"Вагончик тронется"

В новой рубрике «Селедка» будет рассказывать о местах, которые по тем или иным причинам остались без должного общественного внимания

Про наличие ДЖД в нашем городе знают почти все, однако версии по поводу того, что это такое, сильно расходятся – начиная с догадки, что это что-то вроде кружка авиамоделистов, и заканчивая предположением, что это парковая развлекуха, как тот смешной паровозик, курсирующий по Покровке.
Первая Детская железная дорога была построена комсомольцами в Москве в 1932 году и преследовала больше развлекательные цели, нежели обучающие. Затем аналогичная по инициативе школьников была открыта в Тбилиси в 1935 году. В итоге, участники строительства обратились к сверстникам через газету «Пионерская правда» с призывом строить такие же сооружения по всей стране. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Л. М. Кагановича и академика В. Н. Образцова, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.
История же непосредственно Нижегородской детской железной дороги достаточно примечательна – на момент ее основания в 1939 году и вплоть до 1965-го она, несомненно, была лучшей в стране, имела передовую оснащенность и соединяла два района – Автозаводский и Ленинский. На каждой из конечных станций («Родина» и «Счастливая» – в здании последней сейчас располагается Автозаводский Дворец бракосочетаний) были возведены красивейшие вокзалы, огромных, по меркам узкоколеек, размеров. В ходе войны имущество ДЖД было частично передано на нужды обороны – обучение там проходили машинисты «больших» дорог. Восстановление путей заняло два года, после чего ситуация стала приобретать немного абсурдный характер – горожане стали использовать дорогу в качестве еще одного вида общественного транспорта, так как трамвай, проходивший по примерно тому же маршруту, с нагрузкой не справлялся. В адрес руководства начали сыпаться обвинения в эксплуатации детского труда, и рост дороги значительно сократился – в 1947/48 году там помогали лишь 45 юных железнодорожников, а перевозками пассажиров занимались инструкторы. Затем, правда, руководство сменилось, и дорога продолжила развиваться. В середине лета 1965 года произошло событие, фактически остановившее существование ДЖД: поезд, выполнявший первый рейс, неожиданно остановился после километра пути – дальше дорога была разобрана. Как выяснилось, еще в феврале было принято решение о переносе дороги в связи с началом жилищного строительства в этом районе, однако для его реализации требовалось снести 48 жилых домов. Само собой, такой проект реализован не был. Началась реализация нового, но председатель горисполкома А.Д. Проскурин, не дожидаясь его завершения, принял решение о расшивке путей. Руководство дороги предупреждено не было, ответственности за произошедшее никто из чиновников не понес. От девяти с лишним километров дороги осталось лишь полтора и единственная станция – «Родина».
В 1991 году дорога была частично восстановлена, и сейчас в плане представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся три тупиковые станции – «Родина», «Счастливая», «Пушкино». Существовали планы по расширению дороги до 12 километров, в том числе рассматривался вариант пустить ее по парку «Им. 1 Мая», однако мешали вековые деревья, уничтожение которых возмутило бы общественность. В конце концов упиралось все в то, что места банально не осталось: все уже либо застроено, либо будет застроено в ближайшее время.
Становятся юными железнодорожниками дети с десяти лет, обучение занимает три года. На данный момент во всех секциях и кружках ДЖД (а их достаточно много – среди прочего имеется своя фотостудия) совершенно бесплатно занимаются 1100 детей, а в непосредственно железнодорожных – порядка семисот человек. Занятия в зимнее время ведутся в основном теоретические – на трехчасовых лекциях раз в неделю ученики пишут конспекты. Летом проходит месячная производственная практика, где и начинается настоящая работа. В первый год обучения ребятам доверяют обязанности стрелочника либо путевого рабочего. На третьем – работу дежурного по станции, вагонного мастера, машиниста тепловоза. Всего на выбор дается порядка двадцати профессий. За время обучения дети получают знания в объеме железнодорожного техникума – в теории этих навыков достаточно для того, чтобы начать работать на «большой» железной дороге. «Многие, не зная профессии железнодорожника, поступают в техникум, а потом признаются, что сложновато. Наши выпускники уже достаточно много знают, чтобы ориентироваться на начальных этапах обучения. В техникуме много профессий, вот, скажем, отделение «Автоматика и телемеханика на транспорте». Неподготовленный человек не сможет даже сказать, что это такое, а наш ребенок не только ответит, но и точно знает, нравится ему это или нет», – рассказывает Елена Вячеславовна Семина, инструктор путевого хозяйства ДЖД.
Все это больше похоже на глубокую профориентацию на японский манер, когда школьника на какое-то время бросают наблюдать за работой, которая ему интересна, только в нашем случае он еще и принимает самое непосредственное участие в производстве. И это, наверное, одно из последних заведений подобного рода – ребенку абсолютно бесплатно могут показать, как устроена изнутри та или иная профессия. Хотя, в сущности, это остается кружком детского творчества, пускай и на достаточно серьезном уровне. То есть в железнодорожном техникуме термин вроде «трехзначной автоблокировки с частотными рельсовыми цепями без АЛСН» учеников не испугает.
Атмосфера на вокзале станции «Родина» перед отправлением больше напоминает пионерский лагерь – из динамика звучит то «Прощание славянки», то просто абстрактная советская песня, потом почему-то включают певицу Нюшу, все это вперемешку с переругиванием пацанов в железнодорожной форме.
Дорога проходит по местам не сказать чтобы симпатичным – мимо почти заброшенных гаражей, парковок, виднеется Московское шоссе, иногда она пересекает прилегающие улицы – машины терпеливо ждут, пока маленький состав проедет. И кругом дети – на переезде с флажками, внутри вагона в качестве контролеров, на станциях, на стрелке. Первая остановка – «Пушкино», там железнодорожники отцепляют один тепловоз и подцепляют другой, все это занимает порядка десяти минут, в то время как в пути мы, может быть, пять или семь. Затем нас отправляют на «Счастливую», перегон тоже не особо длинный, зато проходит по берегу Силикатного озера. Здесь нам вновь перецепляют состав. Затем обратно, на «Родину». Все путешествие занимает порядка сорока минут.
Со стороны это, и правда, может показаться грандиозным советским аттракционом, никакого значения не имеющим. В какой-то степени это так и есть, однако в свое время дорога была своего рода символом победы индустриализма над деревнями с окраин без электричества. Стоит добавить, что дороги были очень грамотным решением с идеологической точки зрения – дети, играя во взрослых, получали знания по довольно значимой специальности, а взрослые, наблюдая за ребятами в форме, начинали верить в те заявления партии, которые касаются светлого коммунистического будущего. И все это в совокупности и сейчас создает совершенно необъяснимый сказочно-романтический флер, словно выхваченный сюжет из неплохого мультфильма, где все отчего-то поменялись местами и дружно едут на игрушечном железнодорожном составе к неумолимому хеппи-энду.

 

Также почитать