"«Сад им.»: из чего состоит проект Артема Филатова и Алексея Корси в нижегородском крематории"

Этим летом во внутреннем дворе нижегородского крематория на окраине города появился общественный мемориальный сад, созданный художниками Артемом Филатовым и Алексеем Корси. Проект, направленный на борьбу со страхом смерти, стал не только важным художественным высказыванием, но и поводом для многих горожан посетить крематорий, узнать его историю и неожиданно оказаться в цветущем саду в сопровождении звуковой инсталляции. Кроме того, любой из 120 видов растений люди могут посвятить своему умершему близкому посредством сайта проекта. Сейчас сад ушел на зимовку и откроется весной. Эта «Селедка» создана прежде всего при поддержке «Сад им.»: если бы не этот проект, на номер про смерть мы бы вряд ли решились. Рассказываем, из чего состоит ботанический сад и что вдохновило художников на его создание.

 

Яна Маркелова, ландшафтный архитектор:
– Идея, с которой обратился к нам Артем, была настолько свежей и нестандартной для нашего города, что глаза сразу загорелись. Было несколько вариантов планировки и расположения растений, но мы пришли все же к теме естественности и природности. Расположение коробов с растениями было обусловлено балансом света и тени во внутреннем дворе крематория.
В природе существуют биотопы – это целый комплекс условий: почва, свет, увлажненность и другие. В таких комплексах образуются растительные сообщества, которые лучше всего дружат между собой. Отсюда и сформировались наши зоны: лес, поле, луг и топь. Особая гордость – зона топи: мы не только подобрали растительный ассортимент из клюквы, вересков, кизильника, брусники и черники, но и попытались смоделировать почвенные слои, как в настоящем болоте. В этом нам помогли исследователи-почвоведы. При выборе растений перед нами стояла одна цель: сделать сад максимально родным и узнаваемым. Растения подбирались простого вида, не сортовые, понятные и знакомые каждому. Для нас это не просто первый (!) в Нижнем открытый общественный сад, а еще и серьезная исследовательская площадка по тому, как растения существуют друг с другом, какие виды возьмут преимущество в будущем, и важный вопрос в ландшафтной архитектуре – это зимостойкость растений в контейнерах. Сейчас в саду царят природа и тишина. Мы не мешаем ей. Человек здесь не главный. Может быть, поэтому его облюбовали так много насекомых, он постоянно благоухает и цветет.
 
Федор Поляков, дизайнер проекта:
– Черта – это рубеж. Это смерть письма, текста, слова. Логический конец мысли, как точка, но для нечто гораздо большего, чем просто предложение. После черты ничего не может быть «здесь», и так все, что «выше», переходит в иную плоскость восприятия, обретает значимость и смысл для читателя.
Больше ничего нельзя добавить. Нельзя вторгнуться в этот «мир черты» и что-то изменить – можно усвоить, принять.
Черта – не пустота, она заполняет пустоту бытовым смыслом, дает повседневную функцию. Как смерть заполняет пустоту рутины жизни единственно значимым смыслом.
 
Анастасия Акименко, дизайнер проекта:
– Мы много рассуждали о добре и зле смерти, об отношении культур к процессу умирания, ритуализации. Для айдентики «Сада им.» мы искали графический архетип во времени, который передавал бы смысл стыка смерти и ее принятия. Нечто, что бы простым языком переосмысляло ошеломляющую пустоту смерти, обеляло ее функцию и форму.
 

 

Лес Луг Поле Болото

Актинидия коломикта

Астильба Арендса

Барбарис

Барвинок малый

Бруннера сибирская

Бузина чёрная

Вальдштейния

Вероника длиннолистная 

Вероникаструм

Волжанка двудомная

Гейхера

Горец японский

Гортензия

Девичий виноград

Дерен белый

Дрёма белая

Дюшенея

Жасмин садовый

Живучка ползучая

Жимолость

Иван-чай

Икотник серый

Клематис

Клён сахарный

Коровяк

Кукушкин горецвет

Купена

Ландыш

Лимонник

Липа

Льнянка обыкновенная

Магнолия

Магония падуболистная

Микробиота

Можжевельник

Мыльнянка

Мята

Папоротник

Пахизандра

Пахизандра верхушечная

Подофил эмода

Посконник пятнистый

Роджерсия

Рябина

Сирень

Смородина

Сосна

Спирея

Стефанандра

Тиарелла

Чубушник венечный

Яблоня

Яснотка

Барбарис

Букашник горный

Герань луговая

Горец

Горечавка даурская

Горянка

Душица обыкновенная

Ежевика

Жабрица

Земляника

Иберис

Иссоп лекарственный

Крыжовник

Осока

Полынь

Пузыреплодник

Ревень

Сирень

Спирея березолистная

Тимьян

Щавель

Берёза

Бузульник зубчатый

Вейник

Вьюнок полевой

Гелениум

Горец птичий

Дороникум восточный

Зверобой

Ива

Икотник серый

Иссоп лекарственный

Клевер

Клён татарский

Коровяк

Котовник

Кошачья лапка

Крапива

Кровохлебка лекарственная

Лапчатка

Лебеда

Люпин

Нивяник

Очиток едкий

Пижма обыкновенная

Подорожник

Полынь серебристая

Полынь шмидта

Полынь эстрагонная

Ромашка лекарственная

Сеслерия

Синяк обыкновенный

Тимофеевка

Тысячелистник

Чистец

Шалфей

Шалфей дубравный

Шиповник

Щучка дернистая

Брусника

Вереск

Голубика

Ежеголовник

Ирис сибирский

Кизильник

Клюква

Мох

Оноклея

Осока

Рододендрон

Хвощ

Черника

Эрика дарленская

 

 
Из чего состоит проект

Природные захоронения

 

Природное захоронение в буддистском храме Seiryoin. Мияги, Япония. Humus landscape architecture Inc.

