"Стилисты"

Несмотря на то что сегодня каждый второй мечтает стать стилистом, каждый пятый открывает курсы по стилю, в Нижнем Новгороде по-прежнему не так много явных профессионалов в этой области, да и сама индустрия для абсолютного большинства не слишком понятна: зачем нужен стилист, если есть фотограф и модели; зачем платить за разбор гардероба и шопинг-сопровождение, если можно пойти в магазин и самому все купить. «Селедка» расспросила нижегородских стилистов об особенностях их работы и о том, как выглядят их трудовые будни

 

 

 

Наталия Урядникова

 

– Мой путь в профессию начался очень давно. Поначалу это было просто увлечение модой, как практически у любой девочки, мы с подругой и коллегой Надеждой Ермаковой начали устраивать модные мероприятия в Нижнем, привозить молодых дизайнеров, организовывать показы. Потом все как-то закрутилось, звезды сошлись – мы открыли шоурум «Свои люди», затем закрыли, но вот так, на собственном опыте, я всему научилась и крепко связала свою жизнь с модой.


Считаю, что стилисты из небольших городов молодцы и круче, чем, например, стилисты столичные. Они умеют собирать образы из непонятного ассортимента, который представлен в их городах, учатся выкручиваться. Поэтому, когда они приезжают в Москву, Питер или Европу, им всем очень легко работать. Тяжело в учении – легко в бою. Я, кстати, всегда была фанатом секондов именно потому, что мне было скучно с ассортиментом наших масс-маркетов. Секонды – это приключение! Во-первых, это почти всегда уникальные вещи; во-вторых, это настоящее счастье – не просто прийти и купить, а именно что-то найти, поймать удачу.


Мне комфортно жить в Нижнем, а если говорить о возможностях Москвы, деньгах и крупных проектах, то надо вспомнить, что между Нижним и Москвой три с половиной часа езды и пятьсот рублей на билет (если позаботиться об этом заранее). Главное, позволить себе не ставить границ. Возможно все! Жить в Нижнем – это не приговор.

 

 

 

Я знаю почти всех нижегородских стиляг и практически всех снимала в своей рубрике «Сила лука» и рубрике «Улица» для журнала «Собака.ru». Замечаю, что люди в Нижнем стали выглядеть по-другому. Мне нравится думать, что это и моя заслуга тоже. Многие приходят ко мне на обучение в школу стилистов «Свой метод» и выходят совершенно другими людьми, свободными и стильными. Вот это настоящий кайф.


Секрет успеха в любой профессии – не бояться херачить и не лениться. Я сталкиваюсь с мнением, будто стилист – это человек, который на светских тусовках стоит на фоне пресс-волла с бокалом шампанского и улыбается, а все его фотографируют. Это далеко не так! Стилист – это и психолог, и грузчик, и художник, и фантазер. Несмотря на то что у нас творческая профессия, истории типа «в минус тридцать в поле снимать кампейн нижнего белья» или «в плюс тридцать в поле снимать коллекцию шуб» – это обычное дело. Не все хотят трудиться. Все хотят быстрой славы, чтобы все и сразу начало получаться. Нужно помнить, что сначала ты должен наработать себе портфолио – потом уже портфолио начнет работать на тебя. Не бойтесь себя предлагать и продавать, работать над собственным брендом: имею в виду, что вы – это и есть бренд. Никто не узнает о вас, если сами не напишете, не предложите свои услуги как ассистента. Ничего не бывает просто так. Работайте над собой, не бойтесь учиться, будьте индивидуальны, верьте в себя и любите то, что делаете.


Я очень люблю свое дело. Это даже не дело, а мой образ жизни. Мне нравится отвечать на вопросы, помогать людям. К тому же мне невероятно повезло – нашла своих людей, банду единомышленников, коллег и учеников. Вот это настоящее счастье.

