"Нижегородская ярмарка: мерцательная идентичность"

Политолог Евгений Семенов, долгое время работавший непосредственно на Нижегородской ярмарке, специально для номера «Селедки», посвященного изменениям в городе, делится своими соображениями насчет ее будущего

Кризис как повод
Ровно 200 лет тому назад состоялось перенесение Макарьевской ярмарки под стены Нижнего Новгорода. Чем являлась для экономики России в XIX веке Нижегородская ярмарка, хорошо известно. Это славная, но давно минувшая история, возврата к которой нет и быть не может.
Вместе с тем нельзя недооценивать тот факт, что Нижегородская ярмарка стала настоящим культурно-историческим достоянием Нижнего Новгорода, во многом определяющим его идентичность в рамках не только отечественной, но и мировой истории. Символический капитал, которым обладает Нижегородская ярмарка, позволяет говорить о том, что мы имеем дело с уникальным брендом. Но это бренд «тающий». Как говорят бизнесмены, он не «монетизируется», а потенциал его – сомнителен. Сегодня Нижегородская ярмарка испытывает глубочайший кризис, и круглая дата – хороший повод для анализа ее нынешнего состояния и перспектив развития.

Магия реинкарнаций
Вообще от истории Нижегородской ярмарки немного веет магией. Ярмарка много раз переживала взлеты и падения и, несмотря ни на что, вновь возрождалась. Об этом свидетельствует и ее новейшая история, начавшаяся в 1990–1991 годах. Именно тогда, после наивного медийного шоу под названием «Пролог» (выставка-ярмарка в мае 1990-го, задуманная как единичная акция. – Прим. ред.), возник вопрос: «А  что делать с идеей возрождения Ярмарки?» Можно долго твердить мантру про «карман России», но пытаться воссоздать Ярмарку в прежнем качестве как центр оптовой торговли было так же нелепо, как топить дровами атомную станцию. И решение было найдено: его подсказало время. После того как распался Советский Союз, Россия превратилась в чрезвычайно соблазнительный рынок для транснациональных корпораций. Спешно осваивая это гигантское пространство, мировой бизнес действовал по законам маркетинга. Выставочная деятельность была одним из самых эффективных инструментов в конкурентной борьбе за нового российского потребителя, и Нижегородская ярмарка стала выставочным центром. Это была блистательная реинкарнация! И Ярмарка «открыла» город. Специализированные выставки изобиловали мировыми брендами, у входов выстраивались очереди, а на территории было не протолкнуться из-за избытка экспонатов, экспонентов и посетителей. Отвечая потребностям эпохи «парада суверенитетов» и опираясь на поддержку региональных элит и лоббистские ресурсы губернатора Немцова, Нижегородская ярмарка в течение короткого времени превратилась во всероссийский центр экономических, политических и культурных коммуникаций. Во второй половине 1990-х годов на форумы в Нижний Новгород съезжался едва ли не весь политический и экономический истеблишмент России.

Впадение в летаргию
Акселеративный карнавал девяностых закончился быстро. Транснациональные корпорации поделили и освоили российский рынок, а отечественная экономика впала в «сырьевое забытье». Потребность в выставочной деятельности заметно снизилась. Одновременно стала меняться и российская политическая система. Принципы делиберативной демократии сменились постимперским консерватизмом. Изменили вектор политические коммуникации: из центростремительных они вновь стали центробежными. Нижегородская ярмарка стала выпадать из мейнстрима. В наследие от девяностых ей достались стихающие овации пополам с воспоминаниями, полупустые металлические «коровники» (определение ставившего их архитектора Александра Харитонова), зарастающая деревьями яма на месте нового корпуса и огромный долг.

Так не доставайся же ты никому…
Долг, возникший в результате полученного, но не возвращенного валютного кредита, изменившаяся политическая и экономическая конъюнктура во многом определили стратегию Нижегородской ярмарки с 2000 года по настоящее время. Стратегию эту можно назвать «оборонительной».
Объективности ради следует сказать, что на начальном этапе это было правильным решением правительства Нижегородской области – основного акционера Нижегородской ярмарки. Невозвращенный кредит грозил обернуться тем, что Ярмарка могла перейти к другому собственнику. В результате юридического маневра, предпринятого областной властью, эту опасность удалось локализовать, и Ярмарку сберегли. Но дальше возникал вопрос ее развития. Для этого необходимы были серьезные инвестиции, которых не было в региональном бюджете, а частных инвесторов, готовых добровольно отдавать свои деньги государству, не находилось. Ситуация зашла в тупик. Нижегородская ярмарка была фактически законсервирована на десятилетие.

Что делать?
Чтобы Нижегородская ярмарка окончательно не превратилась в провинциальный торгово-выставочный дом, коим несть числа по всей России, необходимо решить три вопроса.
Первое – вопрос долга. Он неразрывно связан с вопросом инвестиций. Возможно, что форма частно-государственного партнерства, при котором правительство области, сохраняя контрольный пакет, передает солидный пакет акций Ярмарки частному инвестору, может оказаться хорошим инструментом. Кстати, история Нижегородской ярмарки знает такие примеры. Исторические исследования свидетельствуют, что в XIX веке Ярмарка находилась под управлением нижегородского губернатора и казенной Нижегородской ярмарочной конторы. С 1860-х гг. казна продавала торговые лавки в личную собственность торгующим.
Второе – необходимы новые управленцы. Сторожей, охранявших сон и покой Нижегородской ярмарки, надо поблагодарить и тоже отпустить на покой. Их место должны занять энергичные и прагматичные менеджеры, которые смогут диверсифицировать деятельность Ярмарки. Новый менеджмент должен генерировать дерзкие, амбициозные проекты и идеи, а не жить на ренту ее прежних успехов.
Наконец, самое важное, но и самое сложное. Нижегородскую ярмарку необходимо вернуть нижегородцам. Это должен быть не только имущественный объект, не только успешный бизнес-проект. Ярмарка должна осознаваться общественностью как особая ценность, стать неотъемлемой частью нижегородской идентичности. И осознание должно формироваться с детства. Как это сделать? Варианты есть. Возможно, стоит разместить в Главном ярмарочном доме современную масштабную экспозицию Исторического музея, мультимедийную и интерактивную, такую, чтобы дети приходили в восторг, а взрослые становились детьми. А лавки с мехами и трусами отправить в «Фантастику» или «Небо».

Назад, к «Прологу»
Итак, дело за малым – необходимо волевое политическое решение. Решение, которое обеспечит Ярмарке управленческие, инвестиционные, инфраструктурные и содержательные преобразования. Нижегородская ярмарка не должна более напоминать сюжет известной картины Максимова «Все в прошлом». Она должна вновь обрести жизнь и заполниться людьми. Если этого не сделать, то сегодняшняя мерцательная идентичность Нижегородской ярмарки закончится ее ментальным исходом.

Также почитать