"Новые набережные"

Специально для нового номера «Селедки» про все новое главный редактор Мария Гончарова и арт-директор Александр Курицын отправились гулять по главным городским нововведениям этого года – набережным вдоль Волги

Волжская набережная
Открытия Стрелки и присоединения к городу новой благоустроенной территории вокруг стадиона ждали, кажется, лет пять – с самого начала строительства. Жителям хотелось не только смотреть издали и сверху на происходящее превращение «символически важного для каждого нижегородца места» в обещанный и так слава Богу и не состоявшийся православный парк воинской славы, но и освоить пространства Стрелки своими, так сказать, ногами. Час икс должен был настать после чемпионата, и настал.

Добраться к новой части Волжской набережной не так-то просто: нужно либо целенаправленно доехать на автомобиле до самой очевидной точки – ТЦ «Седьмое небо», либо приехать туда же на неведомой маршрутке, либо долго-долго идти пешком от новой станции метро через пустыри, по аллеям со свежезасаженными, но уже высохшими березами. Вход на набережную, зажатую между стадионом, невнятными хозяйственными постройками, линией автодороги и пустынной парковкой, осуществляется через единственный пешеходный переход, расположенный в не самом очевидном месте. Оказавшись «внутри» набережной (если говорить честно, на трехуровневом бетонно-металлическом променаде), никакого трепета новизны от благоустройства к событию международного уровня мы не почувствовали: положили брусчаточку – и ладно. Точнее, создается ощущение, что вот-вот улучшения должны продолжиться: вернутся рабочие (а в идеале и проектировщики) и все доведут до ума – уберут лишние строительные блоки, свяжут разрозненные и отгороженные зоны в единое пространство, выстроят логистику передвижения – хоть автомобильного, хоть пешего; поставят урны, подстригут газоны. Но ощущение это обманчивое. «Укрепление» благоустройства продолжается в самых крайних случаях: набережная печально известна даже тем, кто тут не бывал, но читал громкие заголовки всех СМИ страны «Набережную в Нижнем Новгороде смыло после ЧМ», и это частично правда, грунт уже немного поехал, но вроде бы на сегодня все последствия устранили.

Большинство прогуливающихся здесь, а это традиционно парочки и семьи с детьми, селфятся на фоне большой воды и, сидя на лавочках, благо они тут есть, и немало, поглощают еду из соседнего «Макдоналдса» (опять все дороги ведут в ТЦ). Кого еще можно встретить? Есть бегуны, есть велосипедисты, есть втихаря выпивающие.

В какой-то момент трехъярусный масштаб набережной исчезает,  и она превращается в узкую дорожку, слева ограниченную длинной парковкой, где за решеткой на солнцепеке стоит пара иномарок,– этакий флер промзоны. Справа Волга – река здесь чувствуется в полной мере: вот буквально под носом прошел теплоходик под саундтрек исполнителя Димы Билана, вот пролетел катер, вот яхта проплыла. На воде разворачивается целая большая история, и вы как бы становитесь непосредственным участником всех этих событий, буквально можно в глаза яхтсменам заглянуть. Но если вам вдруг захочется тоже оказаться на воде, придется это желание перебороть – никакой инфраструктуры для участия в речной жизни не предусмотрено.

В самом конце этой дорожки люди, растерянно кучкуясь, стоят у нового забора, отгораживающего собственно Стрелку и призванного охранять конструкции пакгаузов, – того, ради чего и имело смысл сюда приезжать. Пролезть туда легко, что через забор, что под ним, но пешеходы, конечно, стесняются, да и вообще, мол, не положено. Те смельчаки, что все-таки пролезли, – счастливцы, – неистово делают селфи, поражаются действительно впечатляющему виду, открывающемуся на верхнюю часть, и даже раскуривают кальян на фоне собора Александра Невского. Пройти всю набережную неспешным шагом можно минут за двадцать, но если залипать на воду, то можно и часа полтора.

Вечером тут, кстати, вообще никого нет.


Нижневолжская набережная

После того как произошло «падение синего забора» и набережную благоустроили, разместив круглые лавочки, амфитеатр (даже два), замостив все нашей любимой брусчаткой, посеяв газон, где наконец-то можно валяться, как в Центральном парке, Нижневолжская стала новой точкой притяжения для прогуливающихся и здравой альтернативой Покровке и Рождественской с видом на воду. По вечерам здесь – как в Лас-Вегасе: все пестрит и сверкает, на каждом углу продают надувные шарики со встроенными светодиодами, которые похожи на гигантские светящиеся чупа-чупсы, мимо пролетают велорикши и обладатели электросамокатов, без конца звучит бодрая музычка и бегают дети.

Чтобы были не только зрелища, за которые отвечают закаты на Волге и пришвартовавшиеся теплоходы, здесь представлен целый караван фуд-траков, где и пицца, и кофе, и мороженое. Активно пахнет шашлыком. Прогуливающиеся здесь именно что прогуливаются: у всех немного блаженный вид, все радуются хорошей погоде и вальяжно передвигаются из точки А в точку Б. Вот мужчины в гавайках под пятьдесят прошли с колонкой, из которой Корнелюк надрывно поет: «Там для меня горит очаг». Вот девушки в цветастых платьях пробежали с мороженым. Вот вездесущие семьи с многочисленными детьми спорят о чем-то. Комплимент, который так любят говорить жители, которые натыкаются на набережной то на массовый урок йоги, то на концерт, то на кинопоказ «Лета» Серебренникова: «Как будто мы не в Нижнем Новгороде».

И действительно, мы настолько привыкли, что вот где-то там, за забором, есть наши заповедные местечки со скрытым от всех стрит-артом, что торчащая арматура – это норм, что вот такой лакированный и приукрашенный город как будто вообще не про нас. Описывать набережную – гиблое дело, все вы и так там были, и гуляли, и мороженое ели, и со стаканчиком кофе лавировали в толпе, но там правда очень приятно. Особенно под аккомпанемент подвыпившего мужчины, сбежавшего с теплохода «Н. В. Гоголь», который, разложившись на лавочке, каждому встречному говорит: «Уныние – это грех». Правда, че грустить-то.

Также почитать