"«О'Город»: история фестиваля"

Кажется, что «О'Город» был всегда – за десять лет из условно молодежного студенческого фестиваля он превратился в масштабный проект, целью которого стало преобразование территорий и привлечение внимания к вопросам, связанным с городской средой. «О'Город» – это не только появление в городе инсталляций и малых архитектурных форм, но и серьезный подход архитекторов, которые исключительно по собственной инициативе делают наш город лучше. Специально для «Селедки» организаторы и участники фестиваля вспоминают, что они успели натворить за эти десять лет.

2009. ЩЕЛОКОВСКИЙ ХУТОР

Первый фестиваль был организован группой студентов ННГАСУ и вдохновлен молодежным архитектурным фестивалем «Города»

 

Ольга Моисеева, организатор:

 

– Наш друг Иван Овчинников устраивал фестиваль «Города» – это был успешный и популярный формат, в котором участвовали студенты МАРХИ и некоторые представители архитектурных мастерских. Мы вдохновились его идеей, уточнили, можно ли использовать его формат. Он разрешил, и тогда родилось название «О'Город», что-то вроде фестиваля «Города» на Нижегородской земле. Меньше чем за полгода мы всё организовали с друзьями-одногруппниками, нас было шестеро: я, Ростислав Николаев, Антон Савельев, Алёна Теплова, Дина Лиманова и Аня Гройсман. При помощи университетской кафедры выбрали место: территорию музея деревянного зодчества на Щелоковском хуторе – и объявили конкурс эскизов среди архитекторов ННГАСУ. Мы попросили их разделиться на команды и пофантазировать на тему того, что можно было бы построить в месте с такой историей и инфраструктурой. Одной из проблем стало время. «Города» идут целую неделю в отдаленном уголке России. Мы побоялись, что этот формат не подойдет камерному Нижнему, поэтому наш фестиваль решили делать трехдневным, во время майских праздников, что дополнительно оправдало название: фестиваль «О'Город» – альтернатива майским вылазкам на дачу. С финансированием было сложно. В итоге весь фестиваль, по сути, получился из груды хлама и даров природы: ветки, листья, грунт. Сейчас я знаю только поверхностно о судьбе самого фестиваля. Надеюсь, что он наконец, закончился или изменил формат. Слышала, что ребята создали целый Институт урбанистики или что-то вроде того. Думаю, что это совсем другой подход, более системный, то, чего, в сущности, и хотелось добиться нам. Надеюсь, у них получится изменить облик Нижнего Новгорода, ведь элементарных лавочек ему по-прежнему не хватает.

 

 

 

 

 

2010. НАБЕРЕЖНАЯ ГРЕБНОГО КАНАЛА

Основная тема второго фестиваля – архитектура движения

 

Александр Гребенников, участник:

 

– Для фестиваля 2010 года я сделал два объекта. Это были полноразмерные конструкции: одна из гофрокартона, вторая из жестяных профилей. Смысл был в том, что все элементы, из которых они собирались, были неповторимы. В этом, как мне кажется, весь смысл параметрического проектирования в отличие от концепции модернизма, где, наоборот, объект создается из большого числа одинаковых элементов. У меня были, конечно, не тысячи, но больше сотни элементов точно. Я их все сам вырезал и соединял. Это был неудачный эксперимент. Картонная конструкция быстро развалилась, жестяная была прочнее, но пальцы себе все испортил процессом нарезания жестяных уголков и их свинчиванием. Этот фестиваль очень важен для студентов, пока у нас проектное, архитектурное, дизайнерское образование оторвано от реальности. «О'Город» нужен, чтобы студенты все-таки знали на практике, как себя ведут различные материалы и конструкции, как уложиться в бюджет и сроки.

 

 

 

 

 

2011. ПАРК «ШВЕЙЦАРИЯ»

Фестиваль был отменен по не зависящим от организаторов причинам. 3имой того года «О'Город» был передан новой команде организаторов

 

Ольга Моисеева, организатор:

 

– После первого фестиваля стало ясно, что на свои деньги что-то организовывать достаточно сложно. От этого портится настроение и страдает качество построек. Мы начали искать спонсоров, но архитектурный фестиваль регионального уровня оказался мало кому интересен. В администрации Приокского района мне порекомендовали обратиться к директору местного зоопарка. Директору идея украсить парк «Швейцария» детскими горками и скамейками понравилась. Смету нашу он утвердил, сказал, что денег даст. Более того, у него живет зубр, который гуляет в просторном вольере. Мы сможем устроить фестиваль неподалеку от него для пущей экзотичности. Подготовка к фестивалю шла полным ходом, оставалось только закупить материалы и оборудование. Я поехала в зоопарк, чтобы подтвердить договоренность, но, зайдя в кабинет директора, обнаружила молодого мужчину, который недавно заступил на должность и. о. директора зоопарка. Смету мою он зарубил, сказал, что «лавочки в парке провоцируют пьянство» и что он только неделю в должности, так что ему не нужна самодеятельность. И фестиваль пришлось отменить.

