занимается автосервисом и помогает многим из тусовки привести автомобили в порядок.

– Заднеприводная машина, заваленный дифференциал – и поехали. Не обязательно праворульная, не обязательно японская, видите человека на красной «шестерке»? Он в прошлом году на «Битве моторов» меня порвал, первое место из-под носа увел, правда, в этом году я отыгрался.

– А как определяют на соревнованиях, кто лучший?

– Изначально дрифт – это шоу, но есть разные задания: прижаться сюда задом, выехать здесь передом, по всем этим критериям и считают в итоге.

Как объясняет нам Роман, в машине важен технический тюнинг, то есть изменение автомобиля не для красоты, а для улучшения характеристик.

– Обычный тюнинг – когда у тебя атмосферный мотор, и ты на него вешаешь коллекторы и турбины, а технический – это когда ты этот мотор вытаскиваешь и ставишь турбовый, чтобы мощность увеличить. Вот, например, стоит «Волга» – у нее внутри японский двигатель, в итоге ездит такая вроде старенькая машинка и всех делает.

Решаем, что нам все-таки нужно провести журналистский эксперимент и покататься вместе с профи. В ниссане у Дмитрия только одно посадочное место, поэтому мы катаемся по очереди. То ли меня впечатлил перечень заслуг Дмитрия как гонщика, то ли я оказываюсь из не робкого десятка (что вряд ли), но поездка оказывается захватывающей: пристегнутое кресло и очень серьезное лицо водителя придают уверенности в том, что все под контролем. В какой-то момент нас начинает, как мне кажется, подрезать та самая красная «шестерка», но дрифтер успокаивает меня, что все в порядке вещей: каждый едет в своей полосе и задача стоит максимально близко прижаться, чтобы не было столкновения. Гонщик поясняет, что кто-то просто ловит кайф от поездки, а он старается подходить к ней логически и пытается выполнить определенные задания.

Накатавшись, мы собираемся уезжать – прозаически, на такси. Гостеприимные дрифтеры зовут нас еще и уверяют, что в более теплую погоду здесь народа гораздо больше, хотя и сейчас можно насчитать человек семьдесят. Спохватившись, спрашиваем напоследок:

– А «Форсаж»-то вам нравится?

– Только третий, «Токийский дрифт», – отвечают ребята. – Ну, еще первый можно посмотреть – чисто ради романтики. Остальные все не очень, хотя наверняка каждый из нас раз по двадцать каждую часть смотрел.

Мы соглашаемся и уезжаем на уже непривычно простом «Логане», удивляясь, почему таксист слишком плавно входит в повороты, а из-под его колес не летят искры.

Также почитать