"The future is out there"

Специально для номера, посвященного изменениям в городе, «Селедка» попросила графических дизайнеров, иллюстраторов и архитекторов подумать над фирменным стилем различных культурных институций нашего города. Как могут выглядеть логотипы Ленинской библиотеки, ДК ГАЗ или Кремля, поработай над ними молодые специалисты? Досталось даже метро. А дизайнер Дима hlcll так размахнулся, что вообще полностью перепридумал планетарий. В общем, будущее где-то рядом.

Зоопарк «Лимпопо»
Проект коммуникативного агентства Marketing Division, входящего в тор-10 игроков российского event-рынка. Специализируется на творческих решениях в событийном маркетинге.  

«На пятый день рождения мне в подарок досталась маска волчонка.

Как сейчас помню ее бархатистую поверхность, тоненькую резинку, которой она крепилась к голове, и прорези для глаз. И озарение: когда мы пойдем в зоопарк, я смогу поговорить с волком!
– У-у-у-у!.. Мы с тобой одной крови!

Выяснилось, однако, что волк понимает меня и без маски.

Осмелев, я переходил от вольера к вольеру и превращался в новых и новых животных.
– Р-р-р-р-р!.. Бе-е-е!.. Му-у-у-у!.. Ш-ш-ш-ш!..

Дома мы с мамой вспоминали, как говорят животные, и составили словарик о моем путешествии.

Словарик ЛИМ-ПО-ПО. Именно так, со знаками переноса. Мы представили, что так обитатели зоопарка произносят название своей страны. Именно тогда знак переноса стал чем-то большим, нежели просто грамматический элемент.

Перенос из обыденного мира в сказку. Пунктир, обозначающий маршрут. Цепочка следов на песке.

Маленькая черточка стала символом сопричастности в нашей «книге джунглей». Прямая речь, дефис, тире – как знак объединения, а не разделения. Даже животные, не издающие никаких звуков, вписались в этот универсальный код. Ведь на месте черточки могут быть любая буква, слово, мысль. Любое намерение как проявление жизни.

Перенос – важнейшее свойство языка. Найти общий язык с природой, с ребенком, с самим собой может быть гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Давайте сделаем перенос. Впишем свои варианты перевода – с животного на человеческий.

ЛИМ-ПО-ПО. Поговорим на одном языке».

НГОУНБ им. В. И. Ленина

 

Настя Старых, @nastiaeight,
Юля Соколова, @shpillyan,
креативное агентство FRIENDSHIP

«Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина – это бомба. Правда. С 1844-го по 1920-й там располагался Нижегородский дворянский институт императора Александра II. Юные сорванцы голубой крови, практически благословленные августейшей особой, учились и расплескивали здесь свою энергию. Энергия же живет там, где ее оставили. При подготовке к проекту для нас была организована специальная экскурсия, и побывали мы везде. В цехе реставрации книг и даже в хранилище. У книг есть маленький персональный лифт, в котором они катаются с мансардного этажа (хранилище) до второго, где располагается отдел выдачи. Многие сотрудники по-настоящему любят свою работу, чувствуют себя нужными людям. Они открыты и жаждут общения с молодыми людьми, готовы работать с детьми и готовы смотреть вперед. Конечно, проблем много. Заходишь в красоту (помните, какой там изумительный вход?), а попадаешь в приемный покой туберкулезной больницы. Неуютно и холодно. Никакого визуального диалога с посетителем. Грустная информационная доска с мелким текстом. Белые длинные коридоры, синие бахилы (хотя можно приносить сменку) и почему-то золотые таблички отделов. Нет никакой навигации. Только пожилая интеллигентная дама за бесхарактерным советским столом с табличкой «Информация». У пространства бешеный потенциал. Персонал увлечен тотально. Посетители и события есть. Клуб садоводов и огородников, который собирает на свои лекции до 200 человек, есть! Компы и Wi-Fi есть везде. Современная литература есть. Отдельный Белый зал со свободным входом, где проходят бесплатные выставки и концерты, есть. У персонала даже есть лифт, но он не работает. Денег нет у министерства культуры на починку, а задачи по книговыдаче каждый год. Есть очень милый музей книги, который работает с 2007 года. Но главное – есть книги. Более четырех миллионов разных историй, знаний, любви, фактов, исследований… А уж как представлю летом их застекленную террасу в солнечном свете, зелени и с удобными креслами! У Ленинки есть сайт, страницы на Фейсбуке и ВКонтакте. Там можно читать и беспощадно лайкать их события, новости и предложения.
В основе нашего проекта и в качестве логотипа используется рисунок самого здания библиотеки. Мы взяли его за основу, убрали почти все лишнее. Вдохновились динамикой и ритмом фасада и нашли метафору. Так здание стало книгой, а книга – зданием. Логотип разбирается на паттерны, которые можно в дальнейшем использовать в навигации, специальных обозначениях и афишах. Выбранное решение лишь фундамент, основа для будущих действий. Мы решили доработать эту идею, создать полноценный фирменный стиль и представить его библиотеке.
Книги существуют. В них можно верить. У них есть гостеприимный дом.
Он находится по адресу: ул. Варварская, 3; http://www.nounb.sci-nnov.ru.


