"«У нас в городе больше потеряно работ, нежели нарисовано новых»"

Победитель грантового конкурса фонда Futuro художник Артем Филатов, работающий прежде всего с деревянной архитектурой, стал главным популяризатором стрит-арта в Нижнем Новгороде, придумав вместе с фондом «Красочное общество» фестиваль «Новый город: древний», во время которого уличные художники наконец-то могут рисовать легально.

В Нижнем Новгороде до этого момента не было ни одного фестиваля уличного искусства: были фестивали граффити, проекты по благоустройству. Подобная практика позволяет по-другому взглянуть на место таких художественных произведений в городе, а художникам позволяет выстроить новый диалог с его жителями. Кроме того, наш фестиваль был небольшим экспериментом, попыткой соединить активных жителей города и возможности уличных художников. Одно дело, когда работу наносят на стены заброшенного завода, нежилого дома или забор, не спрашивая никого, другое – когда художник общается с жителями, ищет точки соприкосновения, старается создать то, что подходит для жителей и места, где они живут. Здесь возникает понимание того, что эта работа делается для людей.
★ ★ ★
Нижегородское стрит-арт-сообщество безумно маленькое, активных уличных художников насчитывается меньше десяти, а если выбирать из них тех, кто делал хотя бы десяток заметных работ в год, таких сейчас очень и очень мало. Многие уличные художники в итоге все больше создают выставки внутри помещений, нежели работы снаружи, на улице, и это нормально, но в итоге улица пустеет. К сожалению, у нас в городе больше потеряно работ, нежели нарисовано новых. В прошлом году хотелось освежить город работами уличных художников из других городов, это хороший ход, чтобы по-другому посмотреть на то, каким должно быть уличное искусство конкретно в Нижнем Новгороде глазами людей со стороны.
★ ★ ★
Например, двое из художников-участников были в Нижнем Новгороде не в первый раз, у них уже сложилось свое впечатление о городе – им понравилась его деревянная архитектура, трамваи, холмы. Так как не мы конкретно выбирали, где будет сделана работа, а специально доверили этот выбор жителям, нам было важно пригласить интересных, разных художников, готовых к тщательной проработке будущей работы, способных создать максимально то, что художественно необходимо тому или иному месту, а не просто изобразить первый попавшийся эскиз.
★ ★ ★
У фестиваля не было главной задачи получить фидбэк от городского художественного сообщества, важны были отзывы именно самих жителей Нижнего Новгорода. Главной целью проекта было сделать стрит-арт менее напыщенно интригующим и более понятным, чтобы, кроме уличной романтики, можно было рассмотреть глубокий и интересный язык художника. Мало было найти общий язык с жильцом какого-то определенного дома, нужно было попробовать объясниться с администрацией и дать им понять, каковы сейчас возможности уличного искусства.
★ ★ ★
Самый частый характер обращений на фестиваль – «сделайте нам бесплатный ремонт». В основном это муниципальные учреждения, где на самом деле есть целый комплекс проблем, в лучшем случае это беспорядочные тэги, в худшем – трещины и отвалившаяся штукатурка, поэтому мы просто в силу своей компетенции не могли взяться за такие объекты. Хотя согласование с подобными учреждениями и проще, нам хотелось получить опыт в общении с многоквартирными домами, разными жильцами и собственниками, понять их мотивы, уровень заинтересованности. Второй по популярности запрос был от людей, руководствующихся принципом: «Лучше что-то, чем ничего». Это важный принцип для преобразования чего-либо вообще, но мы в идеале искали того, кто понимает возможности и особенности уличного искусства.
★ ★ ★
Что у нас получилось понять за этот год: нет четкого алгоритма, как согласовывать объекты искусства в общественном пространстве. Нет такого механизма, который бы однозначно позволял согласовать произведение грамотно, даже с учетом наличия денег и ресурсов. Один из первых этапов согласования, когда ты приходишь к главе района, происходит так: он первый раз в жизни видит эскиз уличного художника, смотрит – и не может дать этому объективную оценку. И заместители его смотрят – и тоже не понимают. И говорят: о чем вы? У нас тут напротив сталелитейный цех, а рядом торговый центр строится, детского сада нет, миллион проблем, а мы какие-то эскизы смотрим. И вот, мы сталкиваемся с тем, что такие решения проходят не столько через комиссию экспертов, сколько через чиновников, которые просто не могут иметь достаточного опыта, чтобы определить разумность размещения той или иной работы художника. Опыт Москвы показывает, что зачастую рисунки создаются странными путями, не имея никакого согласования и общественного оправдания – разумеется, эти работы долго не проживут. Пока что единственный вариант страховки – создание экспертной комиссии, состоящей, например, из деятелей культуры и искусства, чиновников, бизнесменов, чтобы они оценили эскиз, согласовали и прикрепили к нему какой-то документ, дающий работе некий иммунитет.
★ ★ ★
За один год как-либо изменить что-то в отношениях между жителями и уличными художниками практически невозможно. Но сама схема взаимодействия, придуманная в рамках фестиваля, оказалась продуктивной: когда ты исходишь не из того, чтобы просто нарисовать какую-то работу на какой-то стене, а из того, что хочешь сделать уместную работу в уместном месте и чтобы жильцы были «за» и не хотели от нее избавиться или просто оставались в стороне. Пока работали, мы встретили очень интересных людей, например, из Национальной ассоциации ЖКХ: они поняли нашу цель и заинтересованность в ее достижении, очень нас поддержали, и если бы не они, каких-то объектов просто бы не было, поэтому и в этом году мы планируем с ними плотную работу.
★ ★ ★
В 2015 году мы хотим сделать фестиваль более концептуальным, создать работы на исторической застройке города, на деревянных и каменных домах, которые предложат жители. Это достаточно трудная тема, проблема и достояние нашего города. Хочется поработать с теми, кто живет и любит свои дома и не собирается их оставлять, знает историю места, где живет, и понимает, что уличный художник может сделать их дом лучше, что он позволит посмотреть на него с новой стороны. Мы хотим, чтобы объекты фестиваля стали местом, которое было бы ценно всем: от жильцов и горожан до туристов. В рамках фестиваля мы будем не только рисовать, но и рассказывать истории кварталов, конкретных домов и их жителей, проводить экскурсии.
★ ★ ★
Один из самых ожидаемых приглашенных уличных художников – это Тимофей Радя из Екатеринбурга: его взгляд на город был бы особенно важным, он придает большое значение анализу места, где будет создана работа. Также мы собираемся привезти достаточно известного художника из Тель-Авива, Игоря Klone, возможно, он откроет традицию приглашать художников из других стран на наш фестиваль, но мы также не забыли и о нижегородцах, связались с уже более-менее известными художниками, и даже теми, кто только пробует себя в уличном искусстве. Я лично жду будущую работу в рамках фестиваля от Никиты Nomerz, очень интересно, что он сделает после долгого перерыва.

Фестиваль «Новый город: древний» ищет стены! Лучшие уличные художники из разных уголков России встретятся в Нижнем Новгороде, чтобы создать работы на старых домах, одним из которых может стать ваш дом. Присылайте заявки с фотографиями дома и адресом на почту: contact@streetartnn.ru или заполните заявку на сайте: www.streetartnn.ru до 1 апреля.

Также почитать