"«Вечер трудного дня», «Один дома», «Глаз-алмаз»: что смотрели по тв в 90-е"

Девяностые годы были, несомненно, золотым временем для телевидения, в том числе нижегородского, – попадание в ящик по уровню престижа сравнимо с полетом в космос, энтузиазм и идеи бьют через край, а в кадре можно практически все. Основатель паблика «Орбита-4» Александр Павлов вспоминает несколько особенно ярких моментов и программ того времени: хронику происшествий практически без тормозов, лучшую программу для подростков, легендарного кукольного Штоколо, шутки про ампутацию и погружение в мир городского лакшери времен Немцова

«Вечер трудного дня»/«Полдень трудного дня» («Сети НН»)

На первый взгляд, обычная криминальная хроника, с завидной регулярностью превращавшаяся в духовного наследника программы «600 секунд». За неоднозначный подход к выбору сюжетов и общий градус безумия зрители довольно быстро стали называть ее не иначе, как «Вечер трупного дня», что, впрочем, не мешало им с удовольствием фотографироваться на фоне знаменитой «Волги» съемочной группы. Возможно, это самая известная нижегородская передача в масштабах страны: лет семь назад небольшая эфирная компиляция под характерным названием «Санаторий Сатаны» (в главных ролях бомжи, пьяницы, сумасшедшие и такса) угодила в YouTube-шоу «+100500» и до сих пор имеет определенный успех. Впрочем, отдельные сюжеты из конца девяностых и без всякого шок-контента вроде залитых кровью подъездов и погибших в ДТП водителей крупным планом все равно производят мощный эффект: где еще увидишь сюрреалистическую историю о крайне расстроенном человеке, которому какие-то злодеи продали неправильный настенный календарь со сдвинутыми на день вперед датами. «Вечер» (и «Полдень») продержались с 1997 по 2009 год, на этом и закончилась эпоха бытовых трагикомедий на «Сетях» – и сложно сказать, стоит ли об этом жалеть.

«Глаз-алмаз» («Сети НН»)

Одна из главных детских передач Нижнего, по сути, близкий родственник «Спокойной ночи, малыши!», которая строилась вокруг странного антропоморфного существа по имени Штоколо (до сих пор остается загадкой, почему персонажа назвали украинской фамилией) – он был классным, желтым и носил колпак. Ведущие-люди скрывались под псевдонимами ТелеВика, ТелеВитя и Визолька; особенно всем нравилась ТелеВика (актриса драматического театра Наталья Заякина, которая, к сожалению, скончалась в декабре прошлого года) со своей неизменной шляпой с антенной. При этом периодически герои покидали телевизор и ездили с выступлениями, например, по школам. В середине нулевых, после восьми лет работы в детском вещании, Заякина продолжила развивать свою театральную карьеру и перешла в московский «Ленком», что в итоге и привело к закрытию «Глаза-алмаза», однако ТелеВику с большой теплотой продолжает вспоминать целое поколение уже давно выросших детей.

«Один дома» («Сети НН»)

В высшей степени прекрасная подростковая программа, которая при повторном просмотре спустя двадцать лет кажется еще лучше. Нарисованная на коленке заставка с лисичкой и дискотечный хит Bad Bad Boys в качестве фоновой музыки, обсуждения классических teenage problems (как не бесить родителей, куда сводить девушку на свидание, как не паниковать во время первого секса) с привлечением взрослых экспертов, сюжеты про относительно недавно появившиеся увлечения (к примеру, секции карате), трогательные интервью со зрителями (очень часто у них дома на фоне многочисленных ковров) и тому подобное. Отдельное место занимали клипы, из которых потом формировался хит-парад: Kris Kross, Dr. Alban, «Мальчишник», Pet Shop Boys, Майкл Джексон и знаменитые пинкфлойдовские шагающие молотки из «Стены» Алана Паркера. Обратная связь, разумеется, поддерживалась посредством бумажных писем: «Уже полгода к нам в редакцию приходят письма с аккуратным почерком и подписью Lady N., но мы раскрыли тайну и нашли нашу верную поклонницу», кто-то из авторов любит группу «На-на» и ищет себе друзей не старше десяти лет, кто-то жалуется, что занятия штангой и спортивное питание с целью стать «мускулатурщиком» – это трудно. Чистейший заряд ностальгии и умиления.

