"Что смотрели в кинотеатре имени Маяковского?"

У дома номер шесть по улице Рождественской богатая история. Его построили в первой четверти XIX века как доходный дом, и долгие годы в нем размещались гостиницы, торговые конторы, банк, постоялые дворы и коммуналки. Сейчас в нем располагается галерея современного искусства FUTURO, а в советские годы в этом пространстве работал кинотеатр имени Маяковского. Вспоминаем, какое кино там крутили и как с годами менялся репертуар.

40-е годы
По воспоминаниям нижегородского писателя Валерия Шамшурина, в 1945 году в кинотеатре имени Маяковского показывали фильмы Чарли Чаплина, «над трюками которого, беспрерывно падавшего в бассейн, зрители хохотали до рыданий».

В те годы в кинопрокате нередко шли западные, так называемые «трофейные» фильмы, захваченные в советской зоне Германии, но вот сказочно-восточный «Багдадский вор», которого показывали в том числе в кинотеатре имени Маяковского, таким не был. Его подарили СССР в знак признательности за вклад в борьбу с нацизмом. Советская ребятня могла неделю подряд каждый день смотреть это кино, и не надоедало.

50-е — начало 60-х
В это время в кинотеатре Маяковского показывали американские хиты довоенного и военного времени, например трагический «Мост Ватерлоо» с Вивьен Ли и Робертом Тейлором в главных ролях.

Еще одна американская звезда, покорившая горьковчан, — Мэрилин Монро. Так, музыкальная комедия «Некоторые любят погорячее» с ее участием вышла в советском прокате под невинным названием «В джазе только девушки» и собирала в кинотеатре имени Маяковского полные залы.

Огромной популярностью (особенно у молодежи и детей, которым, строго говоря, эти фильмы не рекомендовались) пользовалась серия картин о Тарзане с Джонни Вайсмюллером. Выйдя из кинозала, подрастающее поколение висело на всех возможных «лианах» и отрабатывало фирменный тарзаний клич.

Русским героем, приковавшим к себе внимание зрителей, стал Илья Муромец. Киносказка Александра Птушко о славном богатыре была основана на былинах и произведениях Пушкина и при этом увлекала ничуть не хуже «Тарзана».

Советские будни оптимистически, с песнями и шутками, были показаны в фильме «Заноза» 1956 года о грузинской девушке-шофере, чей строптивый нрав смягчается из-за любви к красавцу-архитектору. Конечно, не обходилось и без кино революционной направленности. Юных зрителей водили смотреть ленту «Миколка-паровоз», главный герой которого, белорусский мальчик Миколка, боролся против царского режима.

60-е — начало 70-х
В восемь утра шли детские сеансы — фильмы-сказки. Вечером — выбивающее слезу и заставляющее пританцовывать индийское кино, американские вестерны для зрителей старше 16 лет («Золото Маккены» и другие фильмы про ковбоев), а также серьезные ленты, снятые в странах социалистического лагеря, например польская «Рукопись, найденная в Сарагосе» 1964 года. Тут же были организованы тематические показы, посвященные театру, музыке и балету.

К тому времени в Горьком открылось много новых кинотеатров, поэтому билеты в старом, Маяковского, были самыми дешевыми. Рассказывают, что от зрителей не было отбоя, многие спрашивали лишний билетик перед началом очередного сеанса.

70-е
Одним из хитов середины семидесятых стал фехтовальный вестерн «Зорро». Зрители увлеченно следили за экранными приключениями одетого в черный костюм и маску Алена Делона, представляя себя на его месте (или на месте его подруги).

Еще один человек в маске, приковавший к себе внимание зрителей в кинотеатре имени Маяковского, — Фантомас. Несмотря на то что во Франции серия фильмов о неуловимом преступнике и мастере перевоплощений вышла в середине 60-х, в СССР ее показывали в широком прокате после 1973 года, когда был снят особый запрет. Дело в том, что советские подростки, не зная, что фильм — это кинокомедия и вообще пародия на французские романы, взяли поведение Фантомаса за образец и пугали ни в чем не повинных старушек. В 70-е более искушенная публика уже смогла воздать должное комедийной составляющей фильма.

В список французских хитов 70-х вошел также фильм «Великолепный». Кстати, еще одна пародия — на этот раз на шпионские боевики о суперагентах. Главную роль в нем сыграл Жан-Поль Бельмондо, пик интереса к которому у советских зрителей пришелся как раз на конец 70-х — начало 80-х годов.

80-е
К 90-летию со дня рождения В. В. Маяковского в 1983 году в кинотеатре его имени были организованы тематические показы. Но, конечно, в основном репертуар состоял из новинок. Например, в 1986 году показывали фильм о строительстве магистрального газопровода «Контракт века», а в 1988-м — фантасмагорическую картину Карена Шахназарова «Город Зеро» с Леонидом Филатовым в главной роли.

90-е
В начале 90-х в кинотеатре имени Маяковского продолжали идти фильмы о суперагентах, в первую очередь о Джеймсе Бонде, в те годы с Тимоти Далтоном. Советский кинематограф был, в частности, представлен режиссерским дебютом Леонида Филатова «Сукины дети», в основу которого легли реальные события, связанные с отъездом из СССР Юрия Любимова.

Новое время — новые фильмы. Нижегородцы вспоминают, что именно в кинотеатре имени Маяковского впервые посмотрели эротическую мелодраму «Девять с половиной недель», которая на несколько лет стала объектом телепародий и подражаний.

Затем, в рамках общих тенденций, в помещении кинотеатра открылся стрип-клуб, и фильмы с видеокассет в его салоне крутили соответствующие. Вскоре, не выдержав конкуренции с другими видеосалонами, а также в силу аварийного состоянии перекрытий здания, точка закрылась окончательно.

Также почитать