"Похороны Костромы"

Исследователь Анна Нистратова и журналист Юлия Тихомирова рассказывают о народном обряде похорон Костромы, который ежегодно проходит с неустановленных времен в селе Шутилове Первомайского района Нижегородской области

 

Упоминание о празднике в селе Шутилове встречается еще в книге Ивана Сахарова «Сказания русского народа» 1841 года. Праздник проводится ежегодно группой сельчан-энтузиастов и сохраняет черты древней традиции прощания с весной. В сознании участников он утратил свою магическую сущность, превратившись в веселый и необычный праздник, театрализованное действо, в котором по мере сил и способностей могут участвовать все желающие. Местные жители говорят: «Родители наши так делали, и деды, и прадеды. Значит, так надо было. И мы тоже, пока живы, будем. А уж молодежь там как хочет». Для обряда мастерят чучело из соломы – Кострому, которая олицетворяет весну. Ее называют также СтромА, ВёснУшка. Кострома заболевала, а затем умирала. Ее чествовали, отпевали, хоронили (растрепывали в поле) и устраивали поминки. Причины смерти Костромы всегда разные и обычно отражают актуальные деревенские и мировые новости.

 

Причины смерти Костромы

От СПИДа, гулящая была

Обожглась борщевиком

Родила в поле и померла, была 79 лет от роду

Случайно съела крысиный яд

От побоев незнакомцев

От сифилиса

Дерево упало на неё

Перепила

Сбила машина

От старых таблеток

Простыла, на сквозняке сидела

Скорая не доехала

Надышалась паров борщевика

Много работала в весенние работы

Действующие лица

Кострома

Соседки, подруги

Доктор

Баба Яга (Волхова, Колдунья)

Поп

Сестра

Представители власти – милиционер

Иностранец

Родственники, дети

Другие персонажи

 
В селе Шутилове была снята часть фильма «4» режиссера Ильи Хржановского. Фильм получил главный приз кинофестиваля в Роттердаме в 2005 году.
 
 
Елена Тихомирова, музыковед-фольклорист, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Синий лён»:
– Я училась в Нижегородской консерватории на отделении «Музыкальная фольклористика», и в 2002 году мы поехали в студенческую фольклорную экспедицию в село Шутилово. Так я и узнала об обряде, стараюсь ездить сюда каждый год, на эту дату ничего не планируем. Видимо, также отменяют все свои дела раз в год и бывшие уехавшие односельчане, выросшие дети, потомки тех, кто жил в Шутилове испокон веков. На народное гулянье съезжаются многие, причем оно никем не организовывается и не стимулируется, нет какого-то сценарного плана. Участники импровизируют на ходу, смеются и плачут, даже не поймешь иногда, серьезно они или шутят. От этого они сами разгораются. Как в народной культуре положено: ты и еду себе сам выращиваешь, и одежду шьешь, сам себя и развлекаешь. Ты сам себе и артист, и потребитель того смеха, который производишь. Это чисто народная традиция, которая поддерживается местными энтузиастами и бабушками-старожилами. Самой пожилой из тех, что я застала, было 90 лет, она умерла в прошлом году. Местные жители говорят, что праздник никогда не прерывался и не было ни одного года, чтобы люди не собрались. Много раз при мне бабушки говорили, что вот сейчас точно последний раз: здоровье уже не то, и праздник не такой, и петь некому, но все-таки в последний момент все происходит. С древних времен сохранилась структура праздника: время проведения, кукла Строма и обрядовые действия, символизирующие проводы весны. Что изменилось? К сожалению, уходит архаика, старинные песни, которые исполнялись многоголосно, бабушек почти не осталось, а молодые не перенимают эти песни. В песенном репертуаре лидируют частушки. Если есть гармонист, то частушки льются как из рога изобилия, как и было раньше. Когда Строма умирала, пели плачи. Это один из самых архаичных пластов песенной культуры. Когда Строма уже умерла, пели духовные стихи и поминальные песни. На поминках пели все что угодно.
Кроме материала из своих экспедиций, я подняла архивы, и с «Синим льном» мы выучили старые песни, которые были записаны в 70-х и 80-х годах в селе Шутилове. В последние годы мы им их привозим, потому что этих песен местные жители уже не помнят, но очень хотят их подпевать и что-то такое совершенно неповторимое и потрясающее происходит в эти мгновения. Сейчас моя задача не столько ездить как исследователь этой традиции, сколько как участник обряда, чтобы его поддержать. Местные жители очень рады нашему участию и благодаря нам эта песенная музыкальная часть держится и сохраняется. Более того, мне хотелось бы, чтобы старые шутиловские песни, которые мы выучили, хотя бы раз в год местные тоже пели и подпевали, а может быть, и вспомнили.
 
Анна Гаврииловна Тимошина, уроженка села Шутилова:
– Когда маленькими были – просто смотрели. Пешая процессия проходила с конца деревни мимо нашего дома. Несли Строму, сзади шли персонажи да на маленьких тракторах ехали, на разряженных лошадях – машин-то раньше не было. Людей было много. Я вышла замуж в Первомайске за 25 километров от Шутилова, родила и стала ездить сюда реже. 26 лет назад мне позвонили и попросили не бросать праздник, потому что в силу здоровья бабушкам уже тяжело самим было, умирали они. Теперь я очень рада, потому что это был праздник моей мамы, бабушки, прабабушки. А теперь это мой праздник! Каждый год ездим туда, рядимся. И на следующий год, дай Бог, почудим!
 
