"Современная поэзия"
В англоязычной традиции с этим гораздо легче, потому что там есть poetry (то есть именно поэзия) и lyrics (тексты песен, стихи на случай, в газетах и прочее). Тем не менее можно предложить очень простую градацию. Современная интернет-культура с ее волюнтаристским правом на автопубликацию в тех же социальных сетях находится в самом что ни на есть эстетическом подвале. Сетевые пусторосли, некоторые из которых в итоге пробиваются в маленькие зальчики и устраивают свои поэзоконцерты, представляют старую и недобрую теорию самовыражения. Дескать, главное в поэзии быть искренним, и люди к тебе потянутся. Это ошибочно по факту. Искренность совсем не значит наивность, художественная безграмотность. Как говорил еще Бахтин, поэт – это голос в хоре, данные же голоса беспомощно повисают в воздухе, несмотря на все старания дать публике эмоции и попросту монетизировать свой символический капитал.
ЕВГЕНИЯ РИЦ
***
Восьмилетняя девочка с куклой наперевес
Прозревает духов. Презирает духов
За лишний вес,
За их луковый запах и отсутствие всяких луков.
Она-то думала, все будет не так,
Думала, вострубят
Канализационные люки,
И у больших и не очень умных ребят
Рты закроются и не в такт
На замахе опустятся руки.
Но улица стынет, кукла беспозвоночно висит
И сентябрь подходит к началу второго года.
В ее жизни это первый, но отнюдь не последний визит
Подобного рода.
То их пленкой услышит, то краем одной стопы
Ощутит подземное дуновенье,
То ей кто-то крикнет: «Дыши! Не спи!» –
И она еще глубже заснет и задышит лежащей тенью.
***
Дело – труба. И далекие льды
В заостренном теперь глазу
Будет видно с испода как белый дым
И как серый дым и мазут.
Ни о чем не печалься, асфальтоукладчик
На исходе осенних сил,
Под землей не видно, не видно и над Землей
Шерстяного парка один настил
И другой трикотажный слой.
Смой со лба и сотри с руки
Эту птицу, летя на юг,
Она делает в небе круги, круги.
Это все ближний круг.
Это все говори себе не стоит и не стоит,
И нога завязнет, как вязнет дно
У тебя в глазу молодой и наивный стыд
Пересыплется на зерно,
Перепреет на воздух и на покров
Упадет не позже, чем середина дня,
Вся покрытая коркой мослов и слов,
Будет выбрана из огня.
ПЕТР ЛИКИН
***
Именно ранней весной
Шум морфия в холодных скульптурах парка –
Как будто растут бледные цветы.
Опьяненная дальней музыкой в ветвях и колоннах,
Ты проходишь среди волшебных каруселей,
Мерцая клетчатой юбкой в тени –
И странные листья приближаются к живому лицу.
Советское здание венчают сумрачные скульптуры.
Внезапный свет восходит к ступеням.
Люди печально пересекают границы кино.
Древние минуты покоя.
Блуждают огни в освобожденных березах.
В радостном воздухе сияние и смех –
Сон повторяет и происходит опять.
***
Дорога: снежные кусты, изваяния, птицы.
Памяти отраженные аллеи
Сопровождают звуковой коридор.
Внутри отключенного фонтана
Раздается смех и пасмурная голубка
Всегда в глазах: север, полет.
Мы проходим за шлейфом сталинской кавалькады,
Говоря о траурных окнах.
Свет долетает, как будто ангел, узнавший причины моря.
На параллельной дороге становится снежный воздух.
Моменты покоя обволакивает ветер сердец.
Послушная голубка кружится над имперской могилой.
Мы можем улыбаться и смотреть на европейский закат.
И радостно как в раю: на экранах войны.
ДМИТРИЙ ЗЕРНОВ
***
Если мы друг у друга умрем,
Ты, пожалуйста, не забывай
Выключать в туалете свет,
Принимать перед сном витамин,
Выходить раз в неделю гулять
И куда положила очки.
Если мы друг у друга умрем,
Ты их стеклами вниз не клади.
Если мы друг у друга умрем,
Ты, пожалуйста, не начинай
Размещенный пиратами том
Приключений в волшебной стране.
Понимаю, что долго ждала,
Понимаю, что это седьмой.
Если мы друг у друга умрем,
Подзарядка от книжки – в столе.
Если мы друг у друга умрем,
Ты, пожалуйста, не размещай,
Я сказал бы, совсем не ходи,
Но в героях был патч на геймплей,
А в знакомых был новый виток –
Может, станет понятней, кого.
Если мы друг у друга умрем,
Твой пароль, если что, зердв.
КАРИНА ЛУКЬЯНОВА
***
лето внутри каталога изломанных линий
опережает прогоны отсутствия
выдох на переходных станциях
видишь расставлены
в своем роде макеты дыхания
вот они проникают под землю
на vhs повторяется verse
где рука задевает руку
образец заполнения
воспроизводит подобие
поиски места для линии сгиба
фотодетектор стоп-кадр
только попробуйте
кажется нет
АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИКОВ
***
вот значит откуда картонное небо имен обездвиженное. камень
нагретый солнцем отдаст тепло, поврежденный. воздух шипящий
сквозной – пробитой покрышки. на той стороне реки снова зажгутся
огни. следующие два шага – чуть более уверенные, состоявшиеся,
обнаруживающие созвездья на небе (разве можно хоть что-то
увидеть по такой жаре, разве можно хоть что-то увидеть в такой
холод). камень – не прежний; все тот же – разбитый фонарь в быстро
темнеющем парке. две вертикальных линии, разговоры. кто-то
прошедший близко, оглянувшийся и продолживший путь.
ЕВГЕНИЙ СТРЕЛКОВ
Из цикла «Троцкий»
ПОЛИГОН НОЧЬЮ
Вооружившись огромным зеркалом
небесного окулиста
шаря в потемках глазного дна
яростного Ориона
бесцеремонно
ощупывая его
выжигая транзисторы
разыскивая
разума неземного зерно
в редкой и колкой небесной соломе.
Ночью бессонной распахнешь окно:
локаторы подрагивают в полудреме.
ВОПРОШАНИЕ ТРОИЦКОГО
Двух сыновей
я посвятил тебе
божественный Орион
ныне оба трудятся в небе
забрасывая радиосети неутомимо.
Три полигона стоят нерушимо.
И каждую ночь на каждом
черные луны разума
поднимаются на тонких тросах
вопроса:
что же молчат звезды?
АРТЕМ ФЕЙГЕЛЬМАН
_
спрашивают где ты была?
а я не могу ответить
я исходила весь город
закрыты торговые центры бутики стоки шоу-румы
работают только библиотеки картинные галереи театры
я делаю селфи на фоне вечерних улиц
пальцы выводят #prada #armani #mcqueen
но в сеть улетают
#кабаревольтер #вхутемас #баухаус
_
куда запрятал ты еврейские ключи
арийские замки на страже
как если б скальпель школьный воздух чист
и сердца ход торжественней и реже
во сне идешь на посторонний плеск
в тетради на столе двоится почерк
раскрыт как книга придорожный лес
и под ногами кровь и почва кровь и почва
_
воспоминание об уколе с видом на стадион
вдруг медсестра перепутает иглы ампулы прочие склянки
из-за ширмы льется надрывный голос селин дион
и от этого чуть сильнее дрожат коленки
игроки вдалеке разваливаются на текстуры
в ожидании боли и это прекрасный пейзаж для очей отдых и праздник
стадион водник зажат между двумя объектами современной
нижегородской архитектуры
имя которым титаник и айсберг