"Город-дефлопе"

О том, как поднять веки рядовому горожанину и заставить посмотреть на надоевший мегаполис другими глазами, а также никогда не слышать фразу «Мы только что проехали!», рассуждает журналист Юлия Сухонина

Моя бабушка, проработавшая много лет шеф-поваром в одном из детсадов города Горького и понимавшая толк в творожных запеканках и оладушках, неоднократно была награждена за успехи в труде путевками и экскурсиями. Культурное было раньше стимулирование, чтобы граждане росли над собой. Так вот, она любила повторять, что поехать на экскурсию – это как сходить в ресторан, только лучше. И я с ней до сих пор согласна. Правда, кормят в этих ресторанах по-разному: в одном простой гамбургер принесут, а в другом – исключительно то самое дефлопе с крутонами и семечками кациуса.


Первый случай как раз из советской эпохи, с маршрутами и программами, проверенными десятилетиями. Это самые распространенные и ныне экскурсии, которые легко узнаются по выкрикам экскурсовода: «Не отстаем! Быстрее!», «Посмотрите направо. Я сказала, направо! Мы только что проехали!» или «Через 10 минут у автобуса!». Стоит такой сервис на трех китах: Буфет, Туалет и Сувенир. Туристы проносятся мимо загадок и красот со скоростью бобслеистов-олимпийцев и потом не могут разлепить из кома впечатлений хоть какие-то детали.


Недавно жертвой такой кухни пал один мой знакомый. Этот гражданин проникся к пенсии страстью к церковной символике и очень хотел попасть с экскурсией в сосредоточия культа. Для этого он купил однодневную путевку в автобусный тур. Программа обещала ему историю строительства обителей. Вот ровно до этого момента гражданин может рассказывать об этом спокойно. Потом он начинает нервно повествовать, как в монастырях экскурсовод попрекнула его незнанием молитв и нежеланием приложиться к мощам, а большая группа туристов всю дорогу пела религиозные песни и гимны. Наконец, в автобусе он заявил, что вообще-то покупал путевку на светскую экскурсию без признаков религиозного экстаза, а от гимнов у него болит голова и повышается давление. «Братья и сестры! Смотрите, этому человеку не нравятся песнопения! В нем бесы!» – провозгласила на весь автобус бойкая бабка в платке. Дальнейшее он помнит как в тумане…


Однако в прошлом году в Петербурге он попал на интереснейшую экскурсию, посвященную масонской символике храмов, и был абсолютно счастлив. Студент-историк протащил его и еще трех ценителей по всему центру северной столицы и напичкал символизмом по самое не могу. С тех пор пенсионер стал поклонником небанальных экскурсий и влюбился в Питер.


Да, однозначно во всех туристах сидят бесы. Бесы любопытства к новому. Поэтому мне непонятно, зачем товарищи едут, например, в Муром слушать избитые истории об Илье Муромце и муромских святых. Город превращен в религиозный гамбургер, простой и скучный, одноплановый. А в Муроме, основанном исчезнувшим народом, есть еще о чем поговорить. Например, почему тысячу лет назад там хоронили женщин, закапывая их сидящими верхом на лошади? И в какой горе жил змей, пугавший поселян? Это не город – это настоящее дефлопе! И подавать его можно по-разному: Муром купеческий, Муром языческий, Муром легендарный!


Считается, что впервые небанальные экскурсии стали доступны в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Граждане могут просто записаться на прогулку через интернет, выбрать тему и время. Как ни странно, уже там заметили интереснейший тренд – чаще всего эти экскурсии востребованы жителями этих же мегаполисов, а вовсе не приезжими. Люди просто открывают для себя заново свой город, видят его интересным, неординарным, наполняют свое свободное время событиями. Некоторые в своих отзывах признаются, что город уже никогда не будет для них прежним – безвкусным и скучным, он наполнился сочными историями и приправлен красками. И это прекрасно.


Прогулки по крышам старой Москвы, петербургские дворы глазами Родиона Раскольникова, столичные закоулки, обзор витражей и их смыслов, мистика и старинные некрополи. Кроме того, появились совсем непривычные предложения: алкотуры по местечкам с эксклюзивными напитками и гурман-туры для тех, кто предпочитает покушать вкусненького и тематического. Ну отчего, например, не зарулить в библиотеку водки? Хотя бы для того, чтобы понять, что из 150 сортов напитка «насыщается ароматами жасмина, мха и легким ароматом копченостей, мягко и тягуче обволакивает нёбо» абсолютно все. И обволакивает не только нёбо, но и официанта, заведение и город. Согласитесь, знать это тоже полезно! А в Питере могут провести по оставшимся во всей красе коммуналкам, покормить на общей кухне подгоревшей яичницей с колбасой или даже показать атомную станцию.


В Нижнем Новгороде тоже появились подобные предложения сразу от нескольких операторов небанальных экскурсий. Спектр тем широк: от технополиса и женских лиц города до започаинских троп и купеческих лавок, от советских кварталов Автозавода до заброшенных промышленных зданий начала XX века. Есть и детская тематика, что доставляет отдельную радость.


Возможно, еще немного – и в Нижнем Новгороде пропадет сезонность в экскурсионном обслуживании. Вы заметили, что в сентябре-октябре вслед за последними солнечными деньками и улетающими птицами с наших тореных туристических троп пропадают все эти группы организованных пенсионеров в наглаженных штанишках и кепочках? И трехосные автобусы уже не громоздятся на парковках. Да кто вообще решил, что в осмотре города может быть «не сезон»? Народ же не на пляжи Питера или Нижнего едет! Он едет за атмосферой, за событием и погружением. Раскольников у Федора Михайловича бегал не по летним клумбам Петербурга, Распутина убили зимой, Минин призвал собирать нижегородское ополчение в сентябре, а выступило войско в конце февраля, балы в старомосковских особняках танцевали зимой, и чудеснейшие осетры прибывали в нижегородские ресторации морожеными по речному санному пути. Да как может быть не сезон для знакомства с, казалось бы, знакомым городом, когда он такой вкусный в любое время года?


И опять это же смещение фокуса, как и в столицах. Нижний Новгород стал интересен прежде всего нижегородцам, у которых, как и у всех горожан, пик ненависти к своему городу наступает в пробках и в день возвращения домой из отпуска, проведенного по парижам. А качественная небанальная экскурсия повышает градус любви и любопытства. Поэтому предложение компаний дарить друг другу экскурсии – это скорее для местных. Так появляется аппетит на собственный город, посмотреть который – как сходить в ресторан, только лучше. Просто чтобы расти над собой.

Также почитать