При подготовке проекта мы много консультировались с практикующими ботаниками. В частности, наш друг Мария Ермилова, учащаяся в Японии, рассказала нам о проектах ландшафтного бюро Humus, которое занимается созданием природных захоронений в парках при буддистских храмах. Вместо привычных ограды и памятника на месте захоронения высаживают нативные растения, свойственные региону, или аллеи деревьев.

 

Стать деревом

 

Capsula mundi. Анна Чителли и Рауль Брецель

Современные ритуальные услуги находятся в прямой зависимости от экологической осознанности. За рубежом существуют урны для праха, в которые помещается земля и семечко растения или дерева. При захоронении эта урна растворяется, а на ее месте вырастает растение в память о близком. С такой же логикой мыслят создатели проекта Capsula mundi, которые вместо праха помещают в корневую систему дерева тело человека. Существует и вариант превращения тела в удобрение с помощью специальных станций. Все эти проекты рассматривают человеческую смерть как один из этапов биологического цикла, который может длиться вечно.

 

«Сады еще пока нельзя винить за то, что они цивилизованны, в отличие от наших музеев искусств»

 

«Маленькая Спарта». Дансайер, Шотландия

Художник, поэт и садовник Ян Гамильтон Финлей занимался садом с 1966 года до своей смерти в 2006 году. «Маленькая Спарта» занимает два гектара и расположена недалеко от Эдинбурга, в деревне Дансайер. Это произведение ленд-арта длиною в жизнь, на территории расположено около 300 произведений художника, включая скульптуры, обелиски, пруды, мосты и скамейки. Большинство работ художника посвящены памяти, начиная от тонких посвящений философам, поэтам и художникам прошлого, кончая травмой Второй мировой войны.

 

Терапия средой

Центр Мэгги. Олдем, Великобритания. Фото: Тони Барвел

Центры Мэгги – это некоммерческая сеть центров для больных раком, созданная ландшафтным архитектором Чарльзом Дженксом в память о своей жене Мэгги, скончавшейся от рака груди в 1995 году. Все пространства спроектированы таким образом, чтобы борющиеся или уже справившиеся с болезнью люди могли получить поддержку в благоприятной терапевтической среде, не похожей на больницу, при этом они получают необходимые медицинские услуги. Центры Мэгги всегда строятся вместе с садом и создают одновременно атмосферу открытости и уединенности.

 

Институт кремации

Крематорий в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария 

В одном из крематориев, расположенном в Цюрихе, Нордхайм, Артем Филатов побывал на экскурсии и увидел всю структуру учреждения, побывал как в общественных, так и в рабочих помещениях. Во всех пространствах, в том числе в зале с печами, висели произведения искусства, подобранные одной из сотрудниц, а во дворе крематория два раза в год организовывают специальные художественные проекты. Кроме действующего крематория, Филатов посетил уже закрытый, построенный в 1910 году в городе Ла-Шо-де-Фон. Внутри он расписан художником Шарлем л’Эплатенье и его учениками, одним из которых в то время был Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, в будущем взявший себе псевдоним Ле Корбюзье. Все стены покрыты масштабными росписями, потолок усеян узором, напоминающим пламенеющие листья, а колумбарий перемежается чеканными металлическими вставками.

 

Общественные сады 

Общественные сады (в переводе с английского Community garden) – это низовые инициативы, возникающие внутри городских сообществ. Чаще всего на выбранной территории размещаются огороды или небольшие сады, за которыми следит инициативная группа, а местом для сада может стать заброшенная или остановленная строительная площадка.

 

Орган

Орган Ван Даалена-Добсона в музыкальной школе Истмен в Рочестере, США

Вдохновленный симметричными формами церковных органов и алтарей, центральный объект предъявляет посетителям сада новый тип десакрализованного ритуала. Структура песни строится из компиляции гармоник и ритмических форм сакрального пения различных эпох и культур, а сам текст представляет собой перечисление всех внутренних органов и частей тела человека. Убирая специфические признаки какого-то конкретного культа, музыка тем не менее сохраняет дух возвышенного переживания и переводит фокус области сакрального с внешних сфер на самого человека и его устройство.

 

Лавка

 

Низкая лавка. Дом Ханс ван дер Лаана. 1975

Лавочка, спроектированная бенедиктинским монахом и архитектором Хансом ван дер Лааном. Будучи ярким представителем послевоенного модернизма, он работал в соответствии с разработанной им математической системой пластических чисел – трехмерной модели золотого и серебряного сечения, которую применял как при проектировании всего здания в целом, так и для отдельных предметов мебели, утвари и убранства церкви.

 

Открытки
Пространство «Сад им.» будет расширяться и развиваться дальше, в том числе благодаря комментариям посетителей. Чаще всего звучало желание посадить собственное растение, и по этой причине был запущен проект внутри сада, благодаря которому любой сможет повлиять на будущий облик мемориального комплекса из любой точки мира. Каждый желающий может заказать себе бесплатное письмо, для того чтобы отправить семена одного из выбранных растений. В посылке: бумажный пакет для семян, самокопирующаяся анкета участника, открытка и конверт с обратным адресом. Часть семян будет высажена в саду, а вторая часть перейдет в архив проекта. В «Саду им.» высажены растения по природным зонам: лесам, полям, болотам и лугам. Мы просим учитывать природно-климатические особенности и будем рады получить семена любых растений, кроме экзотических видов и высоких деревьев.
 

 

Также почитать