 

 

 Дарья Леушина

 

– Для меня стайлинг начался на последнем курсе университета в 2013 году. Я сдавала диплом и решила пойти на курсы стилистов Паши Павлова. По факту мне просто нечего было делать, и я поняла, что мне не нравится моя будущая профессия. У Паши был объемный интересный курс, который давал информацию обо всем: о персональном стайлинге, фэшн-съемках, истории моды и т. д. После него я начала больше снимать, чем работать с клиентами. В клиентскую сферу меня привели просто люди, попросили посмотреть гардероб – я посмотрела и смотрю до сих пор.


Очень многие занимаются прокрастинацией и ждут какого-то знака, чтобы начать, якобы существует какой-то благоприятный момент. Ребята, да просто начните!


Во-первых, никогда не будет идеальных условий; во-вторых, никогда не случится так, что кто-то за вас что-то решит или сделает. Нужно выработать определенное чувство уверенности в себе. Я смотрю на своих студентов: в каждом их слове есть сомнение. Конечно, все приходит с опытом. Профессионал уверен в своих решениях, или, по крайней мере, делает вид, что уверен. У меня до сих пор есть переживания перед встречей с новым человеком, а в тот момент, когда смотрю на разложенные вещи, всегда даю себе минуту выдохнуть и подумать. Это очень личная и тонкая работа, нервничать – это нормально. Просто не показывайте это никому.

 

 

 


Помню первую съемку для большого магазина в Нижнем – на площадке было вещей на четыре с половиной миллиона рублей. Я тогда подумала: «Да это же квартира в центре!» И да, моя работа – это большая ответственность. Ни модель, ни фотограф, ни ассистент не отвечают за сохранность вещей. Так что если вдруг что-то пойдет не так и вещь после съемки будет испорченной, спрос только с тебя. Но материальные моменты меня уже мало беспокоят. С опытом понимаешь, что все можно отдать в химчистку или починить. Меня больше волнуют люди. Вот если у тебя сложный человек на съемке – это интересная задачка. Облажаться – мой главный мандраж, но это хорошее ощущение, потому что, пока ты испытываешь такое волнение, ты развиваешься.


Стереотип, будто услуги стилиста – это роскошь, абсолютно неверен. Тут как раз наоборот. Ко мне обращаются люди, которые понимают цену своим деньгам и времени. У меня много клиентов с очень ограниченным бюджетом, но они осознают, что без меня могут потратить деньги не на то, что следует. Вместе же мы будем более оперативными и эффективными. Да, ты тратишь деньги на стилиста, но при этом ты получаешь быстрый и качественный результат. Ты понимаешь свой гардероб и знаешь, что с чем сочетать, не на один сезон. Думаю, что дальше моя работа будет становиться более востребованной, потому что все нормальные люди хотят тратить больше времени на свои дела, работу, хобби или друзей, а не на то, чтобы ходить по магазинам и постоянно думать, что надеть.

 

 

 

Дарья Колосова

 

– Мои первые впечатления об индустрии моды сложились, как у ребенка нулевых, по глянцевым журналам для девочек и программам про стиль, которые шли по СТС и ТНТ. Например, «Снимите это немедленно». Я очень любила эту программу, смотрела каждый выпуск и с нетерпением ждала субботы. Мне нравилось наблюдать, как ведущие беспощадно резали и выкидывали одежду бедных героинь – и потом эти героини превращались в очень классных, красивых, радостных девушек и женщин. Сейчас понимаю, насколько такой подход к делу веет мизогинией и лукизмом, но в гламурные нулевые это считалось нормой. Благо, что в новом десятилетии мода стала гораздо осознаннее и демократичнее, как и мы все.


Я работаю стилистом примерно два года, даже не совсем заметив, как это началось. Просто постепенно поняла, что почему-то стилизую съемки, потом прошла курс фэшн-стайлинга в Москве у Оли Слово. После возвращения мне предложили в журнале, где работала выпускающим редактором, занять должность редактора сайта. Тогда я получила больше возможностей, чтобы проводить съемки для онлайн-проектов.