 

 

 

2012. ПОЧАИНСКИЙ ОВРАГ

Третий фестиваль был организован недалеко от ННГАСУ, на территории любимого студентами Почаинского оврага. Тема фестиваля – юбилей Всероссийской художественной и промышленной выставки.

 

Елена Горбачева, организатор:

 

– После переезда прародителей фестиваля в Москву интерес к проекту угас, а в 2012 году мы с Ирой Масловой погрузились в организацию множества архитектурных ивентов: поездок, вечеринок, конкурсов, фотопроектов. Одним морозным вечером ко мне подошла Алена Теплова и предложила продолжить их инициативу. Мы, не задумываясь, согласились и уже минут через сорок обсуждали в «Буфете» будущий фестиваль. Особенным в организации было то, что мы ничего не умели, но фестиваль был сделан за два месяца в овраге под студенческим мостиком с бюджетом приблизительно сорок тысяч рублей. Помню, была классная команда из Ярославля, которой мы предоставили только кисти и пару банок желтой краски. Все остальные материалы они нашли на свалке и в заброшенных домах на Ильинке. Реакция горожан на наш фестиваль была разной. Некоторые кидали в нас с моста пивные бутылки, другие благодарили за возможность и повод спуститься в овраг, где они гуляли в юные годы. Одной из важных целей фестиваля в дальнейшем была реактивация потенциально качественных и уникальных общественных пространств. Надеюсь, нам удалось сделать хотя бы маленький шаг в этом направлении.

 

 

 

 

2013. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

«О'Город в саду» – четвертый фестиваль малых архитектурных форм. Главная идея – возрождение Александровского сада как любимого места отдыха горожан

 

Дмитрий Баранов, организатор:

 

– У нас не всегда были бюджеты, а строительные материалы иногда приходилось ждать, но у фестиваля никогда не было недостатка в друзьях и помощниках – тех, кому он был небезразличен. Спустя годы в мыслях об «О'Городе» преимущественно только позитив, а если и были какие-то неприятные мелочи, ситуации, то их уже разнес волжский ветер. Пока я занимался фестивалем на протяжении нескольких лет, брал на себя графическую часть по оформлению афиш, флаеров и прочих материалов, а также преимущественно всю техническую сторону: обрабатывал сметы участников, составлял списки закупок материалов, ездил на строительный рынок, встречал машины и разгружал их, мотался к партнерам с договорами и накладными. Помимо всего прочего, мы каждый год возводили свой объект и так, в 2013-м мы делали небольшую велопарковку с навесом. География участников, как и за год до этого, выходила за пределы Нижнего, но в том году фестиваль стал отчасти международным, так как к нам впервые приехали участники из Минска. Они сделали классный объект – «кормушку для птиц» в духе осовремененной Пизанской башни.

 

Кстати, в том году журнал «Собака.Ru» номинировал нас на «Топ-50», и мы даже победили.

 

 

 

 

 

2014. ДЕТСКИЙ ПАРК ИМЕНИ СВЕРДЛОВА

Новая жизнь в старом парке в центре города. Тема фестиваля – детство

 

Екатерина Демина, участник:

 

– В 2014 году темой фестиваля было преобразование детского парка, довольно неприглядного и не особо популярного, расположенного при этом в центре города. В парке было несколько старых, неиспользуемых объектов. Одним был типовой гараж с обшивкой из профлиста. Решила попробовать как-то его реанимировать: из места, выключенного из парка, превратить в объект, с которым можно взаимодействовать. Так появилась идея интерактивного фасада, состоящего из поворотных деталей, окрашенных в два цвета. Из этих пикселей можно собирать изображения, выкладывать слова, оставлять послания. В результате объект получился веселым и ярким, «Таблоид» даже получил премию Archiwood.