«Телебой» («Сети НН») и «Джойстик» («Волга»)

На фоне всеобъемлющего увлечения приставками «Денди» и «Сега» (да и вообще играми на ПК) телевидение не могло остаться в стороне, причем в Нижнем ставка делалась не на простые обзоры, а на интерактив. В «Телебое» парни лет девяти рубились между собой в «Соника», причем победители иногда давали совершенно душераздирающие интервью, из которых выяснялось, что собственных приставок или тем более домашних компьютеров у них просто нет, а идти играть приходится к двоюродному брату или к маме на работу. «Джойстик»,
в свою очередь, копировал формат программы «Позвоните Кузе», правда, управлять игрой приходилось не напрямую кнопками на телефоне, а отдавая указания специальному человеку, что по нынешним меркам выглядит некоторой дикостью.

«Понедельник» с Александром Блудышевым и Ильей Ластовым (ННТВ)

Целый видеоканал (примерно пять часов вечернего эфира), построенный на бешеном энтузиазме двух человек: «Солдаты! Матросы! Верьте в удачу! Блудышев–Ластов ведут передачу!» Помимо интервью с приезжими звездами и прочего авторского контента, телезрителей ждал обязательный показ какого-нибудь голливудского фильма: в ход шли и боевики, и теперь уже классическая фантастика вроде «Чужого», и разнообразные комедии. Впрочем, свою долю популярности обаятельный тандем получил еще в позднеперестроечные времена – например, за передачу «Светский лев», где Блудышев, Ластов и артист музыкального театра Сергей Миндрин в пародийном ключе изображали утонченных деятелей высокой культуры. В итоге шоу оставалось в эфире шесть лет, с 91-го по 97-й; те, кому сейчас за тридцать, наверняка с благодарностью вспоминают эти развлекательно-кинематографические вечера.

«Мотылек» (ННТВ)

Вестник красивой жизни на ННТВ, выходивший с 1996 года: интервью с моделями, обзор ночных клубов (кроме главной характеристики «здесь так же дорого, как и в предыдущих», встречались и довольно странные приметы времени: «в баре вкусные сосиски», «а тут можно послушать Сережу Кристовского», который, понятное дело, тогда еще даже не помышлял о создании группы Uma2rman), репортажи с модных показов и истории про местные театральные постановки. Несмотря на то что ведущих у «Мотылька» (порой для их обозначения даже использовалось чудовищное слово «мотылесса») было несколько, самой яркой из всех была жгучая блондинка Екатерина Одинцова – на тот момент уже находясь в статусе любимой женщины губернатора Немцова. Жизнь у нее в целом действительно сложилась красиво: переезд в Москву, работа в бумажном и телевизионном глянце и двое детей от Бориса Ефимовича. А программа так и осталась памятником эпохи позднего Ельцина и еще не пришедшего августовского дефолта.

«Для тех, чья душа не спит» («Волга»)

Крайне редкий пример долгоиграющего проекта (первый выпуск вышел в 96-м), который по всей логике должен был прекратиться с началом нулевых одновременно со всеми передачами а-ля «Третий глаз». Но нет – все основные панчлайны про биополе, осознанные сновидения, йети, Гиперборею, Шамбалу, магические практики и боевую парапсихологию до сих пор на месте. Подбор гостей тоже был соответствующим: за все время в студии побывали, кажется, все известные персонажи, так или иначе связанные с непознанным, от уфолога Вадима Черноброва до авторов разнообразной эзотерической литературы, ряженых гадалок и откровенных безумцев вроде Николая Левашова. Судя по неугасающей популярности среди тех, чья душа не спит, нельзя исключать, что когда наступит Апокалипсис (хочется верить, не скоро), передача обязательно покажет его в прямом эфире.

«Вечерний звон» («Сети НН»)

Комедийное шоу дуэта театральных артистов Сергей Блохин − Сергей Кабайло, воплощавшее в жизнь принципы программы «Городок». Собственно, до появления «Городка» проект юмористической передачи не хотел всерьез рассматривать ни один телеканал, однако в 1997 году «Вечерний звон» все-таки запус тился. Если закрыть глаза на особенности реприз (сюжеты о докторах Трепанашкине и Ампуташкине, посвященные соответственно трепанациям и ампутациям, – это, конечно, еще не за гранью добра и зла, но где-то близко), то программа заслуживает всяческого уважения: Блохин и Кабайло ухитрялись параллельно с серьезными классическими спектаклями сами писать сценарии, снимать и даже монтировать – сейчас представить подобное на телевидении просто невозможно.

Также почитать