Николай Мошков, фотограф:
– В 1985 году я работал в «Ленинской смене», и кто-то из корреспондентов узнал про похороны Костромы. Этот праздник ведь всегда существовал, но не особо афишировался, хотя его и до меня документировали. Мы приехали в пятницу вечером и наблюдали, как бабушки делали куклу. Достали из амбара какие-то заготовки, мешки, голову, туловище, пустые рукава набили свежей соломой. На каждой улице была своя Кострома, в тот раз их было три. Меня поразило то, что все происходит без какого-то определенного плана и идет сплошная импровизация, которая меня как фотографа-журналиста покорила. Мы приехали как раз в том году, когда Горбачев издал антиалкогольный закон. Когда Кострома помирает, приходит врач и спрашивает у соседей, отчего же она умерла. Конечно, соседка откликнулась на злободневную тему: «Да, наверное, перепила!» Потом накрыли стол, но никакого вина на столе не было, его налили в самовар и потихоньку оттуда пили подпольно.
Интересно, что один из персонажей обряда – поп, обычно пьяный, гулящий, смердящий, поющий матерные частушки. Тогда, на излете советского времени, власти были безбожниками и за такое не преследовали, теперь же церковь подобные вещи не поощряет и пытается запретить, потому что праздник языческий, а образ попа негативный.
В соседнем селе примерно в то же время проводится обряд вождения коня, но я никак не смог туда попасть. Ничего подобного в Нижегородской области больше нет. У нас всё заглушили художественные промыслы, древние традиции и обряды не поддерживали. Тогда, в 80-е, уже был разброс от старых песен до гимна Советского Союза. По-настоящему старых песен сейчас почти не знают, а старые плачи превратились в комедию. Никуда не денешься – время идет. Я смотрел новые фотографии – там уже все другое, выхолощенное, люди другие. Но здорово, что все продолжается.
 
 
Анна Нистратова, куратор, исследователь:
– Моя сага о похоронах Костромы началась еще в 2003 году, когда я познакомилась со своим будущим бывшим мужем фотографом-документалистом Валерием Нистратовым. Он несколько раз снимал в Шутилове похороны Костромы в конце 90-х. На фотографиях старухи оплакивали куклу, ходили ряжеными и веселились в обстановке полного сюрреализма. В прошлом году я узнала, что похороны Костромы будут через три дня, все бросила и наконец собралась в Шутилово. Я оказалась в деревне в восемь утра в воскресенье. На улице не было ни души, кроме нее – Костромы, которая лежала, готовая к похоронам, прямо на улице. Постепенно начали подтягиваться участники и гости, началось фантасмагорическое действо с ряжеными бабками, плачами, песнями, неприличными частушками, рюмочками за упокой души и неповторимым юмором. Находясь там, понимаешь, что стал не просто зрителем, а участником какой-то древней комедии дель арте, разыгрывающей неизменный сюжет уже сотни лет. Сильнейшим образом для меня стала процессия детей, которые несли на носилках через всю деревню несколько тел Костромы. Тема смерти страшна и табуирована, а тут дети участвовали в «празднике похорон» наравне со взрослыми. Гуляние закончилось большим застольем. Похороны Костромы – проводы весны и жертва для будущего хорошего лета и урожая. Когда все сели за стол, начался дождь.
 
Юлия Тихомирова, участница фольклорно-этнографического ансамбля «Синий лён»:
– Я из семьи фольклористов, но на похороны Стромы попала впервые в прошлом году как участник ансамбля «Синий лён», выучив песни, записанные в экспедиции в 2002 году. Мы приехали накануне в Первомайск и остались ночевать у одной из главных заводил обряда тети Нюры Клюквиной (так в деревне называют Анну Гаврииловну Тимошину. – Прим. ред.). Ни свет ни заря поехали в Шутилово, ведь «без нас похоронят». Тетя Нюра взяла с собой «сряду» – праздничный наряд, сарафан. У дома бабы Дуни (Евдокии Ильиничны Новиковой) куклы уже лежат, стол накрыт, ждут гостей и оставшиеся куклы из других домов. Шоу похорон поразило меня искренностью действующих лиц. Для жителей обряд – это часть жизни, а не театр для зрителей или на камеру, хотя с каждым годом журналистов съезжается всё больше. Песенную традицию молодые не перенимают в отличие от традиции рядиться или петь матерные частушки. Помню радость местных жителей, когда мы запели песни их села, а они подпевали. Сами ведь не поют уже. Некому. Смерть Стромы, шествие с частушками через Шутилово, посиделки за поминальным столом и нырнуть в купель у часовни Николая Угодника – теперь мой ежегодный план в день Петровского заговенья. В июле в Русском музее фотографии состоялась фотовыставка из экспедиций в Шутилово разных лет. Организаторам удалось привезти бабушек из Шутилова, а приехать в город за 200 километров для них праздник. Это была настоящая гастроль Шутилова. В этом году после праздника тетя Нюра позвонила дочке: «Да-а-а, ой и почудили мы! Похоронили Строму-то. Ищи меня на ютьюбе опять!»
 
 

Также почитать