Шахматисты в парке Кулибина

Шахматисты, которые долгое время собираются в парке Кулибина, – это уже городской маркер. Сначала они играли здесь со стороны улицы Горького, потом администрация решила этой частью парка пожертвовать ради шестиполосного движения, и навесы шахматистов моментально убрали, но Кулибинский отстояли, а пожилым спортсменам выделили собственный павильон в глубине парка. Дедушки изначально клуб игнорировали, скучая по прошлым битвам на свежем воздухе за шаткими столами, но за три года привыкли и собираются здесь, чтобы поиграть и поспорить, несмотря на отсутствие инвентаря и прочной крыши. Члены клуба мастерски распределили обязанности, у многих есть даже должности, которые они сами себе придумали. А еще они рассуждают про русский мат, говорят о высоком и иногда исполняют арии

«Общество поощрения художеств»

По понедельникам выставочный зал Арсенала не работает, но в одном из помещений второго этажа по вечерам всегда горит свет. Каждую неделю в шесть часов вечера вот уже три года кряду там собирается «Общество поощрения художеств» – группа пожилых людей, которые через погружение в изобразительное искусство учатся иначе смотреть на мир. Руководит этим обществом Раиса Германовна Савельева – искусствовед, бывший преподаватель и, по заявлению самих членов, главный его идеолог и вдохновитель. «Селедка» отправилась в гости к пожилым художникам и выяснила, чем живет общество, что такое присвоение искусства и как стираются границы возрастных критериев

Молодожены

Понятие «нормального возраста» для вступления в брак постепенно исчезает: лихорадочно жениться в 20 лет людям все больше кажется смешным, а тикающими часиками уже никого не напугать. К супружеству начинают относиться все более осознанно, подходя к выбору партнера с умом, – не случайно по статистике браки, заключенные после 45 лет, гораздо реже заканчиваются разводами. «Селедка» отыскала людей, которые решили пожениться уже в пенсионном возрасте, и расспросила их о том, как они нашли друг друга, почему решили вступить в брак, какая была реакция у их семей и что для них главное в супружестве.

Пенсия на Zero

Музыкальный промоутер и старик в теле бородатого младенца Егор Лоскутов – о том, на что тратят карманные деньги наши дедушки и бабушки

История рубрики посланий. ИРР-801

«Есть ли в нашем городе общество нудистов. Т. 23-88-70». С такого сообщения началась рубрика ИРР-801, своего рода «бумажного ватсапа». На дворе – 1993 год. На страницах газеты «Из рук в руки» молодежь Нижнего общается и знакомится, а потом встречается в офлайне и тусит. Редактор портала nn.dk.ru Юлия Кальсина – о друзьях по переписке в 90-х.

«Вечер трудного дня», «Один дома», «Глаз-алмаз»: что смотрели по тв в 90-е

Девяностые годы были, несомненно, золотым временем для телевидения, в том числе нижегородского, – попадание в ящик по уровню престижа сравнимо с полетом в космос, энтузиазм и идеи бьют через край, а в кадре можно практически все. Основатель паблика «Орбита-4» Александр Павлов вспоминает несколько особенно ярких моментов и программ того времени: хронику происшествий практически без тормозов, лучшую программу для подростков, легендарного кукольного Штоколо, шутки про ампутацию и погружение в мир городского лакшери времен Немцова

Три стадиона: «Радий», «Водник» и «Энергия»

Размер обычного футбольного поля – 105 на 70 метров, уже хотя бы поэтому любой стадион – это заметное явление в тесном городском пространстве. Журналист «Селедки» Марк Григорьев побывал на трех совершенно не похожих друг на друга городских стадионах и рассказал о том, где в Нижнем Новгороде спорт живет, а где выживает и что на аренах, построенных в начале прошлого века, происходит сейчас

«Мое дело как мастера – вооружить игрока концепцией»