Была одна идея, не моя, но нужно было срочно сделать съемку, реклама машины. Героиней стала крестная дочь Никиты Михалкова. Я подготовила референсы и подобрала вещи в одном люксовом бутике. Взяла там сапоги Ralph Lauren, которые стоили больше ста тысяч рублей, такие светлые, из белой замши с кожаной подошвой. Мы снимали зимой, на улице шел снег, и эта тонкая замша немножко намокла. Я была ограничена во времени и вернула сапоги в магазин чуть непросохшими. Предупредила продавцов: когда сапоги высохнут, их нужно будет просто протереть. Делов-то. На следующий день раздался звонок с новостями, что сапоги испорчены и я должна их выкупить. Мы с продюсером съемки, моей коллегой, забрали эти несчастные сапоги и просто почистили щеточкой для замши. Проблема была решена. Тогда я поклялась себе, что больше не буду брать вещи такой стоимости для съемок на улице. Там может произойти всякое. По этой причине я очень люблю работать с секондами. Ты просто покупаешь какой-то отлетевший винтаж за копейки, а он еще потом и остается у тебя. Вообще профессия стилиста – достаточно опасная штука, если не уметь правильно чистить обувь.

 

 

 


Мои мечты в профессии вполне конкретны и осознанны. Мне нравится работать с видеоконтентом. Не так давно стилизовала съемки для клипа рэпера Джизуза и даже шила одежду для героинь. Мне бы хотелось поучаствовать в кинопроизводстве. Быть художником по костюмам, например. Это вообще отдельная история, очень крутая и сложная, требует классной фантазии и большой насмотренности. Плюс хочу продолжить публиковаться в веб-зинах, мне нравится делать творческие эдиториалы и экспериментировать в фэшн-стайлинге, а вот в персональной работе с клиентами себя вообще не вижу. Если уж совсем мечтать, то я бы хотела уйти от стайлинга к собственному бренду.


Я не считаю себя успешным стилистом, потому что еще не очень много всего успела сделать. Мне сложно быть привязанной к какому-то комьюнити или к одному проекту, поэтому, помимо того что я стилист, еще я пиарщик, эсэмэмщик, редактор, журналист, возможно, даже ивент-менеджер... Не думаю, что меня воспринимают достаточно основательно на данный момент в профессии стилиста. Я просто делаю то, что мне нравится. Я скромно воспринимаю свой успех. Если кто-то считает меня успешной, то классно. Конечно, я не буду против.

 

 

 

 

Алена Сударикова

 

– Моя история с модой началась, когда я согласилась помочь совсем незнакомой девушке с открытием небольшого магазинчика одежды. После этого я поработала помощником дизайнера бренда SHI-SHI, делала технические рисунки, занималась тканями, ассистировала на съемках лукбуков. В какой-то момент поняла, что мне больше нравится заниматься именно визуальной подачей одежды, создавать истории. Первая съемка, которую я стилизовала самостоятельно, была для портфолио моего знакомого архитектора Миши Маслова в интерьере ЦТМ, который он спроектировал. По идее, чтобы добавить динамики, в кадре должны были присутствовать балерины. Помню, как город встал в пробке под снегопадом, а я шла с одеждой в чехлах и думала, что именно так и хочу жить.


Для меня самая большая ценность в жизни – это свобода. Мысль о распланированных буднях с 9 до 18 сводит с ума. То, чем занимаюсь сейчас, позволяет избежать рутины и дает возможность для другой деятельности. Помимо съемок, работаю над материалами для нижегородского The Village о стильных горожанах. Кайфую, оттого что здесь сочетаются мои филологические знания (пять лет в инязе не прошли даром) и любовь к моде.


Из последних волнительных проектов: не имея большого опыта, я согласилась на масштабную предметную съемку брендовых очков (40 штук!) для московской компании. В лучших традициях: вечером за один день до. Еще в феврале была рекламная кампания для открывающегося КЗ «Юпитер» под лозунгом «Юпитер объединяет». Задача была создать пары противоположностей формата «рокер и балерина», «пожилая леди и ее внук рэпер». Примерно за сутки вдвоем с Аней Лу мы организовали 23 человека и подобрали для всех одежду, а на следующий день отсняли.

