"Состояние"

В номере, посвященном архитектуре, мы попросили экспертов рассказать о значительных объектах, которые характеризуют определенные стили архитектуры Нижнего Новгорода. Конструктивизм, эклектика, классицизм, модерн, сталинский ампир, кирпичный стиль – что есть что в городе в материале «Селедки»

Домик Петра Первого
Время постройки: XVII век
Архитектор: неизвестен
Адрес: ул. Почаинская, 27

 

Алексей Королев,
архитектор

– Домик Петра (палаты купца Чатыгина) – одно из самых древних зданий Нижнего Новгорода, построен в конце XVII века на территории Започаинья. По преданию в этом доме два раза останавливался Петр I: в 1695 году (во время Азовского похода) и в 1722-м (посещал могилу Минина). Является одним из трех сохранившихся примеров нижегородских каменных купеческих палат (Олисова, Пушникова, Чатыгина), построенных в древнерусском стиле. Для нас с вами большая удача, что этот памятник сохранился и дошел до наших дней, но некоторые переработки он все же претерпел. Домик постоянно менял владельца, с начала XIX века тут располагались сначала винный склад, затем ночлежка. Дом находился в ветхом состоянии, и только в конце XIX века на пожертвования купца Бугрова здание было выкуплено и переведено в муниципальную собственность. Позже, по инициативе краеведа Гацисского, памятник удалось отреставрировать. В то же время было пристроено крыльцо по проекту архитектора Иванова, и здесь разместился «Петровский музей». В советское время, в 1970-х годах, была проведена реконструкция, и здание несколько поменяло свой облик. С середины 1990-х до 2005 года в его подвале располагался одноименный рок-бар. Совсем недавно палаты были вновь отреставрированы.
В Нижнем Новгороде наблюдается определенная закономерность: почти все высотные новостройки являются декорациями для «пожилых» домиков. Так и эти палаты особенно выделяются на фоне диссонирующей, нависающей советской краснокирпичной многоэтажки, равно как и Успенская церковь на набережной Федоровского.
В нашем строительном университете палаты Чатыгина являются излюбленной темой для курсовых работ студентов-архитекторов, с них они начинают постигать азы ремесла зодчего. Впрочем, и я с них начинал.

Комплекс банка С. М. Рукавишникова
Время постройки: 1908 г.
Архитектор: Ф. О. Шехтель
Адрес: ул. Рождественская, 23; Нижневолжская наб., 11

 

Мария Павлова, архитектор
(департамент градостроительного развития территории Нижегородской области)

– Династия купцов, заводчиков и банкиров Рукавишниковых в XIX веке была одной из самых известных в Нижнем Новгороде. Со временем их известность приобрела еще и всероссийский масштаб. Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников, родом из поселка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии, промышлял кузнечным делом. Перебравшись в 1817 году вслед за ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал активно торговать железом. Постепенно количество лавок разрослось, капитал увеличился, и Григорий Михайлович построил собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он получил медаль от департамента мануфактур и внутренней торговли.
После пожара в 1899 году в двухэтажном каменном доме Рукавишниковых с двумя промышленными корпусами на улице Рождественской они обратились в Строительное отделение городской управы с просьбой о ремонте пострадавших строений. Однако восстановленные старые здания имели весьма неприглядный вид, и Сергей Рукавишников в 1908 году связался с московским архитектором Федором Шехтелем, попросив разработать планы-фасады для возведения вместо них двух зданий, которые выходили бы на Рождественскую улицу (собственно банк) и Нижневолжскую набережную (промышленные корпуса).
При проектировании здания Шехтель отказался от использования каких-либо исторических стилей и спроектировал его в образе рационального модерна. Здание выполнено в неоготическом стиле и напоминает здание типографии газеты «Утро России», построенной Шехтелем в 1907 году в Москве. Фасад облицован белой глазурованной плиткой и имеет дополнительную отделку в виде стилизованного растительного орнамента серого цвета. Выразительность фасада обусловлена пластичностью лепного декора, выявляющего его декоративные элементы. Растительный орнамент украшает архивольты, покрывает сплошным ковром среднюю часть парапета, тимпан фронтона над входом, широкие вертикальные полосы в верхней части простенков на уровне второго этажа, перехваченные штукатурными «лентами» на уровне импостов. Цветная керамика была применена в облицовке выходящего на Рождественскую улицу корпуса. Скульптуры, которые украшают вход в здание и олицетворяют промышленность и земледелие, выполнены известным российским скульптором Сергеем Коненковым. Внутренняя планировочная структура различна на этажах: на первом этаже – зальная, на верхних – коридорная, двухсторонняя. В центральной части здания размещена парадная лестница с гранитными ступенями и декоративным металлическим ограждением.
Сегодня здание банка Рукавишниковых – это историко-архитектурный памятник федерального значения.

