"Вверх по лестнице"

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о кибернетическом буме, драповом пальто и чиновнике, пострадавшем от взрыва воздушного шарика

Непонятно, по каким правилам отбора ассоциаций эта фотография вызывает в памяти известную книгу Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Может быть, потому что в центре внимания дети и буквы в слове «кибернетика» написаны «лесенкой». Такое обоснование, впрочем, несколько надуманно. Скорее дело в том, что снимок очень ярко отразил эпоху. А книга Кауфман на русский была переведена в 1967 году. Ритм фотографии, задаваемый плакатом-схемой на конструкции, подготовленной к демонстрации, созвучен построению романа американской писательницы, почти полностью составленного из записок, документов, школьных сочинений и писем. Конечно, можно вспомнить тоненькие книжки со стихами Елены Благининой, Агнии Барто и рисунками, на которых ребята в пальтишках с флажками и разноцветными воздушными шарами радуются празднику Октября или Первомаю. Но слово «кибернетика» очень трудно вписать в ритм таких стихотворений.
1. Кибернетика согласно одному из словарных определений – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. В массовом сознании это что-то, связанное с программированием. В СССР развитие кибернетики началось еще в 1940-е годы. Но в «Философский словарь» 1954 года попала характеристика кибернетики как «реакционной лженауки». А через год в «Вопросах философии» была опубликована статья, где говорилось, что «некоторые наши философы допустили серьезную ошибку: не разобравшись в существе вопросов, они стали отрицать значение нового направления в науке в основном из-за того, что вокруг этого направления была поднята за рубежом сенсационная шумиха…». «Отцом кибернетики» называют американского ученого Норберта Винера, чья книга «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» была переведена на русский в 1958 году. В шестидесятые годы начинается настоящий «кибернетический» бум. Многочисленные научно-исследовательские институты, целые кафедры университетов и научные журналы включились в работу над созданием новой фундаментальной науки.
2. Красный бант связан в первую очередь с Февральской революцией 1917 года, но ленты в петлицах у студентов, учащихся гимназий и реальных училищ, профессоров, чиновников и даже на дамских шляпках появились во время событий революции еще 1905 года, тогда это был цвет обновления и правды. Революционные выступления во Франции в 1830-е годы происходили также с красными бантами или розетками на груди. С тех пор красный стал общепризнанным цветом европейской социал-демократии. В России в 1917 году внимание ему уделили даже женские журналы: модные разделы могли начинаться с прославления красного цвета, который теперь «везде на улицах», и давали совет сделать к уличному костюму красный цветок или приобрести шарф красного цвета.
3. «Насквозь промокшее пальто /Из прошловекового драпа, / И кепка с плоским козырьком / Прическу не уберегла», – есть какая-то ностальгия в незамысловатых строчках популярного на просторах интернета поэта Аркадия Эйдмана. Драповое пальто на долгие годы стало основным видом верхней одежды для советских граждан. Те, чье детство родом из СССР, обязательно вспомнят свое. Слово «драп» в переводе с французского – «сукно». Это тяжелая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения. Обычно драп состоит из двух слоев, благодаря чему обладает высокими теплозащитными свойствами, что и обеспечило его популярность: из драпа шьют зимние и демисезонные пальто. Кроме того, зимнее пальто утепляли еще слоем ватина и порой дополняли цигейковым воротником.
4. Шапка с помпоном – тоже неотъемлемая часть образа советского ребенка. Помпон прошел достаточно длительный путь, прежде чем появиться на обычной вязаной шапке. Достаточно заметить, что это слово – родственник французского понятия «помпа», что значит «великолепие, торжественность». Уже одно это отсылает к богатому прошлому «шарообразного украшения». Изображения французских моряков в беретах с помпонами знакомы каждому. По одной из версий помпоны играли и практическую роль: в тесных корабельных помещениях с низкими потолками они предохраняли голову моряка от удара. Использовались помпоны и в русской военной форме, где выполняли функцию знаков различия.
5. Шляпа-федора – шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой, с тремя вмятинами на тулье. Мужской головной убор в СССР считался обязательной частью костюма, и шляпа, получившая название по популярной в конце XIX века оперетте, прочно утвердилась в этом качестве. Голливудские фильмы сороковых годов связали ее с образом частных детективов, а в советской действительности ее часто воспринимали как верный «признак» интеллигента. Впрочем, такую шляпу носил и Никита Сергеевич Хрущев.
6. Воздушный шарик в 1960-е годы не имел такого распространения, был в некотором смысле редкостью, поэтому четко соотносился с праздником. Воздушные шары в приближенном к современному виде были изобретены в 1824 году. Честь открытия, которое по сей день продолжает радовать детвору, принадлежит английскому ученому Майклу Фарадею. В процессе проведения экспериментов с водородом из каучука он соорудил своего рода мешочки, поверхность которых обработал мукой. Восемьдесят лет спустя «инструмент» науки стал популярной забавой: каучуковые шары, наполненные водородом, широко использовали для городских праздников, пока в 1922 году какой-то шутник не взорвал шарики, использованные для украшения города. Тогда пострадал некий чиновник, а на водород наложили запрет. Его место занял более безопасный гелий, а каучук впоследствии заменили латексом, что позволило создавать не только круглые, но и длинные и узкие воздушные шары.

Также почитать