"Кто не слушает Моцарта, тот дурак"

Скрипач, музыковед и писатель Михаил Казиник – о врагах русского человека, потребности охлократического уха и Стасе Михайлове как явлении крупносоциального масштаба

Мне радостно, что я просто Михаил Казиник. И этим все сказано. Вот у Толстого на могиле написано: «Лев Толстой». Там нет приписки, что он член Союза писателей Тульской области и лауреат премии за лучшую книгу года. Для каждого человека искусства высшая награда, когда его называют просто по имени и фамилии. Всем же понятно, что народные-заслуженные – это высиженное, пропиаренное, это дружба с сильными мира сего. Вот Стас Михайлов – народный или нет? Наверное, народный, если понимать под народом определенный электорат.
★ ★ ★
Я могу сказать, что я академик, почетный доктор и объездил почти весь мир, собирая полные залы и в Чикаго, и в Торонто, и в Москве, смешно все перечислять. Профессор – это тот человек, который каждый день ходит на работу и читает лекции в университете, я каждый день на работу не хожу – я был почетным и гостевым профессором в разных странах. Если ходить к одним и тем же студентам, то я воспитаю человек пятьдесят, а это капля в море. Брось цианистый калий в Волгу – отравятся несколько рыбок, но в конечном счете эта капля так разойдется, что ничего не останется.
★ ★ ★
Россия будет жить до тех пор, пока есть женщины, у которых эрогенная зона – интеллект. Когда говорят, что умом Россию не понять, почему она живет, когда из нее все качают, уничтожают, унижают, образование и пенсии нулевые, на это есть ответ: наши славянские женщины любят поэтов, любят таланты. Самка оленя стоит в стороне и ждет, какой олень победит, потому что у нее в программе записано родить ребенка от сильного оленя, чтобы ребенок был сильный, а у нашей женщины, видимо, прописана необходимость, чтобы следующее поколение было умнее и интеллектуальнее. Так вот, когда я выхожу на сцену в России, я испытываю то, что не испытываю нигде в мире, я чувствую, что в меня в этот момент влюблены все женщины зала – независимо от того, сидят они одни или с мужьями. Я чувствую, что говорю с влюбленным залом. На Западе я говорю с залом заинтересованным, которому приятно, радостно и интересно.
★ ★ ★
Вы не замечали, на какую бы тему ни была статья, обязательно четвертый-пятый отзыв на нее будет о том, что виноваты жиды. Какая бы мысль ни была – о Канте, Шопенгауэре, Фихте, истории человечества, России, о том, что маленькие пенсии. А кто пенсии платит? Жиды, конечно. Ну, или госдепартамент США. То есть у русского человека есть два врага: жиды и госдеп.
★ ★ ★
Когда ребенок играет со своими игрушками, в этот момент обязательно фоном должна звучать музыка. Если вы его намеренно усадите рядом с собой и скажете: «Сейчас мы будем слушать Моцарта», – он сбежит через две минуты. Родители начинают сокрушаться, мол, не повезло с ребенком, в его возрасте тот же Моцарт музыку писал, а наш даже ее слушать не хочет. И правильно делает. Дело в том, что у ребенка намного больше центров восприятия, нежели у взрослого, он обладает способностью играть с куклами и машинками, ползать и заниматься как бы своими делами, но при этом все слышать. Это нам, взрослым, надо смотреть во все глаза на говорящего, чтобы тот был уверен, что мы его слышим, хотя у нас самих мысли витают о тринадцатой зарплате.
★ ★ ★
Начальное основное понимание знаний ребенок должен получать качественно, музыка Моцарта, Вивальди, Баха, Шопена – это гениальные вибрации космоса, которые необходимо получить с детства. Попса же сыграет на его биоритмы и сразу выявит в нем принадлежность к животному миру, к классу млекопитающих. Всего лишь. И этим все кончится. Я глубоко убежден, что в начале пути должна быть прекрасная высокая гармоничная классика. Дальше – пожалуйста. Никакой телевизор не собьет.
★ ★ ★
Для меня важно, когда ребенок улыбается на уроке, значит, он расслаблен. На скрипку дети не хотят идти учиться, просто потому что не хотят час стоять с зажатыми мускулами.