Усадьба А. Н. Седова
Время постройки: 1904–1906 гг.
Архитектор: С. А. Левков
Адрес: ул. Студеная, 49 б

 

Артем Белый,
архитектор (студия архитектуры и дизайна Mishka)

– 120 лет назад улица Максима Горького (ранее ул. Полевая) была окраиной нашего города, но в начале XX века этот район стал активно застраиваться новыми зданиями и сооружениями. В это время в мире, и в мировой архитектуре в частности, происходит переосмысление взглядов. На смену классицизму приходит новый стиль – модерн. Стиль, который породил волну экспериментов и лег в основу архитектуры нашего времени. И речь идет не только о художественных приемах формообразования, но в первую очередь – о комплексном подходе к организации пространств вокруг Человека. Одним из новаторов в этом направлении на Нижегородской земле был архитектор Сергей Александрович Левков. На пересечении улиц Студеной и Славянской (ранее ул. Немецкая) он спроектировал для крестьянина А. Н. Седова усадьбу, которая была построена в 1906 году и сохранилась по сей день. Известно, что до этого Сергей Александрович успешно реализовал несколько зданий в кирпичном стиле и пробовал себя в стиле модерн. К сожалению, как и многие другие сооружения в нашем городе, время не пощадило этот дом, но его уникальность никуда не исчезла. Если пройтись вокруг здания, то может показаться, что деревянная часть была построена сама по себе, а кирпичные сооружения по соседству не имеют к нему никакого отношения, оставаясь обособленными, но это не так. Усадьба изначально планировалась из трех частей. Являясь обрамлением пересечения двух улиц, большая деревянная часть дома с нависающими эркерами оформлена сдержанно, просто и лаконично. При этом, раскрываясь в сторону перекрестка, постройка оставляет больше пространства вокруг, тем самым сильнее вступая в диалог с окружением, подчеркивая локальную значимость места, создавая ориентир. Флигели по краям здания выполнены из кирпича, и детали фасадов сохранились лучше. В этих частях, таких отличных от центрального объема дома, прослеживаются традиции кирпичного стиля и новые идеи, поиски, характерные для модерна. Конечно, это не то, что все привыкли считать модерном в чистом виде, я думаю, что это был эксперимент и, конечно, определенный компромисс. Компромисс заказчика, места и времени. Лично я считаю данное архитектурное решение спорным, но ведь для этого эксперименты и нужны, чтобы задавать вопросы и искать на них ответы. И архитектура – это уже давно не строительство отдельных зданий. Это всегда комплексный подход.

Аптека Эвениуса
Время постройки: 1792 г.
Архитектор: Иван Нимейер
Адрес: ул. Варварская, 4


Надежда Щема,
архитектор (ООО «Архитектурно-строительные технологии»)

