"Группа «Труд»"

Менеджеры, юристы, водители, продавцы и программисты – те, с кем мы встречаемся ежедневно, примерно представляя, как устроен рабочий день того или иного представителя топ-10 самых популярных профессий. «Селедка» решила найти людей с не совсем заурядной работой и узнать, каково это – управлять десятитонным колоколом, больше четырех лет играть только эпизодические роли в театре оперы и балета, бороться с браконьерами, разрисовывать афиши гуашью и объявлять остановки в общественном транспорте

Игорь Постников,
артист мимического ансамбля
Исполнитель маленьких ролей – о саморазвитии, овациях и рекрутах-лицеистах

– Мне очень хотелось стать артистом и работать в театре, но после окончания школы я поддался на уговоры мамы и поступил в университет. Наверное, на этом этапе можно было бы окончательно забыть о своей мечте, но однажды меня пригласили в Нижегородский академический театр оперы и балета на выпускное мероприятие колледжа. Мы прошли через черный вход по служебному коридору, двери в гримерных были открыты, там тусовались какие-то ребята, которые никуда не спешили, не готовились к выходу, – одним словом, отдыхали. Оказалось, что это были артисты мимического ансамбля, с которыми я моментально сдружился и остался там работать на пять театральных сезонов.
★ ★ ★
Исторически артистами миманса работали ученики 38-го лицея, который расположен как раз напротив театра. Когда появлялась необходимость в таких артистах, помощник режиссера бежал к лицею с целью рекрутировать несколько учеников на репетицию или спектакль. Как я узнал позже, даже мой дядя в школьные годы таким образом участвовал в некоторых постановках. С годами в театре сложилась компания ребят, и в миманс попадали либо по дружбе, либо случайно, как произошло со мной. Мы были беспечными студентами, получавшими удовольствие от общения и причастности к искусству, плюс ко всему еще и получали небольшую зарплату, которую тут же, в театре, и прогуливали. Главный критерий для артистов миманса – быть компанейским и веселым человеком. Никакие особые умения не требуются, нужно обладать хотя бы базовыми артистическими навыками, а еще важно понимать, что ты делаешь на сцене и для чего, и сохранять спокойствие, если что-то пошло не так. Для зрителя все должно выглядеть идеально.
★ ★ ★
Помимо работы на самих спектаклях, мы иногда посещали репетиции, ездили на гастроли с труппой. В обязанности артистов миманса входит исполнение небольших ролей, чаще всего это солдаты, официанты, слуги, прохожие, но иногда нам перепадали и роли со словами. В свободное от работы время мы ходили на концерты, летом выезжали на природу с палатками, гуляли и просто веселились. Наша компания, которая сложилась в театре, незаметно перенеслась в свободную от театра жизнь. Теперь мы не просто коллеги, а настоящие друзья.
★ ★ ★
Я полюбил эту работу с первого выхода на сцену. Многое узнал об опере и балете, стал разбираться в произведениях. Сначала я считал, что это просто развлечение и подработка, но потом оказалось, что это отличная история про саморазвитие. За годы работы я практически наизусть выучил репертуар – все оперы, оперетты и балетные постановки. Ведь именно по музыке, словам или движениям артистов ты ориентируешься в спектакле.
★ ★ ★
Самым запоминающимся в этой работе был собственно творческий процесс. Представьте, вы приходите к 17:00 после своей основной работы или учебы в театр, чтобы перевоплотиться и стать солдатом расстрельной команды в опере «Флория Тоска», или слугой на балу в оперетте «Летучая мышь», или не совсем трезвым пожарником. Вы должны выбежать на сцену с криком: «Горит, где горит?» – в оперетте «Сильва». Без особой подготовки, без театрального образования у меня была возможность жить второй, творческой жизнью, хотя бы на миг почувствовать себя артистом и приобщиться к рождению спектакля на глазах у полного зала зрителей. Мне навсегда запомнится звук оркестра, когда ты стоишь на сцене. Он слышен не так, как из зала, музыка кажется гораздо ближе, она буквально тебя пронизывает, слышно, как иногда перешептываются музыканты. Ну и, конечно же, аплодисменты! Однажды нам устроили продолжительные овации на опере «Фигаро» (спектакль для миманса сложный, очень много выходов, и довольно часто, весь спектакль только и делаешь, что ждешь маячок), так вот мы в тот раз исполняли все настолько артистично, с таким творческим подъемом – в общем, отжигали вместе со всеми артистами, что, когда вышли на поклон, один из моих коллег сознательно вместе со шляпой снял и парик, под которым была лысая голова, так зрители были в восторге.
★ ★ ★
Миманс как подразделение Нижегородского академического театра оперы и балета сократили осенью 2013 года. В роли миманса работали артисты хора, иногда монтировщики сцены, сейчас работают ученики балетной школы при театре, которым это однозначно пойдет на пользу. Сегодня я тружусь в IT-сфере, но театр вспоминаю с огромной теплотой, да и большинство моих друзей как раз оттуда. Неприятных аспектов, кроме того, что все это однажды закончилось, я не вижу, одни только плюсы. Я рад, что это было в моей жизни, спасибо всем, с кем я работал, спасибо моему лучшему другу Сергею Осину за то, что однажды он позвал незнакомого парнишку, случайно зашедшего в гримерку, в свой коллектив. А еще эта работа полностью изменила и мою личную жизнь – со своей будущей женой я тоже познакомился в театре.

Также почитать