★ ★ ★
Через музыку пожилым людям необходимо показать, что смерть не уход, а переход. Вне всяких религий. Если дух умирает вместе с телом, значит, вся система существования Вселенной неэтична, ведь только к возрасту наш дух набирает обороты и начинает понимать и ценить жизнь. Получается, что мы должны уходить, когда дух находится на высшем уровне. Моя музыка и мои идеи поддерживают человека в осознании и даже торжественности подготовки к смерти. Не нужно бояться. Понятно, если бы кто-то умирал, а кто-то не умирал, было бы страшно: вдруг я – тот, который умру, но поскольку умерли все, то такой тотальной несправедливости просто быть не может.
★ ★ ★
Русская попса – это, конечно, ужасно. Тексты жуткие, да и мелодия всегда одна и та же – сначала на заслуженного напевают, потом на народного. Люди покупаются, если слышат узнаваемое. На самом деле есть всего пять песен, и они постоянно модифицируются. Когда мне было пятнадцать лет, мурманское радио объявило конкурс на лучшую рыбацкую песню, я поспорил с друзьями ради шутки, что займу первое место. Так, за пятнадцать минут я сочинил песню о рыбаках, которые уходят в дальний путь, и победил. Это было очень просто, я хорошо знаю потребность охлократического уха. Я и сейчас могу написать такие песни, которые, если их продвинуть, давали бы мне авторские права.
★ ★ ★
Композитор Игорь Лученок, песни которого в советские годы звучали по всем каналам и радиостанциям, говорил мне: «Знаешь, какой рукой я чищу зубы? Левой. И не потому что я левша, просто правой я записываю мелодию, которая через две недели получит премию Ленинского комсомола». Его конкурентом стал композитор Ханок, который приобрел в стране гигантскую популярность за счет отчасти тюремного репертуара – народ тут же отреагировал на это поговоркой: «Лученку пришел Ханок». Эти композиторы улавливали интонации охлоса и начинали на этом играть. Почему возник феномен Стаса Михайлова? Потому что в стране огромное количество одиноких, неудовлетворенных, несчастных женщин. Это социологу понятно. Проблема непартнерства встала во весь рост: женщина – адепт вечности, а мужчина гниет вместе с системой, которая его породила. Мужчина – это результат земных взаимоотношений. Система врет – врет мужчина, система лицемерит – мужчина тоже. А женщина при коммунизме не коммунистка, при фашизме не фашистка, при путинизме не путинистка. Ее задача – продолжить цивилизацию. Стране нужно было, чтобы появился певец с репертуаром для вот этих неудовлетворенных женщин, у которых нет любви, нет будущего, нет дома своего. Что у нее есть? У нее есть Стас Михайлов, который прекрасно выполняет свою функцию, заполняя нишу, которую обязательно нужно было заполнить. Он явление крупносоциального масштаба.
★ ★ ★
В чем несчастье людей? В том, что они копают на первом уровне, а ведь есть второй, третий. Если бы люди научились, как в платоновских академиях, копать глубже, они бы дали ответы почти на всё, кроме, конечно, вопроса, что же случится после смерти.
★ ★ ★
У меня есть цикл передач «Рецепт приготовления шлягера». Там поднимается такая тема: почему в классике есть произведения, которые становятся шлягерами, и по каким признакам? Почему «Танец маленьких лебедей», почему полонез Огинского, почему «Лунная соната» и «К Элизе»? Я показываю, что вся эта музыка имеет общую физиологическую интонацию, которую просто физически человеку приятно слышать.
