Места памяти жертв массовых репрессий

В самом конце октября, 29-го и 30-го, в России традиционно вспоминают жертв массовых репрессий. Акции памяти проходят и в Нижнем – по оценкам современных историков, с 1917 по 1953 год жертвами репрессий в Нижегородской области стали не менее 150 тысяч человек. «Селедка» составила карту из девяти мест в Нижнем Новгороде, так или иначе связанных с массовыми репрессиями.

 

Текст: Марк Григорьев

Фото: Илья Большаков

 

«О'Город»: история фестиваля

Кажется, что «О'Город» был всегда – за десять лет из условно молодежного студенческого фестиваля он превратился в масштабный проект, целью которого стало преобразование территорий и привлечение внимания к вопросам, связанным с городской средой. «О'Город» – это не только появление в городе инсталляций и малых архитектурных форм, но и серьезный подход архитекторов, которые исключительно по собственной инициативе делают наш город лучше. Специально для «Селедки» организаторы и участники фестиваля вспоминают, что они успели натворить за эти десять лет.

Бренд PROVMYZA: гангрены, перформативные жесты и прагматичные эффекты

На мировой арт-сцене творческий дуэт «Провмыза» широко известен благодаря экспериментам на границе кинематографа и видеоарта. Однако почти два десятка лет назад они активно интересовались модой как пространством для воплощения творческих идей на базе дизайна, перформанса, театра, поэзии и музыки. На их счету собственный бренд, стажировки, международные проекты, несколько концептуальных коллекций, съемки в глянце, награды, а также провокативные подиумные показы, которые, к сожалению, не сохранились на видео. Галина Мызникова и Сергей Проворов рассказали «Селедке» о своем опыте работы fashion-дизайнерами и неочевидных связях между современным искусством и модой
 
Текст: Анастасия Бирюкова
 
 

Как покупать медиаискусство?

Как купить свет? А свет в сопровождении специально к нему написанного звукового ряда? Как купить в частную коллекцию определенную последовательность свечения лучей в медиаинсталляции? Сопоставимо ли медиаискусство по значимости с живописью? Сможем ли мы когда-нибудь побывать на аукционе, где будут продавать динамическую проекцию? Можно ли сделать медиаарт подлинным? Нужно ли вообще его покупать частным лицам?

 

 

Какие книги выпускало Волго-Вятское книжное издательство

В советское время книги, выпущенные Волго-Вятским книжным издательством, были практически в каждой домашней и уж точно в каждой публичной библиотеке региона. ВВКИ работало с 1921 по 1999 год, сбавив обороты только в самые последние годы существования. Было оно зональное, то есть одно на две области, поэтому снабжало не только горьковчан, но и кировчан художественной, общественно-политической, сельскохозяйственной, производственной и заказной литературой.

Особенная гордость издательства – книги по краеведению. Долгие годы редакцию краеведческой литературы возглавляла Ирина Васильевна Сидорова. Именно она была редактором у большинства известных горьковских писателей, инициатором и составителем первого в России фотоальбома Максима Дмитриева, основала серию «Записки краеведов», создала ряд сувенирных книжек-малюток о городе Горьком, которые получали дипломы в Москве на книжных выставках, а также уникальную нижегородскую пушкиниану.

С помощью бывших сотрудников издательства и работников Центральной городской библиотеки имени Ленина «Селедка» подобрала обложки книг, которые помогают составить представление о работе ВВКИ.


Общепит в НН в 90-х

Поэт и гастролюбитель Владимир Безденежных по просьбе «Селедки» ударился в гастрономические воспоминания

Начало 90-х – это полный «п…». Только закончилось время продуктовых талонов, табачного кризиса и кинувшей всю страну гайдаровской денежной реформы. То есть продукты, алкоголь, табак (всё в основном импортное) появились, и в изобилии, но цены подскочили в разы. А вот зарплаты, пенсии и стипендии – отнюдь. Жили бедно, но весело. По праздникам в сковородках соотечественников шипели целлюлитным жиром «ножки Буша» да «Распутин» подмигивал с каждой бутылки.
К концу 90-х обстановку можно было охарактеризовать как стабильно тяжелую. То есть не умирали, не голодали, но от зарплаты до зарплаты редко кто (из моих знакомых) дотягивал, без того чтобы не перехватить у друзей. В продаже стали появляться продукты и напитки российского и местного производства, более дешевые и натуральные, нежели заморские. И словосочетание «такая с птичкой» вызывало у нижегородцев ассоциации вовсе не с пачкой макарон, а с иным продуктом производства чкаловского АО «Бальзам».
Но давайте теперь о еде. Скажу сразу, что всё здесь описанное – мои личные воспоминания, основанные на личных же предпочтениях и финансовых возможностях. Персонажи не являются выдумкой автора. Любые несовпадения случайны.