Учитель по интеллектуальным играм, мастер спорта по го и вице-президент Нижегородской Федерации Го Юрий Соловьев рассказал «Селедке», зачем «разбрасывать камни» и как принципы игры помогают в реальной жизни

Бойцовский круг

Журналист Анна Лобова нарушает первое правило бойцовского клуба

«Нельзя не верить очевидным вещам»

Основатель проекта «Magic-Kniga» нижегородский издатель оккультной литературы Алексей Москвичев рассказал об опасности обращения к магическим книгам без опыта, вере в потустороннее и создании карт Таро гранд-дамой российской тарологии

«Заговором может быть любое слово или даже молчание»

Доктор филологических наук, литературовед и автор книги «Заговоры и заклинания в русской литературе XIX–XX веков» Алексей Коровашко – о единственном живом жанре русского фольклора, словах-пугалах и о том, ждать ли нам возвращения инквизиционных трибуналов

«Я могу признаться, что у меня нет способностей, но я думаю, что их ни у кого нет»

Музыкант и в прошлом ветеринар Лена Кримсон полгода назад устроилась работать экстрасенсом онлайн и теперь помогает в любовных и не только делах за 77 рублей в минуту. Специально для мистического номера «Селедки» она рассказывает, как устроена скорая экстрасенсорная помощь

«Эзотерика – очень полезная штука, если ею правильно заниматься»

Специально для мистического номера «Селедка» встретилась с адептом эзотерики в Нижнем Новгороде – создателем и ведущим знаменитой передачи «Для тех, чья душа не спит» Михаилом Зябловым и расспросила о паранормальных явлениях, НЛО, кустарных гаданиях и бессменных индийских коврах в студии

The future is out there

Специально для номера, посвященного изменениям в городе, «Селедка» попросила графических дизайнеров, иллюстраторов и архитекторов подумать над фирменным стилем различных культурных институций нашего города. Как могут выглядеть логотипы Ленинской библиотеки, ДК ГАЗ или Кремля, поработай над ними молодые специалисты? Досталось даже метро. А дизайнер Дима hlcll так размахнулся, что вообще полностью перепридумал планетарий. В общем, будущее где-то рядом.

Группа «Труд»

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Группа «Труд»

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Группа «Труд»

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Группа «Труд»

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Группа «Труд»

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Детство в городе

Четыре поколения горожан делятся своими воспоминаниями о Горьком – Нижнем Новгороде их детства

Арзамас in the sky

Постоянный корреспондент «Селедки» Марина Самкович отправилась на разведку в Арзамас

Кулебаки: что я видел

Культуролог, кандидат философских наук, кинообозреватель газеты «Селедка» Игорь Кобылин и его отрывочные наблюдения Кулебак

Город в лесу

Сценарист и киновед Василий Шевцов вспоминает родину

Что такое Кулебаки

Музыкальный критик, автор уже легендарных передачи и книги «Музпросвет» Андрей Горохов рассказывает, как больше десяти лет назад вдохновился маленьким индустриальным городом в Нижегородской области и стал полевым антропологом. «Селедка» публикует стенограмму лекции Горохова, которая прошла в рамках выставки «Прекрасен облик наших будней»

Выксунские пруды как «место памяти»

Журналист, культуртрегер, основатель и руководитель фонда «Дать понять» Галина Филимонова – о памятнике гидротехнической мысли

Под салют из мартеновской трубы

Человек, решивший инкогнито рассказать «Селедке» всю правду о Выксе, представился Андреем Коротковым и написал про «Пятак», выксунские диалектизмы и добрых таксистов

Моногород Икс

Выкса находится хоть и в Нижегородской области, но ехать до нее чуть ли не как до Москвы (это если выбраться на автобусе), поэтому просто так туда не махнешь. Знаменитый своим мощным фестивалем «Арт-Овраг» и металлургическим заводом, город впечатляет обилием прудов и концентрированным стрит-артом – гигантский единорог, скамейка-«лыжа», Лебединка и работы Паши 183. На что еще посмотреть и куда сходить в Выксе, делятся местные (и не очень) жители
Мы продолжаем исследовать города Нижегородской области.  Если вы живете или когда-то жили в таких городах и вам есть что рассказать, напишите нам письмо по адресу seledka@ekproject.ru.