Парк «Швейцария»
Денис Кузьмин, дизайнер, сотрудничает с компанией «Еда и культура», сетью бутиков Milo Group, в портфолио более пятидесяти логотипов, фирменных стилей и торговых марок. С первого номера «Селедки» ее бессменный дизайнер и верстальщик. kuzmin@me.com 

«Так вышло, что “Швейцария” – место для меня не чужое, в подростковом возрасте я жил неподалеку, в районе улицы Сурикова, так что до парка нужно было всего лишь перейти дорогу. Не могу сказать, что нас со сверстниками это место притягивало, скорее мы даже избегали его, колесо обозрения и прочие аттракционы были уже давно освоены и нам не интересны, а вероятность встретить на парковых аллеях недоброжелательных людей сохранялась.

С тех пор мое отношение к “Швейцарии” не сильно поменялось, заходя туда, я все так же ожидаю увидеть перевернутые урны и замусоренные газоны. Однако видно, что парк развивается и меняется, что он привлекает людей, но все же хотелось бы придать этим изменениям более современный вектор с помощью нового графического стиля оформления всего, связанного со “Швейцарией”.

Основой для нового логотипа послужил флаг настоящей Швейцарии – белый символ на красном фоне. В качестве символа – одна из парковых входных групп с колоннами, в которой читается красная литера Ш».


КЦ «Рекорд»
Дарья Кутузова, графический дизайнер петербургской компании «2А»

«Я предлагаю киноцентру “Рекорд” скорректировать в будущем свою деятельность в сторону развития площадки как места для изучения иностранных языков, то есть основной репертуар направлен на показ фильмов на языке оригинала, с жаргонизмами и сленгом, который не выучишь специально. Предполагается, что в рамках подобного проекта будут демонстрироваться картины не только на распространенном английском, но также на французском, испанском, итальянском и многих других языках, которые тут же можно было бы потренировать на встречах языковых клубов, которые пользуются большой популярностью в нашем городе.
Новый логотип “Рекорда” состоит из рукописного начертания названия центра культуры и фирменного графического знака, в который закладывается форма катушки видеопленки от камеры и внутри градиентом отражены флаги стран, на языке которых демонстрировались бы фильмы».


Планетарий
Дима hlcll, художник-иллюстратор, работал с Paramount comedy, Telegram, «Яндекс». Регулярно сотрудничает с музыкантами и промоутерами, www.behance.net/hlcll, http://hlcll.tumblr.com/, https://vk.com/public66524648

«Для своего фантазийного проекта я выбрал планетарий, потому что это довольно необычное место, не слишком типичное для каждого города, это все-таки не библиотека или парк. Я не специалист, но, мне кажется, там есть что изменить. Однажды я был на одной из программ, и мне было немного скучно и неудобно, тут, правда, дело во мне, а не в планетарии. Прежде чем рисовать, я пошел туда, чтобы выяснить план здания и что собой представляют остальные залы, помимо основного купольного. Меня встретил охранник, сказал, что индивидуальная экскурсия стоит 2000 рублей. Я попросил пустить меня без денег, объяснил, зачем я здесь, но он захотел острых ощущений и в стиле Ютуб начал спрашивать: а кто ты такой и какое имеешь право, а почему мы должны и т.д. Пришла администратор и все спокойно мне показала, спасибо ей.

Мне кажется, это большое пространство могло бы использоваться иначе. В каждом зале есть экран или проектор, как будто для того чтобы заполнить чем-то пространство, эти комнаты сдаются под банкеты и какие-то школьные репетиции. Впечатляют только один большой купольный зал, тренажер стыковки с МКС и обсерватория, в которую я, к сожалению, не попал.