– С этим зданием все не так однозначно. Аптеку начали строить в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века на территории, перешедшей во владение вновь прибывшего в наш город аптекаря Е. Х. Эвениуса. Первоначальный объем относится к периоду классицизма. Потом постройка претерпела некоторые изменения в результате многочисленных достроек и перестроек: если мы посмотрим на фасад здания, то увидим, что центральная часть слегка выступает, образуя небольшой ризалит с ионическими пилястрами. В краеведческих публикациях отмечена достройка строения в первой четверти XIX века, проведенная уже сыном Эвениуса, что также связывают с Отечественной войной 1812 года, когда часть здания была отдана под жилье московским беженцам. В XIX веке был сделан третий, антресольный этаж и пробиты пять окон в ризалитной части. Последние позже были расширены, утратив первоначальные обрамления.
Следующий этап перестройки относится уже к аптекарю
И. Ф. Ремлеру, которому здание было продано в последней четверти XIX века. Большая часть внешних изменений фасадов произошла в это время. Парадокс парадоксом, но то, что мы сейчас видим, – это эклектика, причем эклектика с отсылом к петровскому барокко: ионические пилястры ризалита, оставшиеся от классицизма, были дополнены ложнобарочными наличниками окон второго этажа, крылья закрепили по 3 ионические пилястры. В похожей стилистике в тот же период выстроен и деревянный флигель, расположившийся в глубине от красной линии. Пристроенный еще позже объем лестницы несколько выбивается из общей стилистики здания аптеки. Она, конечно, смотрится именно приставленной, но, возможно, что-то было утрачено в ходе различных ремонтов.
Это здание – хороший пример эклектичной архитектуры с элементами классицизма и барокко в нашем городе, а также работы с фасадами уже существующего дома. Создана весьма цельная фасадная композиция.
Рассматривать объект только с точки зрения архитектуры неправильно. На него наложен большой исторический и смысловой пласт – это первая партикулярная, то есть частная, аптека. Другие партикулярные аптеки стали появляться в Нижнем Новгороде только во второй четверти XIX века. Представляете, насколько она опередила время? То есть, с одной стороны, эклектичный фасад, у которого нет в городе аналогов, именно с таким решением, с обращением к барочным и классицистическим традициям, а с другой – это история места, история здания. Мне самой здание нравится как хороший образец своего времени, с чистыми пропорциями, слегка искаженными временем, потому что в XX веке здание пришлось приспособить под жилье. Но, несмотря на искажение, аптека сохранила облик, она украшает улицу. Хорошо бы еще заняться реставрацией дома М. Ф. Щелокова, уже многие годы похороненного рядом за синим забором. Насколько я знаю, нынешний владелец части помещений здания аптеки старается сохранить эту память места, создав что-то похожее на небольшой музей аптечного дела при действующей аптеке – это здорово. Считаю правильным, если за зданием сохранятся офисные и жилые функции.


Арестный дом
Время постройки: конец 1850-х гг. – начало ХХ в.
Архитектор: Н. И. Ужумедский–Грицевич
Адрес: ул. Большая Печерская, 28 В

 

Игорь Осокин, реставратор

– В 1870-х годах, с расцветом промышленности в России, в русской архитектуре появилось течение, сторонники которого на первый план в архитектурном проектировании ставили рациональность: и здание, и каждая его часть в первую очередь должны удовлетворять своему назначению; именно назначение, а не желание архитектора должно определять форму: она «определится сама из построения». Только таким образом «должны возникнуть формы здания, сообразные нашему климату, нашим материалам и нашим вещественным или нравственным потребностям», – учил архитекторов и гражданских инженеров
Е. И. Марков, один из основоположников нового направления, преподаватель Строительного училища в Царицыне (сейчас – Волгоград). Эстетические вопросы при этом вполне сознательно ограничивались. Тогда же, с началом массового земского строительства, новое течение появилось и в промышленно развитой Нижегородской губернии. По существу, это был не стиль, а разновидность эклектического подхода к строительству, наиболее дешевая и экономичная. Каменные здания строились без наружной штукатурки, с применением фигурного кирпича. Такой прием менял отношение к материалу. Вместо крупных, порой грубых из-за ограничения по форме классических деталей появилась мелкая, почти фактурная обработка поверхности, с существенной ролью цвета. Вместо скрытия облицовочного материала под штукатуркой выявлялся натуральный вид стенового материала. Земство Нижегородской губернии начало широко внедрять новую систему в первую очередь в промышленном, транспортном и казарменном строительстве. Качество и долговечность зданий повысились, возросла огнестойкость. Кирпичный стиль был более желательным для земства в связи с общедоступностью материала и упрощением строительных работ, что было принципиально при строительстве в отдаленных местах и при примитивных внешних условиях.
Наибольшее распространение кирпичный стиль получил в промышленной и церковной архитектуре, некоторые его приемы применяли мастера «русского стиля» конца XIX века (архитекторы Парланд, Косяков, Никонов и др.). Арестный дом Нижегородской земской управы является одним из примеров направления в кирпичном стиле Нижегородской губернии начала ХХ века. Здание построено в стиле строгой эклектики, с элементами казарменной архитектуры. На втором этаже в этом здании было религиозное учреждение – богадельня арестного дома, предназначенного для отбывания наказания в виде административного ареста. Богадельня выполнена в виде центрального ризалита с завершением в форме щипца, по центру фронтона имеется место для иконы. Центральный и боковой ризалиты, наличники и карниз отделаны фигурным кирпичом. Основные несущие стены выполнены из кирпича нижегородских кирпичных заводов, который имел отличный от стандартного размер – 110 х 70 мм. Межэтажные перекрытия выполнены из кирпича по металлическим балкам в виде армированной сводчатой конструкции, что также характерно для общественных и промышленных зданий кирпичного стиля.