Параллельное существование

Редактор сайта Eda.ru, уроженец Арзамаса, давно живущий в Москве Роман Лошманов – об отстраненном чувстве к старому городу

Ливерпуль Нижегородской области

Начальник отдела общественных связей Волго-Вятского филиала ГЦСИ, городской исследователь Анастасия Полозова – о бурных музыкальных событиях родного города 90-х и о том, кто и как создавал историю маленькой рок-столицы

Состояние

В номере, посвященном архитектуре, мы попросили экспертов рассказать о значительных объектах, которые характеризуют определенные стили архитектуры Нижнего Новгорода. Конструктивизм, эклектика, классицизм, модерн, сталинский ампир, кирпичный стиль – что есть что в городе в материале «Селедки»

Архитектура неорационализма Бастырева

Какое место занимали зодчие в период хрущевской оттепели и последующего застоя, когда профессия архитектора ставилась на второй план, а на пьедестале почета были строители, решающие важную задачу по ликвидации дефицита жилищного фонда? О том, каким было это «типовое счастье» и как творил нижегородский архитектор Бенедикт Алексеевич Бастырев, подчиняясь главному критерию того времени – экономичности, беседует с вдовой архитектора Ириной Юрьевной Преображенской постоянный автор «Селедки» Олеся Филатова

«Со дня на день появятся новые Татлины, Малевичи и Маяковские»

Главный редактор архитектурного издательства TATLIN Эдуард Кубенский пытается нащупать идентичность провинциальной российской архитектуры, рассматривает победителей нижегородского архитектурного рейтинга и предлагает свою теорию настоящего и будущего русской архитектуры

Расписание фестивалей-2015

Почти все фестивали города, которые можно и нужно посетить в этом году.

«В будущем мы будем одновременно запускать воздушных змеев по всей России»

Победители грантового конкурса фонда Futuro Кира Коваль и Маша Батусова на протяжении нескольких лет организуют фестиваль OpenSKY, заставляя всех участников один день смотреть исключительно в небо

«Культура и искусство были никому не нужны, поэтому они вышли навстречу людям»

Директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, победитель грантового конкурса фонда FUTURO Павел Милославский в очередной раз готовит городу большой подарок – фестиваль, посвященный классическому музыканту, с неклассическим наполнением. «Другая музыка. Бах» ожидается в сентябре.

«У нас в городе больше потеряно работ, нежели нарисовано новых»

Победитель грантового конкурса фонда Futuro художник Артем Филатов, работающий прежде всего с деревянной архитектурой, стал главным популяризатором стрит-арта в Нижнем Новгороде, придумав вместе с фондом «Красочное общество» фестиваль «Новый город: древний», во время которого уличные художники наконец-то могут рисовать легально.

Фестиваль как способ потратить и приобрести

Архитектурный критик Марина Игнатушко – о синергетическом эффекте фестиваля

«Если мы хотим поддержать культурное развитие, поддержать механизм, создающий связку между художником и зрителем, мы должны поддерживать фестивали»

Директор ВВФ ГЦСИ, учредитель фонда FUTURO Анна Гор и  руководитель экспертной группы по вопросам культурной и молодежной политики Общественной палаты ЦФО, один из разработчиков и участников реализации проекта «Пермь – культурная столица Европы» Александр Протасевич анализируют  поддержку фестивального движения в Перми и Нижнем Новгороде 

Искать «гений места»

Учредитель и директор Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», директор Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства Елена Коловская – о рецепте идеального фестиваля

Также почитать