Окрестности планетария, сквер и набережная – по-настоящему приятное место, река рядом, но там совершенно никого нет. Цирк по соседству – это гигантское здание, как 6–7 планетариев, и все ради, на мой взгляд, не очень-то добрых и веселых развлечений. Вся эта территория могла бы стать настоящим арт-кластером – вот так я вижу изменение этой территории».

ДК ГАЗ

Александра Осина и Денис Зиновьев, графический дизайнер и фотограф, проект www.vk.com/color-nn. Сотрудничали с нижегородскими журналами (WTF Magazine, «Селедка» и др.), кафе («Совок», «Салют»). 

«Жизнь многих нижегородцев связана с этим Дворцом культуры. Если говорить о себе, то, например, художественный кружок на втором этаже стал моим первым знакомством с натюрмортом. Также одно из самых ярких детских воспоминаний – новогодние елки с салютом и шоколадными конфетами.
С 1961 года и по сегодняшний день в ДК ГАЗ кипит творчество. Там действительно можно найти занятие на любой вкус и для любого возраста – и танцы, и спорт, и живопись и многое-многое другое.
Самый запоминающийся визуальный образ здания – широкий фасад с рядом огромных белых колонн. Именно его мы и постарались отобразить, соединив лаконичную графику с аутентичной советской культурой.
Объединив форму здания с элементами-зубцами логотипа автозавода, мы получили новый знак, на котором можно построить обновленный стиль ДК.
В него могут входить афиши, входные билеты, гардеробные номерки, навигационная система, пригласительные билеты, упаковки для детских подарков, флаеры, элементы декоративного оформления.
Также можно создать мобильное приложение с возможностью записи в кружки и студии, покупок билетов, просмотра афиши мероприятий.

Кремль

Федор Поляков, управляющий партнер и арт-директор маркетингового агентства Brain&Hands
www.behance.net/polyakovfedor

«Что такое Кремль в глазах нижегородца? Если с туристами все понятно, то как быть с рядовыми жителями, глаз которых замылился достопримечательностями, потерявшими силу притяжения? Крепость, защита, связь поколений, сердце города и в конце концов символ государственности – все это о главной точке Нижнего.

Несправедливо, что Кремль, как и многие другие культурные институции и достопримечательности, застрял в прошлой эпохе и с современным человеком в диалоге не участвует.

Цель моей айдентики для Кремля не просто инициировать этот диалог или увеличить значимость точки, а провести наконец связь времен – прошлого и настоящего. Поэтому и строится она на переосмыслении в современной минималистичной форме особенностей Кремля, так хорошо знакомых всем нам: логотип – красная стилизованная буква К, повторяющая карту местности Стрелки и расположения собственно Кремля.

Предполагается, что наличие логотипа поможет территории интересно развиваться и как туристической точке, и как любимому месту силы для отдыха и рефлексии среди рабочего дня горожан».

НГХМ

Арт-директор и графический дизайнер Анна Мартин по собственной инициативе разработала  проект айдентики Нижегородского государственного художественного музея, которую сам музей взял на вооружение и решил воплотить в жизнь 

Сегодня история музея насчитывает уже более сотни лет, а коллекция – около двенадцати тысяч экспонатов. По большому счету, собрание музея – это собрание различных времен, культур и историй. Поэтому айдентика базируется на основном аспекте – «время»: кириллическая X и есть 10, а M – 1000. Идея времени стала центром всей концепции, и так родился новый визуальный язык музея.

Когда создается бренд культурной институции, интеллигентная публика чуть более подкована на прочтение визуальных образов, поэтому символ песочных часов считывается как образ так же просто, как метафора любого произведения искусства.

Периодически у меня получается делать проекты pro bono – бесплатно, на поддержание высокой эстетики, так сказать. Я, будучи профессиональным искусствоведом, очень горжусь нижегородским музеем и его специалистами. Несколько лет назад в августе было свободное время, и я решила приложить некоторые усилия, чтобы для туристов и студентов наш музей стал чуть более привлекательным. Потом выложила проект в портфолио и с успехом про него забыла. Но, как обычно бывает, когда Вселенная захлопывает дверь – открывается окно. Через полгода мне позвонили из НГХМ и пригласили на встречу. Так все и началось.