★ ★ ★
Когда-то у меня в Минске был абонемент: «Рабочим и служащим завода имени Ленина», куда входило четыре концерта. Главной приманкой были безумно популярные «Песняры», остальные три в нагрузку, но на них тоже шли, исходя из прагматичных соображений: заплачено же за четыре. Так вот, в программу камерного оркестра был включен десятиминутный концерт белорусского авангардиста Олега Сорина, то есть авангард, вы понимаете? Тогда я подумал: бедные рабочие, первый раз в жизни пойдут на концерт симфонической музыки, и тут такое. У композитора на партитуре написано: «Памяти замученных поэтов» – и три имени: Вийон, Лорка, Мандельштам. Разные века, разные времена, но суть одна и та же: система убила поэта. Я выхожу на сцену, в зале рабочие завода, и говорю: «Когда-то поэт Мандельштам сказал, что для того чтобы изучить произведение искусства, нужно выходить за пределы обычного анализа. Например, чтобы понять "Божественную комедию" Данте, надо изучать кристаллографию, понять, как нарастают кристаллы – комедия разрастается не от начала к концу, а с середины во все стороны. А чтобы понять музыку, надо обратиться к кардиологии – науке о сердечной деятельности. Только в случае радости и торжества добра сердце бьется ритмично. Здесь у композитора на партитуре написано: "Памяти замученных поэтов". А это разрушение всего святого, что есть на земле. То, что вы мучаете одного человека, это ужасно, но если вы мучаете поэта – вы мучаете все человечество. Насильственная смерть Мандельштама – тут не до прекрасных мелодий. Не ищите в этой музыке гармонии. Если мир раскалывается надвое, то трещина проходит через сердце поэта, и вы сейчас услышите эти трещины». По окончании концерта зал устроил овацию – все эти рабочие восприняли даже такую авангардную музыку сердцем и душой.
★ ★ ★
У многих гениев есть своя тайна, которую не нужно знать толпе. Об этом когда-то сказал Пушкин: «Ты видел его во славе, охота тебе видеть его на ночном горшке?» Гений – это совершенно особое состояние организма, это почти не человек. Например, форма жизни и сексуальная ориентация Чайковского помогли создать ему шедевры. Слава богу, что он был гомосексуалистом, сложись по-другому, он бы был каким-нибудь Аренским или Ребиковым. Он страдал, эстетически считая свою ориентацию ужасной. Отсюда неврастения, отсюда великие безумные творения, вершиной которых является Шестая симфония, симфония самоубийства.
★ ★ ★
Людей можно привести к современной академической музыке – и потратить на это большую часть жизни, но мне на это нужно отдельные двадцать лет в сторону, чтобы за это время изучить все ходы, которые помогли бы слушателю выйти за пределы квадратности, тонального мышления и приблизиться к композиторам, ищущим сегодня.
★ ★ ★
Мы, чего греха таить, свидетели заката великой цивилизации. Нет никакого сомнения, что пришли варвары, которые целенаправленно уничтожают все достижения цивилизации. Возьмите школу, из которой выбрасываются все виды риторики, слова, литературы, нравственности, этики, остается одна «Россия в мире».
★ ★ ★
Мне хочется донести музыку, которая была свидетельством античности, высокого гуманистического мышления, которая выстраивала человеческую душу. Как казус я могу показать, что творится в музыке ХХ века, но как идея – я не смогу потратить время на то, чтобы обязательно убедить людей, что это все необходимо слушать. Я считаю, что тот, кто не слушает Моцарта, Баха и Прокофьева, тот дурак. Но это же не оскорбление. Вот муравьи тоже дураки, которые, например, ничего про Париж не слышали. Они умеют поддерживать высокую температуру в муравейнике, но с точки зрения импрессионизма и Парижа они полные дебилы, и про импрессионизм они знают столько же, сколько дядя Вася из ЖЭКа.
★ ★ ★
Семь искусств в античном мире называли «Семь свободных искусств»: если раб бежал и его не успевали поймать, а он при этом успел получить семь свободных дипломов, то он становился свободным человеком. Знание математики, риторики, музыки, геометрии, логики, грамматики и астрономии освобождало раба от рабства, он имел право голосовать и выбирать парламент. А какая может быть демократия, если рабы голосуют? О чем вы говорите?
★ ★ ★
Все мои фильмы и концерты показывают обычно в 3 часа ночи. В России это очень высокая оценка, ведь по телевидению в это время идет как раз то, за что не стыдно.
★ ★ ★
Если реализовать все мои планы, то мне надо не просто жить, но еще и действовать примерно 160 лет. Так что теперь я должен выбирать, что мне делать и чего не делать.
Справка
Михаил Семенович Казиник родился в 1951 году в Санкт-Петербурге. Закончил музыкальную школу № 1 по классу скрипки в Витебске, там же – музыкальное училище, а затем Белорусскую государственную консерваторию. Обладатель множества музыкальных премий и наград, обладатель звания музыковеда высшей категории Всесоюзного музыкального общества. С 1991 года живет в Швеции. В 1997–1998 годах – гостевой профессор при Стокгольмском институте драмы. Регулярно проводит концерты-лекции в России, Швеции, США и других странах.

Также почитать