"Коллекционеры"

«Селедка» узнает у местных коллекционеров, почему покупать искусство модно и кто из представителей контемпорари арт сейчас в почете у эстетов


Анастасия Панова
арт-директор галереи FUTURO


– Можно считать, что коллекция началась с первого рисунка моего сына – я все их храню, и они, безусловно, самые ценные. Другая точка отсчета – первая картина, купленная в подарок мужу. Любовь, тяга к прекрасному у меня были с детства, а сознательное приобретение искусства началось лет пять назад и не имеет ничего общего с накопительством. Это больше история про желание и возможность окружить себя близкими предметами, как купить бумажную книгу, хранить ее, давать почитать друзьям.

В моей коллекции работы исключительно современных авторов, а главный принцип приобретения – отклик в душе. Лично для меня здесь не работают объективные авторитетные оценки или прогнозы. Если увиденное тебя долго не отпускает, если бэкграунд работы или художника ложится на твое ощущение жизни, значит, это наверняка что-то стоящее.

На мой взгляд, работа должна что-то излучать, говорить с тобой, делать лучше, часто нет нужды оформлять это в некий манифест. Я очень люблю творчество Павла Отдельнова – художника с мировым именем, но все же вписывающегося в прекрасную концепцию buy local.

Будучи сотрудником галереи, я вижу свою миссию в ознакомлении людей с искусством настоящего, несущим колоссальную социальную функцию.

Мне очень импонирует готовящийся проект дуэта художниц Екатерины Садовски и Лилии Ли-Ми-Ян «Where is my plastic bag». Художницы сами и в сотрудничестве с государственными музеями собирают пластиковые отходы, чтобы создать скульптуры из переработанного пластика. Никто из художников в России прежде не делал ничего подобного, чтобы привлечь внимание зрителя к проблеме мусора, который мы производим пугающими темпами.

Книги – еще одна моя страсть, особенно детские, в которых часто присутствуют прекрасные иллюстрации. Отсюда, думаю, мои бесконечно теплые и искренние чувства к Максиму Трулову и Ксюше Ласточке, которые вынесли иллюстрацию за пределы книжного листа. Кстати, если говорить о детской литературе, еще одной отправной точкой в коллекционировании можно считать приобретение книги с иллюстрациями моего любимого художника Жан-Мишеля Баскии на стихотворение Майи Энджелоу «Life Doesn’t Frighten Mе».

Считаю, что у города и местных художников есть огромный потенциал, и хочется его раскрыть. Приобретая искусство, ты голосуешь за их деятельность, поддерживаешь их.

Александр Фрухт
архитектор и дизайнер интерьеров

– Я собираю шелкографию уже порядка трех лет. На мой взгляд, это прекрасная возможность приобрести за разумные деньги реальные произведения искусства, не уникальные, а тиражированные, но с подписью автора и его идеей, переданной на бумаге. На данный момент у меня в коллекции двадцать пять работ; большая часть – это, конечно же, российские и нижегородские авторы, потому что до недавнего времени их работы можно было приобрести по совсем адекватной цене. Сейчас у многих авторов цена выросла в разы, но это обоснованно, потому что они становятся все известнее. Например, у меня есть три работы Артема Филатова: первую я купил за восемьсот рублей, вторую за полторы тысячи, а третью, небольшую, он мне подарил. Но по новым ценам я уже не смогу себе этого позволить, они уже исчисляются в евро. Есть в моей коллекции и живопись, хотя, конечно, ее меньше, чем шелкографии, в основном это подарки от моих друзей-художников.

Конечно, некоторые вещи я покупаю спонтанно: мне нравится, цена хорошая, беру. Но, например, год назад была возможность купить за пять тысяч рублей работу Дмитрия Аске (одного из топовых российских авторов, между прочим), но эта работа мне совсем не нравилась, поэтому я не стал ее брать. Сейчас его шелкографии нет нигде, кроме как у коллекционеров, – настолько он стал популярным. Вообще к вопросу покупки работ я больше подхожу с точки зрения эмоций, а не расчета. Покупаю только то, что мне действительно нравится, а не то, что стоило бы купить с точки зрения вложения средств.

