"Как покупать медиаискусство?"

Как купить свет? А свет в сопровождении специально к нему написанного звукового ряда? Как купить в частную коллекцию определенную последовательность свечения лучей в медиаинсталляции? Сопоставимо ли медиаискусство по значимости с живописью? Сможем ли мы когда-нибудь побывать на аукционе, где будут продавать динамическую проекцию? Можно ли сделать медиаарт подлинным? Нужно ли вообще его покупать частным лицам?

 

 

Рассмотрим два вида применения медиаарта: медиаискусство и медиаоформление. Медиаоформление заточено под закрытие конкретных, чаще коммерческих, задач. Медиаискусство, как и любое другое искусство, создается художниками просто в творческом потоке. И то и другое появилось в России не так давно. И конечно, больше развито медиаоформление, которое применяется в концертном и коммерческом формате, чем медиаискусство, которое создается для выставочного или перформативного формата. Почему так? Во-первых, потому что медиаискусство довольно дорогой продукт и иногда очень сложный с точки зрения технического сопровождения; во-вторых, это искусство настоящего, искусство впечатления и погружения в «здесь и сейчас». Представить, что некая инсталляция медиаарта останется актуальной на протяжении десятилетий и будет выставляться в музее, почти невозможно, ведь каждый день появляются новые технологии, меняется мир – и вместе с ним развивается медиаискусство.
 
Сейчас на рынке есть порядка 10 студий, которые занимаются медиаоформлением и медиаискусством, но самые крупные в России – это SILA SVETA, dreamlaser (организаторы INTERVALS) и Radugadesign.
 
3D-маппинг, использование диджитальных масштабных поверхностей и трансляция на них специально разработанного погружающего контента, светового и музыкального оформления – классический набор инструментов, который можно использовать, просто по-разному собирая сетап (совокупность технологий, а иногда и конструктива, которые используются в отдельно взятой медиаинсталляции, медиаоформлении или медиаперформансе. – Прим. ред.).
 
По сути, любой может стать только правообладателем контента, который разработал художник, если мы говорим про видеоарт, например. В коммерческом плане так делают аэропорты или крупные компании, чтобы транслировать у себя в маркетинговых и эстетических целях, на своих зданиях или в штаб-квартирах. Но транслировать у себя видеоконтент все время дома – непонятно, зачем и как. Это не картинка в пастельных тонах, которая сопровождает твой завтрак на кухне и со временем ты перестаешь ее замечать, – это динамическая проекция или другая форма, которая требует в том числе специальной техники и энергетических затрат.
 
Так как купить медиаискусство в частную коллекцию? Нужно ли это вообще? Станет ли медиаискусство таким же фундаментальным, как живопись, или ему вообще это не нужно? Своими рассуждениями и мыслями на этот счет поделились специалисты из SILA SVETA и Radugadesign.
 
 
 
 

Артур Кондрашенков

креативный директор
студии SILA SVETA

— Медиаискусство когда-нибудь более широко выйдет за рамки коммерческого оформления, может быть, и не так, как мы ожидаем. Оно не будет продаваться как какая-то картина, а будет востребовано несколько иначе.
 
Первая причина: большинство людей, которые не связаны с медиа, а может, даже и те, кто связан, думают, что компьютерная графика сделана компьютером, а не человеческими руками. Отчасти они правы, потому что если брать того же Рефика Анадола (дизайнер и медиахудожник, преподаватель Калифорнийского университета. – Прим. ред.), то его работы – это в основном работы на основе симуляции или Big Data. По сути, он берет эти параметры, вбивает их в программу, и эта программа начинает симулить какую-то штуку. Он не ведет себя в этой ситуации как классический художник – скорее похож на программиста, который выдает в итоге не какой-то код или программу, а красивый объект.
 
Люди, которые в состоянии выложить большие деньги за предмет искусства, не воспринимают компьютерную графику как искусство, потому что не считают, что это сделано человеком. У человека не ведущая роль, а роль сопровождающего.
 
Вторая причина вытекает из первой: в обычном искусстве принято иметь подлинник. Вот есть холст, на котором художник что-то нарисовал, и ты знаешь, что это подлинник, а все остальное – только реплики. Ты за этот подлинник и платишь, по сути, а не за то, что на нем нарисовано. Конечно, так не всегда, но думаю, что довольно часто. В медиаарте подлинника как такового в принципе не существует. Ты перенес его на флешку, и это уже копия. Нет эксклюзивной отправной точки.
 
Факт отсутствия подлинника очень интересен. Да даже у самого художника стирается понятие подлинника, все ведь работают в облаках: открыл тут, открыл там, скопировал на комп, удалил первую версию, оставил за основу свою же копию.
 
В этом и есть основная проблема при покупке медиаискусства. Коллекционеры часто покупают эксклюзив на картину – не саму картину. Например, сейчас Ротко востребован и стоит диких денег, но по факту его живопись может быть безразлична крупному коллекционеру живописи. Он просто покупает подлинник, который только у него есть во всем мире. Обладать вот так объектом медиаискусства по факту невозможно, мне кажется.
 
 

Иван Нефёдкин

основатель и креативный директор
студии Radugadesign


— Наша студия выступает создателем проектов на стыке технологий, дизайна и пространства. Разрабатывая проекты, мы решаем в большей степени конкретные задачи наших клиентов. Данные проекты не оказывают влияния на современное искусство – при этом у нас есть собственный проект Generative Gallery. Через него мы хотим внести свой вклад в развитие медиаискусства, вывести работы художников с экранов персональных устройств и показать их нужным образом, помочь этим работам дойти до конечного зрителя. Думаю, что для работы с медиаискусством нужен совершенно иной подход, чем мы сейчас наблюдаем в привычных механизмах и принципах галерей и музеев. Покупка работы видеоартиста коллекционером в виде объекта на условном диске или файла, чтобы смотреть работу у себя дома, – это путь продажи объекта, который, на мой взгляд, не подходит для этого типа искусства.

Я считаю, что медиаарт представляет большую ценность в момент наблюдения или взаимодействия с медиаискусством и что нужно продавать не файл, а опыт и переживание.

Есть сервис, который очень похож на аукционную форму в сфере медиаискусства: https://www.patreon.com. Там можно выбрать пул медиахудожников, которые вам нравятся, ежемесячно их донатить, а они будут создавать контент эксклюзивно для этого ресурса, и вам он будет доступен в большом разрешении, чтобы скачать и использовать. У вас нет эксклюзивных прав на этот контент – он доступен всем людям, которые так же помогают этим художникам, но все равно каким-то таким образом вы, получается, покупаете медиаарт.

 

 

Также почитать