«Я регулярно сталкиваюсь с теми, кто раньше занимался бандитизмом»

90-е – это не только жвачка «Турбо», передачи Сергея Супонева и МММ. Тогда «новые русские» были не полузабытым мемом, а реальностью, рэкет считался почти обычным делом, у каждой семьи был хотя бы один знакомый, которого с опаской называли «бандитом», а в газетных объявлениях можно было запросто наткнуться на поиск работы «с риском». «Селедка» встретилась с генералом Иваном Ивановичем Кладницким, который в то время возглавлял региональное управление по борьбе с организованной преступностью, – его в газетах называли не иначе как «нижегородский Жеглов», – и расспросила о том, как преступники делили территорию, нижегородских бандах того времени, перестрелках и бывших преступниках

Зверь 666 на Рождественской, или Был ли мост через Оку шпионским?

Создатель колоды Таро Тота, автор «Дневника наркомана» и «Книги закона», которые часто называют библиями соответственно контркультурщиков и оккультистов, англичанин Алистер Кроули был в России дважды. Первый раз – в Санкт-Петербурге, где пытался учить русский язык для поступления на службу в Министерство иностранных дел (не выучил и вскоре передумал делать карьеру госслужащего). Второй раз – в Москве и Нижнем Новгороде. Причем поездка в Нижний выглядела спонтанной, если не сказать бессмысленной.
Ревнитель скреп и духовности, муниципальный служащий Сергей Данюшин попытался понять, что самый, пожалуй, известный черный маг и сатанист XX века забыл на Нижегородской ярмарке, и ожидаемо пришел к выводу, что и в этот раз «англичанка гадила».

Детский фольклор

Поэт, литературный критик и редактор журнала Rolling Stone Лев Оборин – о секретном мире детей: обрядах инициации, «соленом» языке и гномике-матерщиннике

С сиропом или без

Постоянный автор «Селедки» Дина Коротаева в очередной раз анализирует фото из прошлого и рассказывает о газировке, домах-коммунах и кепке-«восьмиклинке»

Шел по городу художник

Постоянный автор «Селедки» Дина Коротаева – о том, как шокировали любителей живописи в 1910 году, краске «крап-роза», мозаиках и калейдоскопе

Старые пленки

Старший научный сотрудник выставочного зала «Покровка, 8» Дина Коротаева – о памяти «по кадрам», детских колясках и туфельках

Неизвестный Нижний

Новая книга-альбом «Неизвестный Нижний Новгород», только что вышедшая в издательстве «Кварц», охватывает период от 1847 (даты первой публикуемой в книге фотографии) до 1932 года, когда городу дали новое имя - Горький. Книга делится на две части: «До ...» (до Октябрьского переворота 1917 года) и «После ...» - с 1917 по 1932 год. Для этого издания впервые были открыты фотографические фонды Нижегородского государственного музея-заповедника. «Селедка» публикует несколько фотографий.

Коньки и собаки

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о скороходах, памятнике Ленину и итальянском городе

Электротеатр и «Отлет журавлей»

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о том, что в Александровском саду лепили из глины, о футболе в Канавине и морской черепахе

Сладкое место

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева –
о булке «Мечта», мороженом с вишневым сиропом и минимализме шестидесятых

Писатель в городе

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – об эмоциональности памятников, ученике Татлина и о том, что роднит Горького с курортными городами

Обыкновенное чудо

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева –
о сказках, маленьких городах и «восторге глаз»

Полеты наяву

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о том, где жила мать знаменитого летчика, боевых орденах и голубях

Приметы детства

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о попытках обобщать, бантах и целлулоидных пупсах

Самая читающая

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева –
о моментальной лотерее, «культурном» автобусе и сталинском ампире

От фонаря

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина о Коротаева –
о том, можно ли сосчитать фонари в городе, крысах и керосине

Забытое кино

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о «новой венгерской волне», первом в Горьком широкоформатном кинотеатре и моде середины шестидесятых

Белки на фикусе

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8»
Дина Коротаева – о том, чего не было в магазинах
в 1949 году, оранжевых абажурах и концертах Вертинского

Руки прочь!

