"Фотографирую, следовательно, существую"

Старший научный сотрудник музея «Покровка, 8» Дина Коротаева – о всемирно известной картине, «рае для вещей» и ламбрекенах

О Карелине хочется поговорить с большим размахом, чем это принято, когда речь идет о местных фотографах. Этот снимок притягивает совпадением в деталях с картиной «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка. Там – зеркало, которое уводит зрителя в бесконечность, здесь – фотография в фотографии и, если приглядеться, – еще раз фотография в фотографии. Ян ван Эйк в зеркале поместил автопортрет, Карелин тоже запечатлел себя.

Художник эпохи Возрождения, создавая «Гентский алтарь», раскрывал взаимоотношения людей и мира вещей. Согласно представлениям того времени люди могли приблизиться к совершенству и занять определенное место в мироздании, только достигнув меры соотношения между качествами души, тела и поступками. То же самое можно сказать о вещах: их свойства определяют их положение, а красота и расположение отражают совершенство человека. Живопись показывает предметы как таковые, в полноте их свойств. В конце XIX века Карелин, освоив технические возможности фотографии, обращает пристальное внимание именно на вещи. «Материи передаются так, что, например, не один я отличил монтаньяр от сукна, не говоря уже о передаче бархата и шелка», – пишет о снимках нижегородского мастера режиссер Владимир Немирович-Данченко. Картину и фотографию в этом случае можно назвать «раем для вещей», где они влачат идеальное существование. У этого рая есть собственный творец, запечатлевший себя и в том, и в другом случае.

1. Андрей Осипович Карелин (1837–1906). «Фигура артиста в полном смысле этого слова. Львиная грива белокурых волос слегка рыжеватого оттенка, низко падающая борода… Волосы небрежно откинуты назад, оставляя открытым высокий, красиво сформированный лоб; правильный, смело очерченный нос и симпатичные, пристальные глаза врезываются в память невольно», – рассказывает о своем впечатлении от встречи с фотографом упомянутый выше Немирович-Данченко.

2. Как точно отмечено в журнале «Советское фото», в центре созданной художником утопии его жена, Ольга Григорьевна, урожденная Лермонтова, родственница поэта. Она занималась в Московском училище живописи, любила музыку. Помимо семейных забот, в ее ведении находилось управление принадлежавшими ей домами. Преподавала в рисовальной школе, основанной мужем. Все эти стороны натуры Ольги Григорьевны, деловой и артистической одновременно, показывает, иногда не без иронии, Карелин.

3. Андрей Осипович запечатлел интерьер своего дома на множестве фотографий, которые дают достаточно полное представление о том подходе к оформлению жилого пространства, который утвердился во второй половине XIX века. Здесь, по всей видимости, уголок гостиной. Как отмечает искусствовед Евгения Кириченко, еще с 1830-х годов начинает складываться система жилого – в противовес парадному – интерьера. Архитектурности барокко и классицизма противостоит мебельный, «вещный» интерьер. Вместо холодноватого простора – уютная загроможденность. Комнаты заполняются вещами, что создает впечатление домашности, спокойно текущей здесь замкнутой жизни частной семьи.

4. Появление фотографий на стенах объясняется не только деятельностью хозяина дома. На протяжении XIX века убранство интерьеров неуклонно дешевеет. Обилие вещей становится еще одной причиной, стимулирующей употребление менее дорогих материалов. Чугун вытеснил бронзу, майолика сменила фарфор, плюш, манчестер, пеньковые материи и репс – шелк, атлас и бархат, клеенка – кожу, фотографии – писаные портреты.

5, 6. Бронзовая фигурка и мраморная статуя свидетельствуют о принадлежности жильцов дома к миру искусства. Новая концепция с культом отдельной вещи, с выставочным принципом оформления, которая утверждается в рядовом интерьере, способствовала выстраиванию своего рода подробного рассказа о характере хозяев. Помогало этому и стремление следовать в оформлении комнат принципам историзма: именно поэтому в интерьере появляются «античная» скульптура и изделия из позолоченной бронзы.

7. Масса разных мелочей – характерная примета времени. Элегантные безделушки красовались на полках горок, этажерок, застекленных шкафов, каминов. На фотографии можно разглядеть так называемую бутоньерку – крохотную декоративную вазочку для маленького букета цветов.

8. Керосиновая лампа была изобретена аптекарями Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году во Львове и во второй половине XIX века стала активно использоваться для освещения комнат вместо свечей. Ламповое стекло, установленное сверху, необходимо для обеспечения тяги и защиты от ветра или сквозняка.

9. Ковры активно участвуют в создании уютного интерьера второй половины XIX века. Комнаты становятся теснее, теплее и темнее во многом за счет того, что на полу появляются мягкие дорожки. В последней трети столетия популярны вышитые ковры машинного производства.

10, 11. Подушка диванная и корзинка для рукоделия. Предметы женского рукоделия издавна украшали жилые помещения. Декоративные подушки, сонетки, покрывала, целые вышитые картины в рамах оживляли убранство интерьера. «Со второй половины XIX века, в эпоху наступления массовой машинной продукции, такие изделия воспринимались по-особому, внося в обстановку нотку интимности и домашней теплоты», – отмечается в путеводителе по выставке в Эрмитаже, посвященной интерьеру. «Бисерная корзинка… на стене», в которую герой «Обыкновенной истории» Гончарова бросает письмо, «вышиванье подушек…» или «…какой-то бесконечной тесьмы, не то для звонка, не то для каймы к портьере», которым заняты женщины в другом произведении писателя, и подобные этим бытовые детали не раз упоминались на страницах русской литературы. Известно несколько снимков, где Карелин запечатлел жену и дочерей, занятых рукоделием.

12. Диван, обитый мягкой материей, – необходимая принадлежность гостиной. «Мебельный альбом» 1891 года дает следующие рекомендации: «Диванов может быть несколько, и чем они разнообразнее по форме, тем лучше: кроме обыкновенного – козетки (небольшой диван для двоих, обыкновенно в виде двух соединенных кресел с небольшим круглым или овальным столиком посередине на спинке дивана), маркизы (небольшой полукруглый диван), des-a-dos (мебель, на которой сидят спинами друг к другу)». В гостиной Карелиных – закругленный диван, перед которым удобно ставить стол.

13. Ламбрекен – декоративная драпировка верхней части проема окна или двери в виде короткой горизонтальной занавески во всю ширину карниза. Как правило, ламбрекены размещают поверх шторы и крепят к ней же (либо к карнизу). Длина классического ламбрекена составляет 1/5 или 1/6 длины самой шторы. Карелин, начавший обучение в иконописной мастерской в Тамбове, поступил в Академию художеств, но фотограф практически сразу заслонил в нем портретиста и исторического живописца. Однако художник продолжал жить и творить, создав в многочисленных семейных снимках своего рода «комнатный рай» – царство искусства, любви, гармонии и разума.

Также почитать