Дом Сироткина
Время постройки: 1913–1916 гг.
Архитекторы: А. А., В. А. и Л. А. Веснины
Адрес: Верхневолжская наб., 3

Василий Бандаков,
архитектор (ООО «Архстрой»)

– В этом году зданию на Верхневолжской набережной исполняется ровно 100 лет. Для меня оно неотъемлемая часть городской среды Откоса и Нижнего в целом. Не уверен, что нужно углубляться в историю – все можно найти в интернете и путеводителях, но все-таки. Дом по заказу купца Сироткина («миллионщика», пароходчика и городского головы) спроектировали архитекторы братья Веснины. Это была первая самостоятельная работа будущих «гуру» советского конструктивизма. Кстати, Веснины почти наши земляки – они родились в Юрьевце на Волге. Удивительно – из тех же мест родом и Андрей Тарковский.
Меня всегда впечатляло, как в этом объекте тактично и гармонично увязаны функции жилья и музея. Ведь здание строилось как жилая резиденция градоначальника с перспективой передачи его под музей. Так планировал Сироткин, так оно и случилось, хотя, по иронии судьбы и революции, без его воли. Лоджия на главном фасаде – это, конечно, принадлежность жилого дома, но аранжирована она как элемент общественного портика. Полуротонда на боковом фасаде – яркий, звонкий жест, но обращен вбок, в садик. Я еще помню, что до реставрации этот садик был закрыт деревянным забором, и от ротонды была видна только верхушка. Сейчас-то сквозь кованую решетку видно лучше. И вообще, дом небольшой, но осанистый. Всего два этажа, но масштабно, породисто. Все детали на месте: русты, пилястры ионические, карнизы, – но не «торт». Интеллигентный дом. С нюансами. Помню, меня восхищала на фасаде узкая и глубокая щель, обрамляющая портал главной двери. Она не давала мне покоя. Но после ремонта ее не стало – замазали…
Раньше я ходил в музей часто. Класса с пятого. И до самого закрытия на ремонт в 1992 году. В любом возрасте там было интересно. С годами менялось восприятие живописи. От классиков продвигался к авангардистам, а потом опять к классикам. Помню в перестроечные годы шумную выставку Ильи Глазунова. И ясное ощущение, насколько же это не соответствует уровню родных для этих стен работ.
Какое-то время в музее работала смотрительницей моя двоюродная бабушка – сестра деда. Их отец Иван Кириллович (мой прадед) просил у Сироткина взаймы денег на открытие заводика по производству валенок. Под честное слово, как было принято у староверов. Сироткин дал, прадед потом вернул. Вот такая семейно-историческая связь.
А еще во дворе музея со стороны улицы Минина стоял деревянный дом, в котором в коммунальной квартире жил мой друг Володя Щуров, ныне профессор философии НГГУ. Мы часто собирались там с еще одним нашим другом Александром Дехтяром и рассуждали о «проблемах мироздания». И, наверное, нас как-то «грело», что буквально в паре метров за двумя стенками висят Рерих, Лентулов, Ларионов… А потом этот дом снесли, и наш «Архстрой» запроектировал на его месте дом № 8.
Есть классическое выражение genius loci – «гений места». Для меня Дом на набережной, 3 – олицетворение этого.
P. S. После семнадцатилетнего ремонта прошло всего семь лет. Но посмотрите – на стенах трещины, карнизы осыпаются. Стыдно, господа.

Дом-коммуна ЖСКТ «Культурная революция»
Время постройки: 1929–1932 гг.
Архитектор: В. В. Медведев
Адрес: ул. Пискунова, 3, корп. 1–5

Илья Сакович,
архитектор, преподаватель кафедры архитектурного
проектирования ННГАСУ, руководитель АДБ «Белая Башня»