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о творчестве советских военных специалистов, «Волге» и «фантомах»

Как положено

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о том, как «страшно жить без самовара», расстегаях и количестве граненых стаканов в СССР

Вверх по лестнице

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о кибернетическом буме, драповом пальто и чиновнике, пострадавшем от взрыва воздушного шарика

Культпросвет

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о нижегородских марксистах, очках Гарольда Ллойда и «турецких огурцах»

Мир построен будет Октябрем!

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о чучеле хулигана, фонаре вместо царя и лорде Керзоне

Стража лопухастых островов

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева –
о необычных мальчишках, алюминиевых пуговицах и джинсовых пилотках


«Стража лопухастых островов» – название книги писателя-фантаста Владислава Крапивина, известного автора повестей об обычных мальчишках с необычными способностями. Впрочем, иногда и нет у них никаких выдающихся качеств. Просто они считают, что в жизни главное – честность и смелость; готовые к открытиям, да, собственно, без них и не представляющие своей жизни, часто дома они получают нагоняи за синяки, порванные брюки или стершиеся в многочасовых путешествиях по окрестностям сандали. Мальчишки на снимке именно такие, какими представляешь себе крапивинских героев – те тоже в восьмидесятые ходили в школу в темно-синей форме с красным галстуком. Школьники с фотографии жили на территории бывшей ярмарки: кирпичные лабазы, исчезающие буквы на старых вывесках, Староярмарочный собор с таинственными подвалами, голубятни на крышах сараев. «Холодом и сыростью тянуло из зарешеченных ажурной ковкой подвальных окошек, – пишет в рассказе «Голуби над храмом» выросший в этих местах нижегородский писатель Валерий Сдобняков. – Много всяких небылиц рассказывали мальчишки друг другу про эти подвалы, пугая и нагоняя страху на собеседника. Когда шли к дому с рыбалки, то также невольно опасались и неприступных пикообразных решеток на высоких окнах самого собора…» 

Мелочи жизни

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о затерянной улице, дворниках и рекламе столетней давности

Фотографирую, следовательно, существую

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о всемирно известной картине, «рае для вещей» и ламбрекенах

Зеленская, 3

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева –
о грамоте Павла I, письмах Репина и «связи времен»

Усадьба Рукавишниковых: немузейный разговор

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о важности любопытства, нижегородской «семейной саге» и мастере триолетов.

Архитектор

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о немцах в Нижнем, самарском модерне и городе-саде

 

 



Там – в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму водила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал, – и снова тьма бродила.
А. Блок, 1 мая 1901 г.

Что растет на елке?

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» – об уникальной коллекции Леонида Крайнова-Рытова, особенностях «типографской мелочи» и соседстве сказки с освоением космоса

Черный пруд

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о небывалых для Нижнего праздниках, «прогулках в минувшее» и Аннушке, разлившей масло

Человек эпохи

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о римском
кинжале, «живописном терроризме» и «братишках»
 

Грузинская, 34

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о доме-ларце, варенье из крыжовника и храме-памятнике в Лейпциге

Большая Печерская. Собрание сочинений. Том 31

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева об уютном кабинете директора Общественного банка, взорвавшемся автомобиле и турецком диване

Рассказ музейного смотрителя, или Почему плакал Пастернак

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о спрятанной книге, родственнице Мамонтовых и юном художнике

Мальчишки ехали на фронт

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о поколении родившихся в двадцатые годы ХХ века, прошлом площади Минина и Пожарского и любви к Алма-Ате

В одной знакомой улице…

Культуролог и научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева о купеческом Нижнем, валенках, отмеченных медалью в Париже, и письме Льву Толстому.

Также почитать