Я работала с очень разными людьми – от миллиардеров до бедных студентов с великими идеями. Могу сказать одно: НГХМ повезло с теми, кто там работает. Внедрять разработанную систему, коммуникации, носители и прочие части бренда без полноценного бренд-директора невероятно трудно. Поэтому, возможно, мало кто видит масштабные изменения, но они есть. Это как строить здание сначала из круглых кирпичей, а потом заменять на квадратные по кирпичику, не ломая стен. То есть несоответствия видны, но ничего уж не поделаешь, здание все еще должно стоять. Поэтому при переходе от одной системы бренда к другой важно учитывать миллион мелочей. Не каждый профессионал с ними справится. В разработанной мной айдентике есть много нюансов работы с сеткой и цветами. Здесь тоже нужно профессиональное мастерство при работе с графикой, ритмами, сочетаниями. А я по своему опыту знаю, как дизайнеры не любят работать с брендбуками и системами брендов.

Я всегда мечтала внедрить бренд Нижнего Новгорода. Именно внедрить. Потому что сама айдентика уже разработана, осталось ее немного откорректировать, сделать систему, дизайн-принципы, коммуникации, чтобы бренд заговорил с жителями и туристами. Чтобы хотя бы москвичи поняли, что Нижний – большой и очень амбициозный город, полный культуры, искусства, развлечений, людей и уникальных мест. Как раз сейчас я занимаюсь созданием территориального бренда для одного региона России. Самая большая проблема здесь – это связка: «обещание бренда» – «подтверждение». Часто администрация через брендинг может наобещать кучу всего, нарисовать красивый образ, но он никак не вяжется с ощущением города. Именно для таких целей в компаниях нужны арт- и бренд-директора, которые способны увидеть общую картину и скорректировать вектор развития. Такие люди с профессиональными знаниями в области графического дизайна, брендинга и визуальных коммуникаций обязательно нужны во все администрации и министерства в России. Вот и весь секрет.

Я уехала из Нижнего за новым опытом в Москву около года назад и работаю в сильнейшем агентстве России. Тогда бренд НГХМ только начал внедряться. Насколько знаю, сейчас музей сделал новый сайт, запустили в верстку все разработанные мною макеты плакатов и баннеров, в том числе коммуникации. Если вы увидите песочные часы на просторах Нижнего, значит, изменения уже происходят.

Дом архитектора

Миша Маслов, архитектор,
[MISH] studio

«Дом архитектора. Для меня это сильное сочетание слов. Они граничат с моей личной историей. Я взял самую совершенную фигуру и поселил в нее букву, которая наполнила смыслом свое окружение».

Метро, которое мы заслужили


Уставшие это терпеть молодые графические дизайнеры Ефим Балакин и Анна Баталова – в надежде помочь нижегородскому метро обрести современный вид

Стоя где-нибудь в пробке на Пролетарке и листая ленту Фейсбука, ты в очередной раз натыкаешься на фотку, убедительность которой не перестает восхищать. Забитая до горизонта машинами улица превращается всего в один автобус путем перемещения туда всех автолюбителей, из которых состоит та самая забитая до горизонта улица. И тут, оказавшись вдруг в одном котле с урбанистами, транспортниками и городскими властями, ты задаешься вопросом: «А можно ли как-то запихнуть этих самых автолюбителей в тот самый автобус или, например, вагон метро, а город и улицы вернуть людям?»
Между тем нижегородский транспорт за последние десять лет, если посмотреть на внешность, почти не изменился: всё те же маршрутки с мятыми шторками и объявлениями в грязных полиэтиленовых мешочках, все то же получасовое ожидание некоторых автобусов на морозе, все та же запутанная система навигации на станциях метрополитена.
Как сделать перемещение по городу комфортным для пассажира и побороть всю суровость городского транспорта?
Выделенные полосы для автобусов, обновление парка и продление линий метро – это то, как пытаются решить проблему наверху. Но люди видят транспорт на другом уровне – в мелочах, в потертых трафаретах «проход закрыт» на неработающем эскалаторе или автомате, не выдающем то сдачу, то жетоны на станции метро.
Как тут отказаться от идеи собственного ухоженного авто или переезда в такую же ухоженную столицу?
Переехать, конечно, проще, но совсем необязательно, скоро ведь 2018-й, к которому, хочется надеяться, удастся привести в порядок и транспортную систему города, как это сделали не так давно в Москве или Казани. А работу над визуальными коммуникациями поручат профессиональным дизайнерам и проектировщикам, ответственным и следящим за трендами, а не только за тендерами.
Мы немного пофантазировали и попытались показать то, как могло бы выглядеть нижегородское метро – пожалуй, самый цивилизованный в городе вид транспорта, став еще немного цивилизованнее благодаря продуманным визуально-графическим решениям.

Также почитать