"«Стрелка может повлиять на изменение образа жизни»"

Архитектурный критик, один из учредителей общественной организации «Открытая Стрелка» Марина Игнатушко – о новом центре в заречной части города, претензиях к защитникам пакгаузов и необходимости международного конкурса идей

Удивительно, как разговоры о Стрелке находят отклик у самых разных людей. Удивительно, потому что, как показал опрос, который проводила наша общественная организация, и как сказал губернатор на Градостроительном совете, большинство горожан – больше 75 %! – на Стрелке никогда не были. Порт – территория закрытая, режимное предприятие, его могли посещать разве что счастливцы, которые там арбузы разгружали. Но в голове горожан всегда был образ места, где сливаются великие реки. Это действительно символическое для города место, на него мы смотрим с ключевых обзорных точек – с набережных и из кремля. Главная энергетическая и смысловая ось города: Стрелка – кремль, гора – плоскость, культурный центр – торговый, промышленный, непреклонность – движение.

Наш город так и собирался – из двух частей, двух противоположностей, дополняющих друг друга и помогающих каждой раскрыться с большей силой. Но центр, куда все стремятся, – один, что давно уже неправильно, да и неудобно. Попытки сделать новый центр в заречной части предпринимались неоднократно – со строительством новых точек притяжения: ДК, цирк, бульвары, площадь. Исходили из типологии и идеологии, привычно полагая, что они-то и зададут смысл и содержание. Из точек не получились ни прямые, ни квадраты-кварталы, в точки тянутся раз год к событиям – хоть в цирк, хоть на ярмарку или площадь Ленина. От Стрелки вверх по Оке можно устроить полифонический общественный центр города. Многофункциональный, привлекательный для большинства горожан в любое время года. Объединить Стрелку, Гребневские пески, ярмарку, набережную – до цирка и дальше… Не застраивать, как окраины, разукрашенные многоэтажками. Смотрите, как мы перемещаемся по городу? Где найти протяженные пешеходные маршруты? Мы настолько привыкли не фланировать, а только добираться от одной точки к другой, что и к рекам выезжаем, а не выходим, боясь оголодать, пугаясь тишины. Стрелка может повлиять даже на изменение образа жизни нижегородцев. Не надо мелочиться.

Высказываются претензии к защитникам пакгаузов на Стрелке в том, что наша цель на самом деле – не сохранение ажурных конструкций, а совсем другая (предполагается что-то очень революционное или сервильное). Но эти претензии – всего лишь разновидность манипуляций. Наверное, таким людям с претензиями трудно представить, что, кроме денег, могут быть иные побудительные мотивы. Когда мы написали первую петицию в октябре прошлого года к губернатору, полпреду, Заксобранию и мэру, призыв был определенный: сохранить объекты порта в интересах города и горожан. Это – наша история, история места и рабочего города Горького. И наше обращение – не «революционное», оно лишь выражает очень большие сомнения по поводу уже принятых решений. Идея о праве горожан на город возникла еще в 1968 году, развивается во всем мире, горожане оспаривают проекты властей – примеров масса. Так Хельсинки в конце концов передумал строить музей Гугенхайма на набережной. По требованию граждан берлинский аэропорт Темпельхоф стал зоной отдыха – там соревнуются все, кто использует ветер для скорости, строят инсталляции, устраивают пикники, тренируют собак. В Базеле горожане так раскритиковали победивший на международном конкурсе проект Захи Хадид, что пришлось уменьшить высоту концертного зала с 24 до 12 метров, а женевцы вообще отказали Жану Нувелю в реализации проекта реконструкции одного из общественных зданий, хотя он и работал над ним больше 15 лет, проголосовали против – и всё. Да, в Швейцарии любой проект с долей бюджетных средств, уже после победы в конкурсе, прогоняют через референдум.

Стрелку для нас открыл художник Ксавье Жюйо. Он известен как автор огромных инсталляций для олимпиад, для знаковых объектов по всему миру; профессор Жюйо преподавал «сценографию пространства» в архитектурной школе Париж Ля Вилетт. У французов есть такая методика: прежде чем начинается проектирование чего-то очень важного, устраивают «художественную интервенцию» – художественными средствами выражают эмоции, переживания, фиксируют характеристики пространства. Это нужно для того, чтобы уловить тот самый «дух места», составить техническое задание, точное по смыслам, а не только по техническим нормативам. Для нас, конечно, странно звучит, что переживания пространства – при этом коллективные переживания – лежат в основе проекта. Но так бывает. И это важно. Ксавье делился своим опытом на лекции в Москве – так я с ним и познакомилась и очень захотела, чтобы он приехал к нам. Рассказала, что Нижний Новгород – «город ветра и воды». Ксавье удивился, что Ростислав Алексеев – наш земляк, и эти факты его увлекли. Так три года подряд в порту проводился совместный французско-российский эксперимент «Подъемные силы» и «Небесная стрелка»: из парусины и пленки создавали воздушные инсталляции. Ясно, что это место творческое. Причем там творчески проявиться может каждый.

История пакгаузов вдоль Волги – с металлическими конструкциями – открылась в октябре 2015 года. Весь прошлый год организация «Музей Святослава Агафонова» посвящала заседания разным аспектам жизни порта. И мы проводили круглые столы, воркшопы, конференцию. История Стрелки – места слияния потоков, места встреч, порта пяти морей – только собирается из разрозненных пазлов. В архивах надо найти следы Анатолия Жукова – главного архитектора ВДНХ, он (предположительно) проектировал наши пакгаузы вдоль Оки. «Функции складирования и функции экспонирования легко трансформируются друг в друга», – заметила на конференции «Культурные коды Стрелки» эксперт по охране культурного наследия Наталья Бахарева. Примеров – масса по всему миру: на месте портов и предприятий создаются культурные кластеры.

Власти относятся к Стрелке как к рядовому куску земли по привычке. Они увлечены подготовкой к чемпионату мира 2018 года, но ведь город будет жить и после футбола. Эти две темы надо увязать убедительно и артистично. Географ и культуролог Дмитрий Замятин считает нижегородскую Стрелку уникальной, не в пределах России – в мировом масштабе. Нет другого города, где сливаются две такие крупные реки. Уникальная ситуация требует неординарных подходов и решений. Потому для начала нужен международный конкурс идей на территорию бывшего порта. Так мы сможем перезагрузить, освежить представления об этом месте, предъявить город миру как культурный и интеллектуальный центр. Плюс ко всему это отличный пиар-ход.

У всех экспертов – наших и приезжих, у активистов, у горожан, с которыми заходит разговор о Стрелке, есть общее понимание, как она должна развиваться. Конечно, не обойдется без кораблей. Высказана идея создать Музей ветра. Но дело не только в отдельных объектах, но и в самом сценарии наполнения и переживания пространства. Все сцены должны быть прописаны и просчитаны – по смыслам, картинам и деньгам. Например, фотографы всегда ценили закаты на Стрелке: плотные силуэты в обрамлении ажурных кранов. Так переход от реки к «городу» через полупрозрачные павильоны-пакгаузы поможет сохранить особенные ощущения этого места. Не знаю, каким может быть православный парк, но, мне кажется, заманчивее создать какой-то необыкновенный сад вокруг храма. Так, чтобы там росли невиданные растения, и вход был не для всех, в ожидании, по записи, а в лавке продавались какие-нибудь волшебные травы. Вместо территориальной экспансии – усердие и сосредоточенность, чудо умиротворенности и созерцания.

Нередко спрашивают, зачем мы все это затеяли, ведь гарантий нет? Просто невозможно молчать. Молчать – стыдно. За попытку – спасибо.

Также почитать