"Бренд PROVMYZA: гангрены, перформативные жесты и прагматичные эффекты"

На мировой арт-сцене творческий дуэт «Провмыза» широко известен благодаря экспериментам на границе кинематографа и видеоарта. Однако почти два десятка лет назад они активно интересовались модой как пространством для воплощения творческих идей на базе дизайна, перформанса, театра, поэзии и музыки. На их счету собственный бренд, стажировки, международные проекты, несколько концептуальных коллекций, съемки в глянце, награды, а также провокативные подиумные показы, которые, к сожалению, не сохранились на видео. Галина Мызникова и Сергей Проворов рассказали «Селедке» о своем опыте работы fashion-дизайнерами и неочевидных связях между современным искусством и модой
 
Текст: Анастасия Бирюкова
 
 
– На территорию моды мы вышли случайно, увидев в ней иное поле для художественных экспериментов. Если говорить о центральной линии нашего дизайна, то мы стремились изменить восприятие тела за счет деформации и конструирования некоего объема так называемой «гангрены» – это переосмысленный нами термин, обозначающий неестественно выпяченную часть тела за счет искусственно сконструированной формы. Показ представлял собой процесс обоснования выпуклой формы, предъявление ее функции через перформативные жесты и прагматичные эффекты. Причем для представления было необходимо использовать «дисциплинарное» тело, способное вынести нашу одежду. Иногда мы находили манекенщиц даже на улице, потому что нам нужны были девушки определенного типажа с нестандартными, непропорционально вытянутыми фигурами, так называемые «лямые».
 
Первая наша коллекция «Новая простота» (1998 г.) была создана специально для конкурса «Дизайн Смирнофф». Визуально в ней воплощались возможности простоты как эстетической категории через сочетания несочетаемых материалов, таких как мех и стекло, металл и пустотности. Она состояла из двух ритуальных платьев. Их демонстрация радикально отличалась от привычных модных показов того периода, поскольку действующей силой стала не одежда как произведение, а энергия, заключенная в тело. Мы сознательно провоцировали зрителей на выработку новых эмпативных и аффективных способов восприятия. Манекенщицы долгое время оставались на подиуме в абсолютной статике – сначала в тишине, потом под звуки агрессивной ритмичной ритуальной песни. Кульминация показа – молчаливый жест прокалывания пакета с красной жидкостью как символ угасания жизни.
 
В следующей коллекции «Спартакиада» мы последовательно довели принцип функциональности спортивной одежды до абсолюта. Так, «лыжное» платье было предназначено для переноски лыжи, а в «платье-тренажере» использованы ленты эспандера, с помощью которых можно было заниматься причудливой гимнастикой. Показ коллекции на подиуме был пропитан стилистикой фильмов Лени Рифеншталь: пять натурщиц одеты в черные платья одинаковой формы, различающиеся едва заметными геометрическими рельефными элементами, за спинами спрятаны рюкзаки-«гангрены». Они неожиданно выбрасывали муку, падали, цеплялись за подиум, а каждое их действие сопровождалось свистком – завуалированным приказом.
 
Платье № 14, созданное для конкурса «Платье года-99», представляло собой одежду для переноски мяча, который располагался в складке подола, в прозрачной сетке, напоминающей баскетбольную корзину. Мяч был динамическим элементом, который нарушал привычную походку манекенщицы и превращал ее в спектакль.

С точки зрения современного искусства, мяч выполнял одновременно функцию объекта и субъекта, регулирующего состояние натурщика, – его драматургия завязана на мотиве отказа от предмета при его тотальном присутствии. Позднее была выпущена коллекция из подобных платьев 11, 14, 41, 44, которая воплощала стандартизацию, присущую тоталитарной культуре 30-х годов. Вещи в ней отличались друг от друга только способом переноски мяча и номером на спине.
 
 
  
Благодаря успеху платья № 14 нас пригласили поучаствовать в проекте «Мануфактура», который проходил в рамках международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии». Ключевой идеей проекта было объединение дизайнера, художника и фотографа для создания творческого продукта. На дизайнерском поле оказались мы, в качестве остальных участников приглашены арт-группа АЕС и фотограф Владимир Фридкес. Наш альянс последовательно разрабатывал тему клонирования. Сначала мы создали коллекцию детского нижнего белья, затем состоялась художественная фотофиксация моделей в этой одежде. Снимки были напечатаны в реальном масштабе на ткани, а из нее было создано «платье для молодой многодетной мамы». На заключительном этапе в интерьерах Екатерининского дворца была сделана серия фотографий девушки в этой одежде, которую окружают дети, изображенные на ткани.
 
Проект Standart collection (2001 г.) был создан специально для московской недели прет-а-порте «Новое тысячелетие». Помимо сложной работы в плане конструирования, мы работали с деконструкцией узоров и орнаментов. На каждом квадратном сантиметре материи находился однообразный геометрический элемент-стандарт (круг, квадрат, треугольник, полоска), сложенный в 16 раз, что создавало оптический эффект раздражения. На подиуме мы столкнули перформанс, звуковую поэзию и экстремальные музыкальные эксперименты. Во время показа манекенщицы не только сложно двигались, они говорили, кричали, пели – это, конечно, разрушало ожидания и дезориентировало зрителей. Проект получил свое техническое продолжение в серии фотографий STOP Standart Collection, которые затем были представлены в рамках мультимедийной многоканальной инсталляции. Это 13 китчевых сцен, разворачивающихся за мгновения до смерти.
 
Сейчас современное искусство догоняет моду, где дизайнерская одежда функционирует скорее как спусковой крючок. Еще в 1993 году дизайнер Хуссейн Чалаян вывел на подиум моделей в одежде, которая некоторое время была закопана в землю, исследуя
жизнь, смерть и кризис городов. Несколько лет назад легендарный перформер Марина Абрамович помогала Рикардо Тиши ставить эмоциональное шоу бренда Givenchy. Ну и очень известный пример: итальянская художница Ванесса Бикрофт отвечала за знаменитый показ Канье Уэста для бренда Yeezy, где из тел моделей, будто из манекенов, была построена живая скульптурная инсталляция.
 
 

Также почитать