 

«О'Город» замечателен тем, что дает молодым архитекторам возможность осуществить свои идеи, попробовать что-то построить своими руками. Для архитектора очень важен опыт непосредственной реализации. Наверное, особенно важно участвовать в таких фестивалях, когда учишься в университете, ведь архитекторов с самого начала учат что-то придумывать, фантазировать, но важно понимать и то, что дом не может просто парить в воздухе (по крайней мере, пока). Даже самый элементарный навес от солнца невозможно сделать, не разобравшись с фундаментом.

 

 

 

 

 

2015. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

Фестиваль вернулся в сад, чтобы попробовать комплексно оценить его потенциал как общественного пространства и создать функциональное наполнение объектами участников

 

Мария Кутай, участник:

 

– Для фестиваля 2015 года мы готовили два проекта, им предстояло занять место в Александровском саду. Странно, но это популярное место отдыха располагало очень малым количеством скамеек. Первый объект «О’чки» был установлен около Чкаловской лестницы, с видом на Волгу. Такое знаковое место – рядом с Кремлем! Мы возводили этот объект, наверное, три дня. И только под вечер последнего дня удалось приступить к сборке нашего второго элемента – «Цветка в кубе». Это был довольно технологичный объект для полевых условий. Он представлял собой механизм из шестеренок, напоминающий часовой. Дети могли бы вращать ручку и наблюдать за интересными эффектами. Были выточены все необходимые детали, но в итоге из-за погрешности резки наш «Цветок» не закрутился. Было курьезно, когда организаторы фестиваля с толпой зрителей подошли к нашему объекту и предложили повращать ручку, а она совершенно не поддавалась. Тем не менее «Цветок» имел довольно приятный вид и все равно привлекал внимание. А «О’чкам» мы вообще поражаемся: они до сих пор (пять лет!) стоят на своем месте, хотя, конечно, предполагались как временный объект.

 

Александр Сапунцов, участник:

 

– Мой объект назывался «ОРНТР». На «Ориентире» указаны направления на различные точки Земли и расстояния до них. Направления выбирались долго, были мысли по поводу создания указателя на объекты Нижнего Новгорода, на утерянные объекты города. В итоге пришел к выводу, что нужно пройтись по всему миру, – «ОРНТР» указывает на различные природные объекты: вулканы, мысы, Полярную звезду, исток Волги и так далее. После фестиваля я почти каждый день приходил смотреть на объект на протяжении месяца, наблюдал за его жизнью. Он стоит уже пятый год, я периодически посещаю «ОРНТР», наблюдаю за старением. Думаю, фестиваль в большей степени имеет значение для людей, которые принимали в нем участие. Со стороны жителей города это выглядело скорее непонятным: какие-то молодые люди что-то делают на территории сквера. Зачем?

 

 

 

 

 

2016. СКВЕР ИМЕНИ СВЕРДЛОВА

Архитектурный фестиваль «О'Город 120» посвящен 120-летию с момента проведения в Нижнем Новгороде Всероссийской художественной и промышленной выставки.

 

Кирилл Бросалин, организатор:

 

– Особенностью 2016 года было проведение фестиваля сразу на нескольких площадках, работа со стейкхолдерами территорий и создание объектов специально для них. Например, музей Добролюбова, детская библиотека на Звездинке, велостанция «Динамо» и другие. Множество локаций очень сильно усложнило логистику, нам приходилось индивидуально принимать решения, как транспортировать и собирать объекты, а потом перемещать их в точки финального назначения по городу. Фестиваль позволил протестировать сквер имени Свердлова как общественную территорию – там прошел финальный день с широкой культурной программой.

 

 

 

 

 

2017. «О'ГОРОД НА ВОЛГЕ»

Архитектурный фестиваль «О'Город» впервые проходил в другом городе, в Самаре, в рамках фестиваля набережных «ВолгаФест»

 

 

 

Павел Швецов, участник:

 

– «О'Город. Елки» был не совсем обычным, потому что проекты победителей реализовывались не силами конкурсантов, как было в предыдущих фестивалях, а организаторами. Ребята замечательно реализовали мою елку и нашли ей отличное место в Нижегородском кремле, напротив ГЦСИ Арсенал, за что им большое спасибо.

 

Конкурсный объект «Вихреёлка» – легковозводимая новогодняя елка, которую при желании можно построить в своем дворе. Для нее специально разработана пошаговая инструкция для монтажа, как в мебели из «ИКЕА». Динамичный образ арт-объекта вдохновлен снежными вихрями и вьюгами, но «Вихреёлка», в отличие от них, дарит только положительные эмоции. Полностью деревянный, с врубками бруса, арт-объект отсылает к традиционной русской архитектуре, одновременно имея современный эффектный образ. Ярко-красный – один из главных цветов праздника, благодаря ему объект из новогоднего дерева станет и авангардной инсталляцией, и доминантным акцентом благоустройства.

