"Мелочи жизни"

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о затерянной улице, дворниках и рекламе столетней давности
Улица обдавала трамвайными звонками и конским топотом по булыжной мостовой. Ехали вагончики фуникулера – вверх-вниз по склону холма. Вниз к плашкоутному мосту, ведущему к ярмарке, шумящей и говорливой. Беззаботность мнимая в шелушении семечек, а забота низко укрыта платком и свернута в тугой узел на руке. Услужливость в облике дворника – и торопливость века индустриального, торгового, денежного в размытости силуэта в модном костюме и котелке. Соломенной шляпкой кокетливость нижегородки. Грязным передником приказчика в лавке горестная юность Горького. А чье-то детство – босыми ногами по утопающим в зелени садов улицам города.

1. Верхняя трамвайная линия протяженностью 3,7 км шла из Кремля по Большой и Малой Покровским улицам, по Похвалинской улице к Смирновскому саду, сейчас на его месте отель «Азимут», бывшая гостиница «Нижегородская». От сада к площади у моста через Оку можно было спуститься на фуникулере. Краевед Дмитрий Николаевич Смирнов как очевидец сообщает в своей книге «Нижегородская старина», что «быстрота движения не превышала десяти верст в час, но и эта скорость казалась горожанам опасной для проходящих по улицам. Постоянно происходили недоразумения между кондукторами и публикой, которая требовала, чтобы вагон останавливался всякий раз там, где любому пассажиру нужно выйти. Обе местные газеты "Волгарь" и "Нижегородский листок" в таких случаях неукоснительно вставали на сторону публики, предлагая обуздать "невежливую" трамвайную прислугу. Вагоны часто соскакивали с рельсов. Публика, вышедшая из вагона, дружно общими силами ставила вагон на место».

2. Похвалинская улица, существовавшая с середины XVII века, в 1934 году переименована в честь сормовского рабочего Петра Заломова, прототипа героя романа Горького «Мать». Это тихая улочка вдоль ряда серых пятиэтажек, оживленных монументальной росписью советского прошлого, с достаточно зелеными двориками, где бабушки на скамейках и дети на качелях. Здесь находится церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, по которой улица изначально и получила свое имя. Каменное здание было выстроено в середине XVIII века и недавно отреставрировано.

3. Бакалейная лавка – магазин, торгующий бакалеей. Первоначально так назывались сухие съестные товары: сухие фрукты, копчености; затем название распространилось на схожие изделия: чай, сахар, кофе, муку, крупы, перец и пряности. По своей сути бакалейная лавка представляла собой что-то вроде магазина «1000 мелочей». Как известно, отец Чехова в Таганроге держал подобную лавку. «Это было весьма своеобразное торговое заведение, вызванное к жизни только местными условиями, – вспоминает старший брат писателя. – Здесь можно было приобрести четвертку и даже два золотника чаю, банку помады, дрянной перочинный ножик, пузырек касторового масла, пряжку для жилетки, фитиль для лампы и какую-нибудь лекарственную траву или целебный корень вроде ревеня. Рядом с дорогим прованским маслом и дорогими же духами "Эсс-Букет" продавались маслины, винные ягоды, мраморная бумага для оклейки книг, керосин, макароны, слабительный александрийский лист, рис, аравийский кофе и сальные свечи. Конфекты, пряники и мармелад помещались по соседству с ваксою, сардинами, сандалом, селедками и жестянками для керосина или конопляного масла. Мука, мыло, гречневая крупа, табак-махорка, нашатырь, проволочные мышеловки, камфара, лавровый лист, сигары "Лео Виссора в Риге", веники, серные спички, изюм и даже стрихнин уживались в самом мирном соседстве. Казанское мыло, душистый кардамон, гвоздика и крымская крупная соль лежали в одном углу с лимонами, копченой рыбой и ременными поясами. Словом, это была смесь самых разнообразных товаров, не поддающихся никакой классификации».

4. Вывески. Декоративного оформления витрин в современном смысле слова не существовало, скорее они использовались для показа как можно большего количества товаров. Дореволюционная городская улица поражала обилием вывесок. Выполнялись они главным образом маслом на кровельном железе, набитом на деревянный подрамник. Очень часто там присутствовала фамилия владельца, а перечисление товаров помещалось на вертикальных вывесках по бокам входа или между витринами. В витринах бакалейных магазинов, которые называли еще колониальными, бутафории было значительно меньше, чем в других продуктовых магазинах. Чай и кофе выставлялись в жестяной упаковке.

5. Жестяная упаковка, с которой даже время не в силах стереть особую притягательность, знакома многим по антикварным магазинам. На оформление упаковки в России обращают внимание в конце XIX века в связи с бурным развитием легкой и пищевой промышленности. Способствовала этому и конкуренция с европейскими товарами. В Москве и Петербурге существовал ряд предприятий, специализировавшихся на производстве упаковки из жести. Первоначально такие коробки украшались наклеенными этикетками, позднее рисунок стали наносить непосредственно на жесть. Дизайн дореволюционной этикетки был предельно лаконичен и не менялся в течение десяти–пятнадцати лет. Новая эра в российском промышленном дизайне наступила после активного обращения к этому жанру художников, входивших в объединение «Мир искусства».

6. Дворник. В дореволюционных городах во все времена года и часы дня на улице можно было увидеть дворников. Они подметали и поливали улицы, зимой убирали снег, пилили, кололи и носили в квартиры дрова, выносили мусор. Летом ходили в черном картузе с лакированным черным козырьком, на околыше была медная пластинка с надписью: «Дворник». С левой стороны груди к одежде прикалывалась бляха с такой же надписью. Также обязательным был фартук. В остальном в провинциальных городах одежда была произвольной. Обычно дворники носили бороду и усы, а волосы подстригали «в скобку».

7. Котелок – мужская шляпа полусферической формы из твердого войлока. «Изобретение» этого головного убора связывают с именем англичанина Эварда Коука, заказавшего удобную и практичную шляпу для британских лесничих вместо громоздкого цилиндра. Первый котелок был изготовлен в 1850 году лондонской фирмой Томаса и Уильяма Боулеров по эскизу Джеймса и Джорджа Локков. В 1850-е годы новую модель шляпы называли «коук» – по фамилии заказчика. Около 1859 года эти головные уборы стала выпускать фирма Bowler&Son. В Англии шляпы стали называть bowler – в переводе «котел», поэтому в России головные уборы такого типа стали известны как «котелок». В США его именуют по названию скачек – «дерби», во Франции – «шляпа-дыня» (chapeau melon), в Германии – просто «дыня» (melon). В моду котелок вошел в конце XIX – начале ХХ века. Его надевали к костюму с пиджаком.

Также почитать