В моей коллекции есть нижегородские авторы: Той, Трулов, Барабин, Филатов, Оленев, Мороков. Есть российские авторы: Флаконкишочки, Литвинов, Кьюбик – это очень крутой казанский художник-муралист, стритарт-моралист, его работа – одна из самых любимых. А моя гордость – это офсет и шелкография Obey Шепарда Фейри, оба подписанные. Недавно из Индонезии привез три шелкографии от местных авторов. Моя мечта – конечно же, шелкография Бэнкси, за которой я гоняюсь и которую никогда не смогу купить, потому что даже самый маленький формат, даже в гигантском тираже будет стоить в районе тридцати-сорока тысяч фунтов стерлингов. И не факт, что она будет подлинная, точнее, это, скорее всего, будет подделкой, потому что сам Бэнкси уже давно ничего не печатает.

Ну а последнее приобретение – самое забавное. Уже несколько лет прошу Никиту Номерза, чтобы он напечатал шелкографию. Недавно я женился, и Никита, как мой хороший друг и друг моей жены, был приглашен на свадьбу. Я сразу сказал: «Ты знаешь, что дарить», – и теперь шутим, что вся свадьба была на самом деле организована, чтобы он наконец-то оказался в моей коллекции.


Рустам Коренченко
создатель галереи «Толк»


– Мне кажется, нет такого момента, когда ты понимаешь, что начинаешь коллекционировать. Правильнее сказать, когда я купил первую работу. Однажды, лет семь-восемь назад, гуляли мы с друзьями по Грузии, увидели стрелку-указатель: Art studio – зашли. Сидели там два художника, которые впоследствии стали моими большими друзьями: Гурам Хецуриани и Миша Арболишвили. На тот момент я совершенно не разбирался в искусстве, и все было, можно сказать, бравадой по пьяни. Вроде раз зашли, надо что-то купить, а как в этом сориентироваться – непонятно. Все равно что зайти в магазин косметики, а там все средства без упаковок и названий. Я боялся, что возьму какую-нибудь банальщину, а эти художники будут надо мной смеяться.

Второй, уже более сознательный контакт с искусством состоялся, когда я увидел на улице «Рыбака» Андрея Оленева. Появилось четкое желание найти этого художника, что было ой как не просто, я же не знал никого из этой тусовки. Нашел номер, звоню, в свойственной мне на тот момент манере местного авторитета предлагаю ему пересечься. А он мне: «Вы кто? Меня ничего не интересует, не звоните мне больше». Мягко говоря, я выпал в осадок. На мое счастье, через год-полтора звонит он мне сам: девушка появилась, деньги понадобились, чтобы на свидания водить. Написал мне картину, приехал я с ней в офис, а на меня все смотрят как на идиота. Могу сказать, что, после того как стал восхищаться искусством, я потерял все: друзей, деньги, бизнес. Просто потому что внезапно понял: то, чем я занимаюсь, – это полная фигня. Ну, в общем, культура меня окультурила, но сделала нищим на какое-то время.

С Егором и Севой из группировки «Той» я тоже познакомился, будучи навеселе. Зашел в «БУ», а там их выставка. Я ее и скупил за триста пятьдесят евро. Потом понял, что есть проблемы у молодых художников, мы решили открыть галерею «Толк», но снова кончились деньги, и мы ее закрыли: мне надоело тратиться на чужих художников, привозить их сюда – я хотел тратить на местных. Оставил статью на зарплаты и холсты, так и живем до сих пор. Просто моей целью было, чтобы эти ребята не пошли работать какими-нибудь риелторами.

Первая моя дорогая покупка – отдал двести пятьдесят тысяч рублей за работу Станислава Громова, но это было зря. Я вообще тогда не знал, как коллекцию формировать. Потом познакомился с куратором Алисой Савицкой, начал советоваться с ней. Ну а дальше я женился, и оказалось, что моя супруга Наталья тоже не прочь тратить на это деньги. В итоге коллекция теперь пополняется с двух сторон, покупки стали дороже, мы ставим рекорды.