 

Анна Гор, директор ВВФ ГЦСИ:

 

– Мне кажется, что «О'Город» много сделал для улучшения архитектурной репутации Нижнего, хотя вроде бы архитекторы занимаются малыми формами, и то, что они делают, зачастую недолговечно. Этот свежий импульс в архитектуре был замечен не только на нижегородском уровне, но и в общероссийском и международном масштабе.

 

Объект («Красная елка»), который мне подарили ребята, стоит сейчас на участке возле дома, где я живу за городом, и создает вокруг себя масштабное колористическое настроение.

 

 

 

 

2018. «О'ГОРОД НА ВОЛГЕ»

Архитектурный фестиваль «О'Город» снова проходит в Самаре в рамках фестиваля набережных

 

Дина Сафина, организатор:

 

– Этот проект стал для меня чистым вдохновением. Было очень сложно. Очень! Сильный ветер, холод – все это осложняло работу над объектами на открытом воздухе, но команда была просто супер. Мы все работали как часы, и всё это во имя реализации классных идей в общественных пространствах. Не могу точно сказать, чем фестиваль в Нижнем отличался от фестиваля в Самаре. Я не курировала проект в Нижнем, но там было понятно, куда бежать, если что-то случалось. В Самаре мы находились как на острове. Странные ощущения, но мне очень понравилась идея с локацией. Набережная Самары просто прекрасна. И, каждый день наматывая по разным делам по ней по 20–30 километров (серьезно, у меня даже статистика есть), я смотрела на Волгу и все равно мыслями была в Нижнем. Поэтому я бы тут говорила не о различии, а о схожести фестивалей.

 

 

 

 

 

2018. «О'ГОРОД. ОКНО»

Фестиваль «О’Город» в этот раз делал смысловой акцент на ценности сохранения архитектурных объектов для будущего развития города

 

Александр Курицын, организатор:

 

– «Огород. Окно» был сделан под давлением обстоятельств. 2018 год. Мундиаль. Город усиленно готовится к приему. Часть старой исторической застройки собираются сносить и сносят. Другую часть для создания образа благополучия предлагают декорировать фальшфасадами. В список под фальшфасады было внесено сначала порядка 700 домов, раскиданных по всему городу, потом сократили до 200. Градозащитники, активисты, художники, понимая масштаб грядущего траура, пытаются повернуть ситуацию и предложить более вменяемые и менее травматичные – визуально, экономически, градосохранительски – решения. В итоге сформировалась команда проекта: градозащитное объединение «Деревянные города», художники мастерской «Тихая» и «О'Городники», которые ездили по городу, сверяли сносные списки, выявляли ошибки (например, по адресу здания «под украшение» в Канавинском районе оказался гаражный массив). Понимая, что объять необъятное нельзя, решили остановиться на двух кварталах: церкви Трех Святителей и 1833 года, с которыми так или иначе до этого работали и боролись. Те ситуативные задачи: не корежить историческую застройку и не навредить домам – были с помощью «Окна» осуществлены. Более долгосрочные и красивые цели, что фестиваль сможет запустить процессы по развитию этих территорий (ревитализации, изменению статусов), не случились. И пока временные решения, как обычно в РФ, приобрели постоянный характер, но у этого постоянства тоже есть свой плюс и одно важное косвенное значение: вместе с домами произошла своеобразная консервация волны уличного искусства.

 

Артем Филатов, организатор, участник:

 

– За год до фестиваля нижегородские градозащитники смогли отстоять снос целого исторического квартала, расположенного на улицах Короленко, Славянской и Студеной. Большинство домов были уже расселены, по этой причине активисты принялись экстренно консервировать деревянные здания: заколачивать нестрогаными досками оконные и дверные проемы, для того чтобы предотвратить мародерство. Мы предложили заменить имеющуюся консервацию на работы художников, параллельно рассказав об истории объектов, а демонтированные доски направили на консервацию других деревянных зданий. В том числе благодаря фестивалю этот квартал собрал вокруг себя большое количество небезразличных сообществ: по нему водят экскурсии, фестиваль «Том Сойер» второй год силами волонтеров и партнеров ремонтирует деревянные дома, жители квартала тоже активно участвуют в событиях. Остается необходимость в проекте сохранения этого квартала с возможностью развивать расположенные в нем дома.
 
 
 
 

Также почитать