"«Человек сегодня теряет потребность запоминать» "

Режиссер и сценарист, президент киноакадемии «Ника» Андрей Кончаловский – об опере «Тангейзер», политической корректности и цивилизационном давлении Запада
Первый раз я был в Горьком, наверное, пятьдесят лет назад. Жил в гостинице в самом центре, где дежурные на каждом этаже. Помню еще, что памятник Чкалову стоял. Советская провинциальная жизнь ведь такая: тихая и очень однообразная во всех городах. Летом пыльно. Зимой грязно. А что мне запомнилось? Да девчонки красивые.
★ ★ ★
По линии мамы у нас предков довольно мало: до прадеда Сурикова были казаки, но исследовать это генеалогическое древо нельзя, там все потерялось. Со стороны отца, я думаю, известно поколение с конца пятнадцатого века. Это был обедневший дворянский род, получивший титул за участие в войнах. Откройте «Википедию» и проштудируйте фамилию «МихАлков» – там будет много интересного. Правильно говорить: МихАлков, ведь имя-то было МихАлка, но мы МихалкОвы.
★ ★ ★
Связь времен распадается, потому что у людей укорачивается память. Вот вы ничего не помните уже, не знаете телефонов своих родственников, у вас на все случаи есть кнопка – очень опасное явление для человечества. Мы тоже ничего не помним, но у нас компьютеров не было, поэтому мы немножко учились. Люди перестают иметь культурные, да и любые другие ассоциации, они профилируются только по знаниям, которые черпаются из «Гугла». У человека, который тесно работает с интернетом, память не должна работать активно, он все находит в Сети, и, помимо того что лобные пазухи развиваются неправильно, человек теряет потребность запоминать, а значит, теряет потребность заниматься дедукцией. Что такое дедукция? Синтез знаний. Мудрость – это синтез знаний, не объем знаний. Есть идиоты, которые очень много знают, и это гораздо страшнее. Как бороться? Ну, вон Стив Джобс, например, не давал своим детям ни айпад, ни айфон.
★ ★ ★
Весь интеллект у нас сейчас в интернете, а с собой мы ничего не носим.
★ ★ ★
Сегодня происходит так называемая банализация истины. И левые, и правые смешались, и в конце концов крайние правые и крайние левые могут вполне сомкнуться в интересах. Один русский философ как-то сказал, что государство существует не для того, чтобы создать на земле рай, оно существует, чтобы избежать ада. Что это значит? Сущность государства – ограничивать человека во вседозволенности. Если ему разрешить все, он станет животным. Сам человек себя ограничивать не может. И жадность человеческая на сегодняшний день доказала, что законы рынка не работают, жадность превалирует над законами рынка. И не регулирует ничего эта невидимая рука рынка. И то, что Америка сейчас занимается безнаказанным банковским бандитизмом и печатает сколько угодно зеленых бумажек, говорит о том, что государство должно вмешиваться, а оно почему-то не вмешивается.
★ ★ ★
Мы можем называть это как угодно, но социальное государство – это государство, развивающее постмарксистские идеи. Даже капитализм марксистский может существовать, Китай это доказывает.
★ ★ ★
Сегодня непонятно уже, кто такой либерал, и в последнее время отношение к либералам все более и более негативное. Это происходит, потому что права человека сегодня ставятся выше его обязанностей, а это преступление, ведь человек не может иметь прав, пока он не выполнил свои обязанности. Права вообще не дают, права берут. В этом все дело. Либеральная мысль воспитывает в человеке иллюзию, что государство ему должно, а отсюда каждый паразит заявляет, что он жертва общества. Сегодня всеобщее избирательное право – катастрофа европейской демократии. Гниет не Европа – гниет либеральная мысль.
★ ★ ★
Церковь не руководит сверху, церковь находится под колоссальным давлением снизу – давлением своих верующих. Если даже часть верующих возмущается, то церковь вынуждена реагировать. Так же, как правительство в России всегда находится под давлением архаической ментальности масс.
Любой фундаментализм – это реакция на что-то, а в России это реакция на колоссальное цивилизационное давление Запада. Джинсы, рок-н-ролл, короткие юбки, «Кока-кола» – это реакция на очень простые вещи. Цивилизационное давление – это не обязательно свобода слова, Charlie Hebdo. Поэтому, скажем, опера «Тангейзер» и весь скандал, с ней связанный, – это тоже цивилизационное давление Запада: режиссер, который чрезвычайно подвержен влиянию западной эстетики, решил привезти ее вот туда, в Новосибирск. Люди посмотрели и сказали, что им это чуждо, – вот и все. Мало того что это вообще не имеет никакого отношения к Вагнеру. Цивилизационное давление сегодня – это постмодернизм, а постмодернизм – это разрыв связи времен.
★ ★ ★
Политическая корректность зашкалила на Западе, поэтому гниют либеральные идеи, поэтому мультикультурализм не работает, поэтому они не знают, куда теперь деваться с эмигрантами. Во Франции мусульманские эмигранты – это не наши, прошедшие советскую школу, это совсем другие люди. Нам трудно себе представить, какую они запустили себе серьезную временнýю бомбу. Если речь идет об абсолютной свободе, тогда где ее лимиты? А если я сейчас захочу пописать вам на штаны? А что, не лишайте меня самовыражения. Ольга Туханина написала: два мужика помочились на забор, одного за это в кутузку, а у второго помеченный кусок забора вырезали, отправили на выставку и продали за 10 миллионов. В чем разница между этими двумя мужиками? В этом смысле я вспоминаю фразу Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер». Вот туда движется Запад, на мой взгляд, в искусстве. Изобразительное искусство там просто кончилось.
★ ★ ★
Изобразительное искусство практически умерло. Таких людей, например, как Френсис Бэкон, уже нет. Он, будучи, конечно, не совсем нормальным человеком, был высококультурным – его знание мировой культуры выражается в том, как он пытался эти знания применить, знал законы, чтобы их нарушать, умел рисовать, в конце концов. Мало того, его произведения вызывают чувства, причем чувства не физиологические. Мы можем положить экскременты в консервную банку, как делал Манцони, но это же не искусство – в том смысле, что оно не вызывает чувства, разве что какое-то любопытство.
★ ★ ★
Индивидуальная анонимная ответственность побуждает человека анализировать свои поступки и оценивать их. Все. Можно охарактеризовать это как совесть, но, как говорят, «у нас – совесть, у них – закон». 
 

Также почитать