"Искать «гений места»"

Учредитель и директор Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», директор Северо-Западного филиала Государственного центра современного искусства Елена Коловская – о рецепте идеального фестиваля
Повторяющиеся культурные события, и в первую очередь разнообразные фестивали, очень важны для любого города – они не только способствуют культурному обмену, но и стимулируют развитие культурного туризма, а через него и экономику.

Фестивали бывают разные: музыкальные (оперные, джазовые, классической музыки), театральные, музейные, современного искусства, кинофестивали и даже гастрономические. Этим список не исчерпывается – каждый год в мире появляются все новые примеры фестивального творчества, например, праздник огурца в Суздале или фестиваль шопинга в Стамбуле, проходящий под патронажем министерства культуры.

Некоторые фестивали проходят ежегодно, один раз в два года (биеннале), раз в пять лет (например, «Документа» в Касселе) или даже в десять («Скульптурный проект» в Мюнстере, во время которого весь город наводняется скульптурами, объектами и временными архитектурными сооружениями).

Некоторые – очень старые (Мюнхенскому оперному фестивалю уже 130 лет, Венецианской биеннале – более ста), другие возникли совсем недавно, но уже завоевали международную популярность, как Museumuferfest – праздник на Музейной набережной во Франкфурте-на-Майне, на который съезжаются около трех миллионов человек, или праздник чтения во Франции.

Известные во всем мире (Берлинский и Каннский кинофестивали, Мюнхенский оперный фестиваль, Эдинбургский театральный фестиваль, ирландский Блумс-дэй) и известные пока только в одном городе или одной стране.

Но объединяет все их то, что они сфокусированы на каком-то явлении культуры или искусства.

Города, строящие свою экономику на культурном туризме, культивируют сразу несколько всемирно известных событий – в той же Венеции хоровод фестивалей не прекращается круглый год: Венецианский карнавал, две Венецианские биеннале (в нечетные годы – современного искусства, в четные – архитектурная), Венецианский кинофестиваль…

Любые повторяющиеся культурные события очень полезны для города – на них привозят новых артистов и художников, у зрителей есть возможность увидеть новые кинофильмы, спектакли, выставки, услышать новую музыку. А когда фестиваль получает международную известность – он привлекает в город гостей из всех уголков мира, что очень важно и с точки зрения культурных обменов, и с точки зрения развития территорий.

Например, оперный фестиваль в Савонлинна регулярно проводится с 1967 года. Савонлинна – крошечный городок на востоке Финляндии с населением в 28 тысяч человек. Ежегодный фестиваль классической оперы, проходящий в средневековой крепости и длящийся всего один месяц, «кормит» население города на протяжении всего оставшегося года: гости со всего мира, приезжающие в Савонлинна летом, оставляют в ресторанах, музеях, магазинах и гостиницах достаточно денег, чтобы город «продержался» до следующего фестивального лета. Это классический пример поддержания жизни территории через культурный туризм.

Пример второй. Ливерпульская биеннале современного искусства возникла не в самом благополучном месте Британии – в послевоенный период Ливерпуль имел славу депрессивного города: с середины 1970-х его промышленность пришла в упадок, в 1980-х уровень безработицы был одним из высочайших в стране. Идея сделать Ливерпуль центром фестиваля современного искусства возникла у одного местного галериста, который на свои средства организовал первую биеннале. Инициатива была сразу же поддержана местными властями, продемонстрировавшими завидную дальновидность, и теперь это самое важное культурное событие года в регионе, которое привлекает около полумиллиона посетителей и за последние 10 лет принесло городу более 120 млн фунтов стерлингов. Экономика биеннале растет, а Ливерпуль быстро получил славу культурной столицы.

Очень важно, создавая новое крупное культурное событие, отталкиваться от местных особенностей – искать «гений места». Уральская индустриальная биеннале, организованная филиалом Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге, совсем новое событие в мире современного искусства. Выставки, перформансы и даже балет проходят в цехах заброшенных заводов и на действующих предприятиях города. «Индустриальная биеннале» – бренд настолько удачный, что сразу стал известен на международной сцене.

Санкт-Петербург, как известно, «город-музей», в котором существует более 200 разных музеев. Неудивительно, что именно он стал «музейной столицей» России, где регулярно проходят целых четыре (!) музейных фестиваля: Ночь музеев, фестиваль «Современное искусство в традиционном музее» (во время которого показываются проекты, созданные художниками для маленьких, специализированных музеев – таких как Музей хлеба, Музей – подводная лодка, Музей судебной медицины), «Детские дни в Санкт-Петербурге» – фестиваль детских музейных программ и самый новый фестиваль – «Петербургская биеннале музейного дизайна».

Так что рецепт идеального фестиваля в современном мире таков: определите уникальное культурное событие для своего города (региона), сделайте его международным, сделайте его повторяющимся, поддерживайте высокие стандарты (приглашайте интересные имена, организуйте все идеально) – и успех обеспечен. Гости заполнят гостиницы и рестораны, накупят сувениров и местной продукции, посетят музеи и поездят на такси, а вы продемонстрируете всему миру свою культурную марку.

Также почитать