"2014"

 
Первая фалафельная
Проект Noot вырастает из ресторанных дней: после аншлага и огромных очередей гастрономические энтузиасты решают вывести израильскую кухню в большой общепит. Первая фалафельная открывается на проклятом месте, слева от театра драмы, – раньше арендаторы там надолго не задерживались, – и в итоге становится одним из главных стритфуд-проектов в городе. Здесь обедают, кормят фалафелем приезжих музыкантов, устраивают небольшие концерты и даже играют свадьбы. Что интересно, в будущем конкуренции с Noot так никто и не выдержит: и стрит-фуд из Тель-Авива Moses, и израильское бистро «Бокер» закроются, не проработав и года.
 
Олень на набережной
12 июня рядом с катером «Герой» презентуют скульптуру оленя – пятиметровое сооружение из пластинок нержавеющей стали. Горожане оленя поначалу будут критиковать, но в итоге полюбят и будут с гордостью его показывать гостям города. И, кстати, в тот же день в городе откроют «Скамейку блогера» с логотипом Livejournal, но она, в отличие от оленя, не приживется – Артемий Лебедев обзовет ее «криворуким провинциальным говном», блогеры переберутся из ЖЖ в фейсбук, а саму скамейку через три года демонтируют.
 
«Полка»
Энтузиаст Александр Карпюк открывает свой независимый книжный магазин: с тщательно отобранной литературой, умным нон-фикшеном и современной художественной. «Полка» становится известна и за пределами города благодаря большому онлайн-комьюнити, бывает на множестве книжных ярмарок, а также разделяет название с одноименным проектом Юрия Сапрыкина о классической русской литературе.
 
«За Каргина»
Начинается настоящая транспортная война: у перевозчика Каргина и его «желтых бамперов» под номером 171 отбирают маршрут и передают предпринимателю Комракову. Жители бастуют: выходят на митинги, требуют вернуть ночные рейсы и дешевый проезд, а петиция
в поддержку Каргина набирает на Change.org рекордные для города 13 тысяч подписей. После долгих лет борьбы «желтому бамперу» удастся остаться в городе – он курсирует до сих пор и часто спасает припозднившихся жителей Сормова.
 
«Селедка и кофе»
Изначально открывшийся как штаб-квартира газеты «Селедка», бар очень скоро начинает жить собственной жизнью – в первую очередь из-за шумных вечеринок, которые уже почти шесть лет заполняют Рождественскую по выходным. Бар «Селедка и кофе» становится культовым, несмотря на, казалось бы, крохотную площадь: о нем снимают многочисленные сюжеты, вносят в бесконечные топы лучших кафе, а сам он не пустует практически никогда.
 
Снос «Дома крестьянина»
Историческое здание гостиницы «Дом крестьянина» сносят, несмотря на протесты градозащитников, – историко-культурная экспертиза, которую заказал владелец, не подтвердит статус объекта культурного наследия. На этом месте планируют построить четырехзвездочный отель к чемпионату мира по футболу – правда, в дальнейшем проект исключат из программы подготовки к мундиалю и лишат финансирования, поэтому в центре города появится очередной долгострой.
 
Первая галерея современного искусства
Художник Андрей Оленев и коллекционер Рустам Коренченко создают на Почаине галерею «Толк», которая преимущественно будет представлять нижегородское уличное искусство. Через полтора года «Толк» закроется как выставочное пространство, но преуспеет как проект и выведет местных художников на новый уровень: большинство из авторов «Толка» примут участие в выставке «Жизнь живых» в московском ГЦСИ, Андрей Оленев успеет поработать с Михайловским театром в Санкт-Петербурге и там же сделать персональную выставку, а команда «Той» успешно будет представлена на ярмарке Cosmoscow.
 
Столица стрит-арта
Уличные художники выходят из тени – люди потихоньку учатся отличать стрит-арт от граффити, а на стенах города появляется по примерным оценкам больше 300 новых работ. В числе первопроходцев – Никита Nomerz, чей «Большой брат» на водонапорной башне станет известен далеко за пределами России. Многие из работ исчезнут вместе с деревянными домами, на которых они были нарисованы, но именно в 2014 году начинается тесный союз уличного искусства и дореволюционной нижегородской архитектуры.

Первый Alfa Future People
В Большом Козине проходит первый фестиваль электронной музыки Alfa Future People – в лайнапе Avicii, Skrillex, Benny Benassi, Paul Oakenfold и другие артисты, которых раньше было сложно представить на поле в Нижегородской области. На фестиваль съезжается больше 30 тысяч человек, и местные поначалу приходят в ужас, но потом быстро осваиваются, продавая любителям электронщины еду, резиновые сапоги или возможность помыться.
 
Фонд «Сострадание НН»
Директор группы компаний «Деком» Владимир Гройсман инициирует создание благотворительного зоозащитного фонда, финансируемого за счет пожертвований. За шесть лет работы у «Сострадания» получается сдвинуть с мертвой точки проблему бездомных животных, фонд спасает их от дог-хантеров, стерилизует и помогает найти новых хозяев.
 
«Вазари»
Арсенал ставит перед собой амбициозную задачу: создать фестиваль, который не просто научит понимать искусство, а правильно воспринимать тексты о нем. После первого «Вазари», который назовут «реанимацией гуманитарного искусства», фестиваль станет традиционным и в разные годы привезет таких экспертов, как Ирина Прохорова, Владимир Мартынов, Анна Наринская, Фекла Толстая, Дмитрий Волкострелов, и других. И конечно, одним из главных событий «Вазари» неизменно будет большая книжная ярмарка, с которой обычно уходят с заметно опустевшими карманами и немного более счастливыми.
 
 

Текст: Лидия Кравченко
Иллюстрация: Алексей Глокин

 

Также почитать