– Это должно было стать вызовом для привычного уклада жизни. Взрывом форм новой эстетики среди построек старорежимного мещанства и купечества. «Культурная революция» – пять лаконичных прямоугольных корпусов нового быта, объединенных в единый жилой комбинат для новой лучшей жизни, где граждане не отвлекаются на повседневные хлопоты и все время отдают строительству светлого будущего. Поэтому в квартирах не нужны кухни – все жильцы обедают в большой общей столовой; не нужны ванные – в цокольных этажах есть общие душевые и прачечные. В отдельном корпусе действует собственный детский сад и ясли, поэтажно распределены балконы общего пользования, красные уголки и библиотеки-читальни. Лифт развозит жильцов по этажам, на прогрессивной плоской кровле можно принимать солнечные ванны. Корпуса комбината связаны системой надземных переходов, и всеми его удобствами можно пользоваться, даже не покидая пределов этой «машины для жилья». Почти идеальной, как тогда казалось. Но время сурово и не без иронии проверило на прочность идею «Культурной революции». Через несколько лет оказалось, что трудно наладить регулярное снабжение продуктами столовой, и ее пришлось закрыть. Примеру столовой последовал детский сад. Потребность в дополнительной жилой площади вызвала заселение библиотек и красных уголков. Нехватка подсобных помещений вынудила жильцов сначала стеклить общие балконы и делать там кладовки, а в 50-е годы для этой же цели заменить плоские кровли на скатные. Убрана часть надземных переходов. Квартирам, переделав часть комнат, вернули привычные ванны и кухни. Так задуманная система новой идеальной жизни рассыпалась и перестала существовать много раньше предложившего эту систему государства. Мечта, столкнувшись с действительностью, не состоялась. Но даже в нынешнем своем потрепанном виде бывшая коммуна продолжает оправдывать былое название, разрывая жесткими объемами привычную среду и напоминая, что революция, пусть не надолго, все же возможна.

Сталинка на Коминтерна
Время постройки: 1936–1939 гг.
Архитектор: А. Яковлев
Адрес: ул. Коминтерна, 2

Юрий Болгов, архитектор

– Жилой дом по улице Коминтерна, 2, как и все остальные дома в этом квартале, был спроектирован замечательным нижегородским архитектором Александром Александровичем Яковлевым, автором значимых архитектурных объектов в Нижнем Новгороде (жилой дом по ул. Минина, 1, Чернопруднинский небоскреб, общежитие ГИИВТ с кинотеатром «Рекорд» и т.д.).
Географически дом находится в Московском районе, но является важным градостроительным акцентом на подъезде к центру Сормова. Автор ушел от гипертрофированных, манерных классических карнизов и колонн – фасады решены изящно и функционально. Удалось избежать лобового композиционного решения с башней на углу. Изящный бельведер смещен вправо и создает динамичную и в то же время благородную композицию. В наше практичное время многие сормовские бизнесмены пытались устроить в бельведере на кровле видовой ресторан, но пока никому не удалось обойти Жилищный кодекс и противопожарные нормы. Не менее изящен и мастеровит дворовый фасад. Внутри квартала – уютный, озелененный, благоустроенный двор.
В доме удобная планировка квартир, и, кстати, это был первый в Горьком газифицированный дом.

Радиусный дом
Время постройки: 1966–1968 гг.
Архитектор: Б. Бастырев
Адрес: наб. Федоровского, 2

Алексей Каменюк,
архитектор («Офис открытой архитектуры»)