 

 

 


Каждый проект сводит с новыми людьми, и город становится всё более и более родным. Вообще в Нижнем для меня самое ценное – это люди! На площадке всегда дружеская атмосфера, о какой-нибудь творческой съемке можно договориться за бокалом вина в «Селедке» пятничным вечером. Пока планирую набираться опыта здесь, начать получать заказы из Москвы. И, хотя тепло отношусь к столице, переезжать туда не тянет – энергетически не мой город. Может быть, попробовала бы пожить некоторое время в Питере и в городе моего сердца – Париже. Этой весной со мной случились первые заграничные съемки для бренда SHI-SHI в Париже и Стамбуле. Надеюсь, и остальное не заставит себя долго ждать.


Я очень строга к себе, и пока, пожалуй, ни одной съемкой не довольна на 100 %. Найти тех, в первую очередь фотографа, которые разделяют твое видение, – это большая удача. У меня такого «мэтча» еще не случилось. Честно говоря, считаю, что я еще в начале своего пути, поэтому посоветовала бы себе равняться на лучших, но быть верной себе и покончить уже с перфекционизмом.

 

 

 

 

Вероника Сорин

 

– Для меня главная сложность была не в понимании, что есть такая профессия – стилист, а в ее применении. Мода всегда меня интересовала. Долгое время я была что-то вроде стороннего наблюдателя: следила за модными неделями, читала статьи, биографии дизайнеров. Потом заинтересовали более узкие направления в стайлинге: персональный стилист и шопинг-сопровождение. Затем так сложилось, что я прошла небольшую практику в Мадриде. Вернулась в Россию, но тогда здесь мало кто понимал, зачем нужен стилист, кто это такой вообще. Частная линия была для меня как хобби наряду с написанием статей и ревю. Активная работа началась, когда я познакомилась с главным редактором одного из журналов города. Я начала стилизовать сначала небольшие съемки, потом все крупнее – в конце концов стала редактором раздела моды.


Я по образованию психолог, и эта база очень помогает не только в практике с частными клиентами. Сейчас работаю как креативный консультант – занимаюсь вопросами применения трендов для бизнеса, знания психологии выбора, распространения информации и триггеров.


Несмотря на мой опыт, каждая съемка – это волнение. Невозможно быть готовым ко всему. Даже если вы работаете с одной и той же командой, все может пойти вообще не по плану. Из последних был интересный опыт съемки с писателем Александром Цыпкиным. Стояла задача снять полноценный эдиториал за два часа в разных локациях отеля. Тайминг сместился на час раньше, пришлось все быстро двигать и переигрывать. Ничего сложного, но это определенный стресс, и такое случается достаточно часто.

 

 

 

 

Есть понятие «выглядеть модно», а есть – «стильно». Чтобы быть модным, действительно нужны финансовые вливания. Каждый сезон приносит свои маст-хэвы, и если вы фэшн-дива, то, конечно, пусть не глобального, но частичного обновления гардероб требует. Для того чтобы быть стильной и четко нести свою эстетику, не нужно тратить миллионы. Другой вопрос, который мне часто задают: «А как найти свой стиль?» Тут требуется системный подход, в том числе и знание психологии, а не просто информация о трендах и цветах, которые друг с другом сочетаются.


У меня был приятный опыт работы за границей, в Израиле. Вся организация была на высшем уровне. Даже то, как крупный бренд одежды предоставил мне вещи: их просто привезли курьером по списку на съемочную площадку с дополнительными размерами и всеми цветами по артикулу. Фэшн-индустрия в России все равно еще довольно юна и сейчас переживает подростковый период с капризами, гипертрофированным восприятием действительности и нервозностью.


Главный совет не только начинающим, но и себе: работать по полной и не надевать корону. Пока вы не фэшн-редактор в американском Vogue, вам еще работать и работать!

 

 

Также почитать