"Группа «Труд»"

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Наталья Алексанина,
создательница рисованных киноафиш
Автор единственных на сегодня рисованных афиш для «Зарницы», «Смены» и «Буревестника» – о своей уникальности, сложностях с Данилой Козловским и путанице в названиях

В «Буревестник» я пришла на смену художнику, который уходил на пенсию. С того времени только я и рисую афиши в Нижнем. Несколько лет назад журналисты пытались отыскать еще кого-то, но оказалось, что лишь я этим занимаюсь. Со всего своего курса в художественном училище – тоже работаю по специальности только я одна. Я училась на художника-оформителя и могу все понемножку. В училище мы многое освоили: разные шрифты, вазы строгали, выжигали картины, бисером выкладывали. Но я в итоге выбрала масло. Батик тоже освоила, но оказалось, что это не мое. В училище нам давали контрамарки, чтобы мы могли ходить в «Буревестник» на все фильмы. Но я к таким «привилегиям» привыкшая – моя мама была киномехаником в кинотеатре «Юность». С кино я связана еще с детства.
★ ★ ★
Раньше рисованных афиш было очень много, и преобладали портреты. Мне вспоминается из детства афиша фильма «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», советско-индийского производства. Я тогда как раз увлекалась индийскими фильмами, вот для них всегда рисовали очень яркие афиши. Благодаря маме я даже собирала афиши с любимыми актерами. Фотографий ведь тогда почти не было, очень редко попадалось что-то интересное в журналах.
★ ★ ★
У мамы в комнатке киномеханика я забирала отрезанные кадры, дома их склеивала и могла прокручивать свое кино, которое из них случайно получалось. Останавливала в нужном месте и начинала срисовывать актера. Так и училась. Например, как-то написала себе большой портрет Митхуна Чакраборти. Тогда радовались самому маленькому снимку любимого актера, а у меня был целый портрет.
★ ★ ★
С кинотеатрами я работаю уже восемь лет. Раньше афиши проще писались: название фильма, жанр и сеанс. Творчество заключалось только в том, какой выбрать шрифт. Рисуются афиши на специальных многоразовых щитах, которые я покрываю грунтом, мелом, а поверх уже пишу гуашью. Но не всегда это только рисование. Часто аппликация. Например, для афиши фильма «Боги Египта» я вырезала сердечки из желто-коричневого постера, который нам прислали, от другого фильма. Я часто оформляю афиши как аппликации, потому что постер меньше щита и нужно заполнить пустоты. Например, вчера делала афишу для «Доктора Стренджа» с Камбербэтчем. В оригинале герой стоит по центру, а по периметру – город вверх ногами. Я доклеивала город и где-то приклеила как обычно, а где-то перевернула. Сделали замечание, боятся, что не поймут, зачем город перевернут. Но ведь так на афише. Героя я убрала – в центре просто название написала.
★ ★ ★
Однажды с телевидения приходили брать у меня интервью и для сюжета опрашивали прохожих, нравятся ли им мои афиши. Все говорят, что нравятся. Думаю, это все из-за ностальгии. Сейчас вообще скучают по всему советскому.
★ ★ ★
Почти все кинотеатры уже перешли на постеры. Но маленьким кинотеатрам почему-то иногда их не присылают, и тогда рисую я. Конечно, повесить постер проще. Но люди любят картины, потому что в них много энергии художника. Мне непросто рисовать людей, Данилу Козловского для «Легенды № 17» пришлось распечатывать в натуральную величину, чтобы было проще перерисовать. Но сейчас очень много сложной фантастики, анимации, 3D-мультфильмов – такое не перерисуешь. Приходится что-то изобретать со шрифтами.
★ ★ ★
За восемь лет я сходила всего на три фильма в «Буревестник». Мне нравится другое кино. Я люблю классику – Хичкока, психологические триллеры, детективы. Поэтому, перед тем как писать афишу, фильм не смотрю, а захожу на «Кинопоиск» и читаю про сюжет. Названия часто могут запутать. Например, когда дали задание на фильм «Зеленый фонарь», я попросила помочь подругу, она тоже художница. Стали совещаться, как лучше сделать. Она и предложила: «Давай рисовать зеленый фонарь». Но я думаю: не может быть такого в фильме. Стали читать – а там фантастика, «братство воинов, поклявшихся защищать межгалактический закон». Ошибалась только один раз: вместо «Брестской крепости» написала «Братская крепость», но успели вовремя заметить.

Также почитать