«Маяк» на Нижневолжской: как будет устроен культурно-технологический кластер

Для здания банка Рукавишникова, также известного нижегородцам как фабрика «Маяк», наконец-то наступают лучшие времена. Начавшаяся реставрация не только восстановит исторический облик постройки великого архитектора Федора Шехтеля, но и наполнит его новыми смыслами – через два года здесь появится культурно-технологический кластер «Маяк». «Селедка» поговорила о проекте с Екатериной Гольдберг, сооснователем студии Orchestra, которая разработала концепцию развития «Маяка» по приглашению правительства Нижегородской области

 

Дом моделей

Мировые дома моделей формируются волей личностей, знаменитыми кутюрье, самой атмосферой модных городов. В СССР они создавались постановлением Министерства легкой промышленности. Был ли «модным» город Горький, индустриальный миллионник? Начиналось все в 1949-м, когда одновременно с Куйбышевским, Новосибирским, Свердловским домами в Горьком был создан Дом моделей. «Капиталистическим кутюрье» в СССР противостояли многочисленные «служащие», спецы, причастные к разработке ассортимента моделей и технической документации. Многие, работавшие в горьковском «предприятии» (третьим в Союзе после московского и ленинградского он стал довольно быстро, уже к концу 70-х), большой творческой лаборатории, помнят особую культуру производства и общения, сложившуюся за полвека. Журналисты «Селедки» поговорили с причастными.

 

Текст: Виктория Азарова, Марк Григорьев, Ира Маслова

 

 

 

Братство пара

Постоянный автор «Селедки» Марина Самкович исследует незнакомые для себя места – на этот раз она, несмотря на страх и скромность, отправилась в общественную баню

Печеньки в шоколаде

Постоянный автор «Селедки» Марина Самкович и фотограф Валерий Шибанов отправились в самое новогоднее место города

Здание-свиток

Нижегородская синагога на улице Грузинской, 5а – место, в котором не было большинство нижегородцев. Открывая «белые пятна» на карте города, «Селедка» не могла обойти его вниманием.

Конец Птичьего рынка

Сегодня нижегородская «Птичка» – пара маленьких рядов на Канавинском рынке, недалеко от главного павильона. Чтобы попасть сюда, надо пройти бесконечные прилавки с шапками, куртками и костюмами а-ля 90-е. Когда-то все было иначе. О расцвете и закате нижегородского Птичьего рынка рассуждает Марина Самкович.

Никто не знает, где Дмитриев

Наш постоянный автор Марина Самкович отправилась на знаменитые Бугры –
самое легендарное кладбище в центре города, чтобы узнать, что там – после смерти

Машина времени

Берлиоз попал под трамвай. «Шел трамвай девятый номер». «Он вскочил на подножку трамвая и уехал от преследователей» – это что-то из времен нэпа. «Ехали в трамвае Ильф и Петров». В трамвае задохнулся доктор Живаго. «Не трамвай, объедет». «Пассажиры трамвая» – это уже песня другого Петрова, экс-Декоратора… Что за чепуха лезет в голову человека, который едет на трамвае в Музей трамваев.

Как пройти в библиотеку

«Живая библиотека» – история прежде всего про толерантность, когда недолюбливающий лесбиянок, мигрантов или ограничивающий общение с людьми, у которых что-то не в порядке со здоровьем, будь то СПИД, рак или слабовидение, вдруг начинает разговаривать с теми же геями и незрячими и открывает для себя прежде всего человека, а не социальную прослойку, с которой мало общего. Технология, зародившаяся в Дании, легко прижилась в России. В Нижнем Новгороде «почитать» людей собрались в этом году уже в третий раз. «Селедка» публикует интервью с «книгами».

Дети сержанта Пеппера

Музыкальная толкучка у магазина «Мелодия» на площади Горького, в просторечии «куча», открыта по субботам независимо от погоды. И в снег, и в дождь здесь стоит плотная толпа людей, человек 30–50. Мужчины в темных куртках; старый винил, разложенный на столиках, лежащий в картонных коробах у ног или в багажниках припаркованных рядом автомобилей. Легкое броуновское движение. Кто-то похлопывает друга по плечу, кто-то обсуждает детали покупки нового альбома 1978 года (название широкому слушателю ни о чем не говорит) или ищет любимую музыку. Куча – место для тех, кто в теме: знатоков музыки, коллекционеров винила. «Мелодия» хранит память об ушедшей эпохе, когда город Горький, как вся страна, жил за железным занавесом. Единственным способом познакомиться с культурой Запада был «Голос Америки» – или пластинки. «Битлы» и «Дип Пепл», «Назарет» и «Бони М» – каждый диск был побегом «туда», приключением, иногда и с риском для жизни. На куче было все. Адреналин не хуже рулетки, когда внезапно находишь пластинку, о которой мечтал, и проворачиваешь лихую обменную комбинацию. Торговля с рук за невиданные деньги – фирменная пластинка «из-за бугра» стоила ползарплаты. Менты, которые гоняли меломанов, и «шакалы», которые их грабили. Система давно рухнула – толкучка осталась. Об эволюции кучи, а заодно о музыке и виниле рассуждают нижегородские меломаны и коллекционеры Александр Сперанский и Андрей Киселев.

Живые и мертвые

Парк Кулибина – 12 гектаров земли, плотно зажатых между Горького и Белинкой, ТЮЗом и бывшим кинотеатром «Спутник». Тихое место в самом центре города, любимое многими поколениями горожан. На скамейках сражаются шахматисты, гуляют мамочки с колясками, дети весело бегают вокруг памятника легендарному механику-изобретателю. Полная идиллия. Сложно представить, что так было не всегда. Стоит немного копнуть землю – и вы наверняка обнаружите кости. Много костей. Ведь когда-то на месте парка было кладбище.

Вагончик тронется

В новой рубрике «Селедка» будет рассказывать о местах, которые по тем или иным причинам остались без должного общественного внимания

Также почитать