"Год памяти культуры"

О том, куда можно вступить на улице в честь великого Шекспира и почему не надо ждать многого от Года культуры в Нижегородской области, рассуждает журналист Юлия Сухонина

Когда меня спрашивают о том, как обстоят дела с культурой в Нижнем Новгороде, я отчего-то подспудно вспоминаю один случай, к культуре имеющий весьма слабое отношение, но поделать с собой ничего не могу. Однажды по рабочему вопросу я заехала в какие-то недра родного Нижнего, где долго плутала между базами, заброшенными садовыми домиками, гаражами, ночлежками и какими-то обшарпанными домами. Кругом был мусор, ямы, грязь и асоциальные личности. Выруливая между открытыми люками канализации, я решила все же обратиться к местным гражданам с вопросом: «Где я?» Для того чтобы жители меня расслышали, а я их «развидела», пришлось выйти из автомобиля. Я спустила ножку – и тут же вступила в свежую субстанцию. На мои неинтеллигентные крики по этому поводу местный асоциальный житель вежливо заметил:
– И не надо такое говорить! У нас тут не абы чего, а улица Вильяма нашего Шекспира!
И это действительно была улица Шекспира. Вот как-то с тех пор я перестала удивляться, отчего наше культурное «всё» можно увидеть в самых неожиданных местах и в самом удручающем состоянии.
А недавно сам министр культуры России Мединский, желая подчеркнуть исключительность русского народа, заявил, что мы тут все укомплектованы лишней хромосомой. Вообще-то это говорит вовсе не о богатом внутреннем мире и тяге к культурным вершинам, а о неизлечимом недуге с тяжелыми последствиями. Но господин Мединский не министр здравоохранения, поэтому откуда ж ему знать? Простим министру эту неловкость. Тем более что есть в сказанном доля правды – вся наша родная культура, похоже, мучается лишней хромосомой вместе с нами. Судьба у нас такая.
А еще, господа, 2014 год объявлен Годом культуры. Нижегородские власти охарактеризовали это как «вызов» и заявили, что «наша область должна показать пример другим, как его проводить». То есть размах проводимых мероприятий должен поражать воображение и парализовать волю регионов-конкурентов в этом соцсоревновании. Нам торжественно обещаны реставрация неназванных объектов, открытие таинственного оптического театра на озере Светлояр, а также череда фестивалей и открытие экспозиций.
Все перечисленное однозначно роскошно. Особенно если учитывать, что от старого Нижнего Новгорода скоро станутся одни ворота, которые вот-вот возведут где-то на площади Лядова, оптическим театром нас кормят уже несколько лет, а мероприятий у нас никогда мало не было. Выходит, это как на пир подать ежедневный обед, торжественно его объявив: «Щи вчерашние! Пожалуйте отведать!» А всем хотелось бы чего-то неординарного и запоминающегося.
В итоге наша нижегородская культура очень похожа на лошадку, которая много возит, но плохо кушает. Потому что на алтарь культуры и кинематографии в проекте бюджета Нижегородской области 2014 года было брошено всего около 900 млн рублей. В общих расходах областного бюджета это составляет невероятно жирные 0,8 %. И нет у культуры лоббистов среди депутатов, которые если даже и очень культурны, увлечены писательством и стихоплетством, то за эту бюджетную сироту не вступаются и костьми ложиться, выпрашивая финансирование, не собираются.
Поэтому надеяться, что Год культуры подарит нам какие-то серьезные подвижки, не стоит. Хотя, может, профильные чиновники городского и областного уровней преподнесут нам на подносе украшенные марципанами, конфектами и кремовыми розами свои концепции развития культуры. Общественность жалуется, что хотела бы видеть, да не знает, где взять. И уже сомневается, существуют ли подобные документы в природе. Понятно, что в нынешних бюджетных реалиях любой документ будет смотреться фантазией, но план поддержания штанов все же должен быть.
Так как мечтать не вредно, регион продолжит грезить о новом концерт-холле, новом оперном театре, основательном обновлении библиотек и их переходе на «цифру», финансировании выживших сельских домов культуры и многом другом. Так как на высокие жанры денег в бюджете нет, власти подслащивают печаль культурного населения старинными проверенными рецептами уличных гуляний, маскарадов, карнавалов, площадных концертов. Прямо как в Средневековье, когда карнавалы хоть как-то стирали классовые различия и отвлекали народ от будничных ожиданий концепции культурного развития.

Также почитать