"Что растет на елке? "

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» – об уникальной коллекции Леонида Крайнова-Рытова, особенностях «типографской мелочи» и соседстве сказки с освоением космоса

Яркость елочного флажка тянет за собой целую гирлянду новогодних впечатлений из детства. Это привычный атрибут советской елки, нарядная насыщенность которой перекочевала в начало девяностых и продолжала по-прежнему радовать детей и взрослых. Незамысловатым, на первый взгляд, украшениям нашлось место в стихотворных строчках. Так, в «Песне о елке» Самуила Маршака они появлялись на праздничном дереве специально для детей:
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для советской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
Сведения по истории флажков крайне бедны. Они упоминаются при перечислении украшений дореволюционной елки, традиция наряжать которую заимствована из Германии. По всей видимости, это были бумажные разноцветные флажки и флаги государств мира. Так, на рисунке 1879 года с изображением английского рождественского дерева можно разглядеть маленькие национальные флаги, но не в гирляндах, а каждый на отдельном древке.
Новую, насыщенную историю флажки получают в СССР. Бытование только в качестве украшения наряду с бусами и мишурой им помогали преодолеть сюжеты рисунков, которые на них изображались. Дело в том, что декоративная функция елочных игрушек, в том числе и флажков, совмещалась с познавательной, агитационной.
В декабре 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья видного коммуниста Павла Постышева с призывом: «Давайте организуем в Новом году детям хорошую елку». Обычай устраивать новогодние праздники возобновился. Но украшения на них не должны были носить случайного характера. Так, в вышедшем в 1936 году пособии Наркомпроса четко прописаны не только рекомендации к проведению детского новогоднего праздника, но и то, как должно выглядеть «образцовое елочное дерево». Его следовало наряжать в строгом соответствии с «классово выдержанной» тематикой. Предлагалось активное использование в качестве украшений таких «современных» и «своевременных» образов, как дирижабль, военное судно, метро, использование темы Красной армии, освоения Севера (челюскинцы, папанинцы). Набор флажков «Чапаевский» конца тридцатых годов точно соответствует заданному направлению.
Название другого набора – «Крепи оборону» – говорит само за себя, пропагандируя военно-спортивные знания и умения. Наряду с изображением зимних забав, сказочных сюжетов, довольно угрюмого Деда Мороза (образ его только складывался) здесь предлагались рисунки, рассказывающие будущим воинам о возможных вариантах приложения сил: летчик, моряк, водолаз.
На одном из флажков можно разглядеть изображение паровоза, который выпускался Сормовским заводом, – «СУ» («Сормовский усиленный»).
Нашлось на елке место и флагам как таковым: флаги государств мира, союзных республик, добровольно-спортивных обществ выпускались специальными наборами.
Герои русских народных сказок и полюбившиеся персонажи советской детской литературы (Айболит, Незнайка, Крокодил Гена) оказались востребованы в связи с их высокой степенью узнаваемости. Традиция совмещать на елке реалии времени и сказку получила продолжение в шестидесятые годы. Так, на одной стороне флажков изображены Лиса с Колобком, Иван-царевич, а на другой – космонавты, ракеты, метро, автомобили, военный парад на Красной площади. Актуальные сюжеты, связанные с открытием Космоса, заняли место рисунков на тему Северного полюса.
Любопытны флажки из набора «Правила уличного движения»: почти мини-плакаты для лекции Дяди Степы. Столь любимый советский цирк тоже был запечатлен: наряду с соответствующими сюжетами печатались портреты знаменитых клоунов: Олега Попова, Юрия Никулина, Михаила Румянцева (Карандаша). Появляются на елке и популярные герои зарубежной детской литературы (Малыш и Карлсон, Чиполлино, Винни-Пух, оловянный солдатик), соседствующие с обычными девчонками и мальчишками, атрибутами новогоднего праздника, маскарада.
Изготавливались флажки из цветной бумаги или из бумаги, на которой был отпечатан рисунок в несколько красок. Затем их нанизывали на нитку в гирлянды, которые складывали и связывали в пачку, заклеенную бумажной бандеролью. В таком виде флажки спешили доставить на новогодние елки в домах и квартирах, актовых залах детских садов, школ и Дворцов пионеров. Украшались ими и уличные елки.
Флажки имели только три формы: треугольные (встречаются реже других), прямоугольные и прямоугольные с вырезом по нижнему краю с так называемыми «косицами». Печатались они в типографиях многих городов СССР: Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Харькове, Львове, Минске, Таллинне. Но выпускные сведения на них помещались не всегда. Такова судьба так называемой «типографской мелочи». Что касается авторства рисунков, то Леониду Леонидовичу удалось установить более сорока имен. Иллюстрировали флажки такие известные художники, как Георгий Ковенчук, Петр Бучкин.
Приобретая новогодние украшения, покупатели руководствовались прежде всего степенью их привлекательности, и флажки пользовались заслуженной любовью. Одно из главных свойств елочной игрушки дореволюционной России – максимальная удаленность от всего повседневного. Замечательно, что советская игрушка тоже заключала в себе романтику, правда, это была уже романтика новой эпохи, а идеологическая заданность елочных украшений нисколько не мешала созданию по-прежнему чудесного образа новогоднего дерева.

Леонид Леонидович Крайнов-Рытов родился 5 января 1946 года в г. Горьком. Окончил Всесоюзный заочный юридический институт. Работал монтером связи на ГТС, корреспондентом газет «Красный сормович», «На страже», инспектором по охране памятников истории и культуры. В 1972–1992 годах – сотрудник МВД СССР, пресс-центра УВД Нижегородской области. Автор ряда книг по афористике и анекдотистике, символике, эмблематике, декоративно-прикладному искусству. Член Союза журналистов, Российского Союза профессиональных литераторов. Коллекционер живописи, графики, открыток, визитных карточек и многого другого. Фрагменты собрания экспонировались в Москве и Нижнем Новгороде. Передал в дар музеям, архивам и библиотекам свыше десяти тысяч единиц хранения.

Также почитать