Сейчас, после общения со множеством художников и экспертов, участия в Cosmoscow, посещения выставок, мы начинаем понимать, что хотим видеть в своей коллекции. Самое прикольное – дарить друг другу вместо всяких бриллиантов произведения искусства. Меня, например, очень тронуло, когда семья подарила мне картину «Шипр» Дамира Муратова. А я Наталье подарил работу Дмитрия Аске. Но теперь мы понимаем: нужно не только на пополнение коллекции выделять бюджет, но еще выстраивать стратегию. В общем, уже стыдно просто покупать. Это превратилось в сложную работу. А иконами для меня являются Пол Кайзер и Пьер Броше – я готов убить за их коллекции, но у них есть работы за шестьдесят – восемьдесят тысяч евро. У нас пока самые дорогие – чуть выше десяти тысяч евро. Это произведения Ивана Горшкова, Димы Аске и Павла Отдельнова.

На мой взгляд, в коллекционировании есть два огромных плюса: оно капитализирует твой бюджет и предлагает невероятный уровень кругозора, знакомств, общения. Неизвестно, смог ли бы я когда-нибудь пожать руку Абрамовичу, не имея общих интересов. Искусство стирает финансовые границы.

Где можно купить современное искусство в Нижнем Новгороде
Галереи, художники, цены и организация покупки

«Галерея 1»
ул. Почаинская, 17

Пространство предлагает познакомиться с работами четырех актуальных художников.

Наталия Корец @tvoyakorovka
Бренд интерьерных ваз, анималистичных по форме, которые, при желании, можно носить на голове. Стоимость работ – $100, но для граждан СНГ
и друзей существует значительная скидка.

Никита Копытцов @nikitapirate
Абстракции на картоне, которые создаются с помощью определенных алгоритмов. Стоимость – $5–10.

Юрий Отинов @corpse_mal_masks
Маски трупов. Художник принимает заказы на любые эксперименты в авторском стиле corpse. Цена маски – $100–300.

Игорь Никто @nichtotm
Ничто – streetwear-бренд, который автор основал в 2017 году. Цена за вещь – $50–200.

Все работы можно посмотреть и купить в мастерской галереи, предварительно связавшись с авторами через директ.

«Галерея 9б»
ул. Октябрьская, 9б

В «Галерее 9б» выставлены картины, графика и ассамбляжи (техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы. – Прим. ред.) признанных местных авторов. Это пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые произведения и абстракции. Также в продаже работы уличных художников: Никиты Номерза, Александра Блота, арт-группы «Фрукты Врукты», Ильи Мозги и других.

Цена произведений искусства договорная, оформление документов при покупке не требуется.

«Желтый дом»
ул. Ильинская, 42а

Сейчас в «Желтом доме» выставлены пейзажи Дарьи Суховой. Дарья училась в Нижегородском художественном училище, сейчас она студентка ВГИКа.

Следующая на очереди выставка – работы Натальи Китаевой, графика с элементами фантасмагории и абсурдизма в сюжетах.

Фиксированного прайса нет, все работы стоят по-разному. Пространство ориентируется и на покупателя, и на автора – и, так как участников сделки больше двух, находит компромиссное решение.

Сделки продаж организуются по желанию художника и коллекционера. Если они хотят задокументировать процесс, дом идет навстречу, но обычно он проходит в неформальной обстановке.

Галерея «ТОЛК»
работает в онлайн-формате

Сейчас в галерее представлены работы участников неформального художественного объединения Muddlehood Андрея Оленева и Якова Хорева и команды «ТОЙ». Работы – от графики до граффити.

Ценовой диапазон – от 500 до 8000 евро. Скоро на сайте галереи буден доступен обновленный список работ с ценами.

Желающий приобрести работу художника должен обратиться к галеристам, которые назовут точную стоимость работы. Покупатель получает сертификат подлинности с печатью галереи и подписью художника.

Также почитать