"Какие книги выпускало Волго-Вятское книжное издательство"

Особенная гордость издательства – книги по краеведению. Долгие годы редакцию краеведческой литературы возглавляла Ирина Васильевна Сидорова. Именно она была редактором у большинства известных горьковских писателей, инициатором и составителем первого в России фотоальбома Максима Дмитриева, основала серию «Записки краеведов», создала ряд сувенирных книжек-малюток о городе Горьком, которые получали дипломы в Москве на книжных выставках, а также уникальную нижегородскую пушкиниану.
С помощью бывших сотрудников издательства и работников Центральной городской библиотеки имени Ленина «Селедка» подобрала обложки книг, которые помогают составить представление о работе ВВКИ.
редактор отдела художественной литературы ВВКИ с 1964 по 1972 год
![]() |
Людмила Григорьевна Чандырина
редактор отдела общественно-политической литературы, работала в ВВКИ с 1967 по 1995 год
– Вся историческая, философская, комсомольская литература шла через наш отдел. Уже в 70–80-е годы мы привлекали философов, которые могли сказать что-то отличное от официальной точки зрения. Все книги отправлялись на рецензию в Москву, иногда приходилось отстаивать своих авторов. Когда-то получалось, когда-то – нет.
Был случай: мы издали «Брестскую крепость» Смирнова, и вдруг обнаружилось, что герой книги в чем-то замешан и попал под суд. И все, тираж зарубили, книжка не пошла, наши сотрудники ездили в типографию и уничтожали тираж.
Художественная литература выходила только с рекомендации Союза писателей. У них была своя очередность. Существовал облкниготорг, который получал тиражи, и книги шли обязательно во все книжные магазины: и кооперативные, и областные, и в селах. Тиражи расходились, не лежали.
Коллектив издательства был очень квалифицированным. Каждые пять лет редакторов обязательно отправляли на курсы повышения квалификации в Москву. Краеведы, историки, ученые, медики, вся культурная элита шла в издательство, потому что знали, что здесь всегда выслушают и примут. Это на самом деле была большая семья, в которой было все: и беды, и радости, и неприятности.