– Радиусный дом… Не тот, что на Автозаводе, другой – на набережной Федоровского. Точнее, на том ее участке, где причудливым образом встречаются набережная и ул. Ильинская «неправильной», естественно сложившейся кривой.
Дом шестиэтажный. Первый этаж жилого дома занят административными помещениями, пять – жилые этажи. В доме семь секций, семь входов со стороны двора, шесть из которых выполнены по переходам в виде компактных мостиков без какого-либо уклона. Эти переходы связывают отметку первого жилого этажа и собственно входы в дом с отметкой тротуара внутреннего проезда. Вот почти все содержание характеристик объекта. Обычное, понятное и почти универсальное содержание для жилых домов. Но это универсальное содержание каждый раз неизбежно разворачивается в пространстве, трехмерно и осязаемо по-разному. И когда оно проявляется по-настоящему архитектурно, происходит простая, но от этого не менее удивительная вещь – профессиональные оценки уходят на второй или более далекий план. Наступает эмоциональное переживание маленького городского чуда.
Набережная
Достаточно протяженная для человека мягкая кривая основной поверхности всего объема дома, пятиэтажная белого цвета компактная часть жилых помещений установлена на ряд колонн. Сегменты витражей первого этажа, каждый из которых – отдельный модуль протяженной ломаной линии значительной части периметра первого этажа здания. Все они в своей постановке подчинены протяженному, ощутимо объемному, но спокойному изгибу. Эта поверхность могла бы быть скучной и монотонной или агрессивной и напряженной, подчиненной горизонтальному развитию или расчленена активным вертикальным. Но она спокойна и уравновешена графикой перфорации окон и проемов лоджий. Всего два типоразмера проемов: окно и лоджия. Но есть ритм расположения проемов и более общий – группп проемов. Четыре оконных проема – вертикальный ряд лоджий и паузы – более широкие участки стены с обоих торцов. Именно в этих участках цокольная часть дома уже поворачивает ко двору, а белый пятиэтажный объем еще продолжает движение и консольно завершается двумя рядами лоджий. Именно такой способ компоновки и делает плоскость уравновешенной, непрерывной. При этом она удивительно спокойна и всегда подчинена изгибу. Это работа архитектора. Хорошего архитектора.
Двор
Снова пятиэтажная белая поверхность – объем жилой части дома. Снова тактичная перфорация. Снова ясная графика с ясной структурой и минимальным набором: окно кухни, окно жилой комнаты, вертикальный ряд оконных проемов лестничных клеток, балкон, мостик перехода. И так в семи секциях. Исключение составляет первая со стороны двора. Она без перехода. Структурность всех элементов дома проявляется и в элементах кровли. По обе стороны от лестничной клетки по одному объему вентканалов… и все! Нет хаоса элементов инженерного оборудования, так знакомого в «современных» домах.
Радиусный дом на набережной Федоровского – образ архитектурного будущего, эскизный в определенном смысле, но от этого не менее ясный, точный, правдивый, структурный, выразительный. Он архитектурен, в нем нет и части присутствия миксов и фейков, безудержного полиуретанового декорирования, искусственного раскрашивания. Он не старается выразить собою что-то, чего в нем нет, он честен, естествен, прост и аристократично интеллектуален. Он удивительно привлекателен и дружелюбен. В нем есть все из будущего по-настоящему профессиональной работы. Он как органичный элемент, которого ждали геометрия участка, рельеф, фрагмент набережной и улицы Ильинской, сложившиеся в городском времени, панорамы набережной, люди, для которых каждый раз с разной скоростью движения – пешком, на велосипеде, самокате, сигвее или автомобиле – раскрывается этот мягкий изгиб, приближая и удаляя от них все элементы объема дома, раскрывая естественную красоту места. Он просто дом этого места. Поверьте, для постройки это очень много.

Экспериментальный жилой комплекс
Время постройки: 1979–1993 гг.
Архитектор: В. В. Воронков
Адрес: ул. К. Маркса, 24, 30

Максим Горев,
архитектор («СС проект»)

– Пожалуй, самым грандиозным и инновационным строительством в нашем городе после возведения горьковского автозавода и жилой застройки при нем стала застройка района Мещерское Озеро. До семидесятых годов прошлого столетия территория между Стрелкой и мостом через Волгу представляла собой обширную низину, которую регулярно затапливало паводковыми водами. Только в шестидесятые годы городские власти высказали идею поднять уровень земли, а затем построить вокруг Мещерского озера новый жилой микрорайон. Работы по подготовке территории начались в 1977 году. Проектирование экспериментального жилого комплекса велось совместно с архитекторами из ГДР. Проектировщиками была разработана оригинальная серия панельных домов переменной этажности, после чего был построен завод по производству панелей специально для этой застройки.
В генплане комплекса были заложены следующие функциональные зоны: жилая, коммуникационная, рекреационная и общественная. В основе – легкость транспортного и пешеходного сообщения внутри застройки. Удобная связь всех функций микрорайона. Так популярная сейчас система «двор без машин» уже тогда частично была исполнена в застройке. В микрорайоне отсутствовали сквозные проезды, что делило транспортные потоки только на тех, кто проживал в ближайших к проезду домах. Также в комплексе были предусмотрены закрытые гаражи, выведенные за пределы застройки. Общественная зона была представлена прототипом современного многофункционального центра и должна была состоять из клубного комплекса, спортивного центра и огромного универсального магазина, расположенного вдоль Мещерского озера. Главным композиционным элементом стал школьный комплекс на 1300 учащихся с развитой рекреационной зоной и насыщенной материально-технической базой. Также большое внимание было уделено дошкольному детскому образованию. Пять типовых детских садов комфортно разместились на территории микрорайона.
Но мечте не суждено было сбыться до конца. Во времена перестройки дух и идеи, заложенные в первоначальной концепции, были потеряны, и современный район Мещерское Озеро развивается уже по другим критериям – экономическая выгода во главе всего. Однако то, что уже было построено, сформировало среду, в которой выросло целое поколение счастливых людей. Во время прогулки по этому району появляется ощущение гармонии зданий и территории. Сложная форма корпусов создает интересные перспективные виды, а чередующиеся зеленые зоны и площадки делают пространство нескучным. Проектировщикам, трудившимся над этой застройкой, удалось создать удобное для жизни людей пространство, а это главное в работе градостроителя.

Также почитать