"«Культура и искусство были никому не нужны, поэтому они вышли навстречу людям»"

Директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, победитель грантового конкурса фонда FUTURO Павел Милославский в очередной раз готовит городу большой подарок – фестиваль, посвященный классическому музыканту, с неклассическим наполнением. «Другая музыка. Бах» ожидается в сентябре.

Идеи практически всех моих проектов – не мои: и «Опусы», и «Кантаты», и прочие проекты – это всегда идеи моих друзей. В данном случае идея баховского фестиваля принадлежит великолепному музыканту Кристине Фиш. Еще осенью прошлого года она предложила мне провести фестиваль Баха, в рамках которого музыку этого композитора исполняли бы нетрадиционно – нетрадиционным набором инструментов или в нетрадиционном стиле. Мы несколько раз встретились, что привело к извержению идей в виде камчатского гейзера, и поэтому сейчас у нас создается такое впечатление, что фестиваль выльется недели в две. Этого мы никак не ожидали, думали: пригласим каких-нибудь джазовых ребят или Style Quartet сыграет Баха на домре – все это послушают, и замечательно. Сейчас же получается, что в проекте будут реализованы десятки самых разных мероприятий, на самых разных площадках города. Причем принцип будет такой: на площадке, которая привыкла, что на ней исполняется Бах, он будет исполнен таким образом, что у людей волосы дыбом встанут. А традиционные исполнения будут на совершенно неожиданных площадках: например, в Александровском саду, или на одной из станций метро, или в планетарии. Переговоры с площадками еще идут.
★ ★ ★
Наиболее масштабными проектами фестиваля станут два спектакля, один из которых «Бах. Кофе. Джаз» – некая интерпретация «Кофейной кантаты», некое централизованное представление. Композиторы и аранжировщики будут не из Нижнего Новгорода, а певцов, музыкантов и актеров будем искать, конечно, здесь. Второй спектакль – та же «Кофейная кантата», но в виде кукольной оперы. Это придумала композитор Ольга Шайдуллина, и я не знаю, бывало ли такое где-то еще. Над эскизами кукол и декораций уже работают лучшие художники страны. Куклы будут самые разные – и марионетки, и балетные, и куклы вертепа, их мы заказываем у петербургских мастеров.
★ ★ ★
Баха все знают. Если получится в этот раз, то мы будем делать фестивали и других композиторов, но Бах ведь даже известнее, чем Моцарт. Поэтому мы никого не испугаем тем, что берем классического композитора, его музыку все слышали в самых различных интерпретациях. То есть, с одной стороны, это всем знакомо и близко, а с другой – это будет подано совершенно по-новому. Мы собираемся адаптировать наследие Баха к современному ритму жизни. Ну, и постараемся, за исключением некоторых моментов, чтобы было весело. Естественно, как любой большой проект, фестиваль Баха выстраивается под людей разного интеллектуального, социального и культурного уровня, поэтому что-то будет интересно одним, что-то – другим. Мы хотим угодить всем. В эти две недели Бах должен вырваться из стен условной филармонии и быть везде в городе: на улице, в соборах, в «Арсенале», в кинотеатрах, в различных культурных центрах. И он должен быть не солидно-чопорным, а хулиганским, приближенным к слушателям.
★ ★ ★
Помощь фонда FUTURO во многом не только финансовая, но и психологическая: то, что культурный проект поддерживается бизнесом, это некоторое качественное изменение. В последний раз у моих проектов были нижегородские спонсоры в 2006 году, и с той поры я ни разу не получил ни от кого ни копейки. Понятие спонсорства практически смыто с территории Нижнего Новгорода. А здесь это даже не спонсорство, а благотворительность. Тебе дают деньги и говорят: на, возьми и делай! Без каких-то особых условий. Что творилось лет десять назад – дикое согласование каждого поворота логотипа, любой мелочи, здесь такого нет. Это толчок к тому, чтобы качественно изменить культурное пространство в городе.
★ ★ ★
Прорыв фестивальной жизни в Нижнем Новгороде, как мне кажется, связан с 2013 годом, когда проходил российско-германский фестиваль, который был проведен на абсолютно европейском уровне благодаря городской администрации и «Рождественской стороне». Произошел некий сдвиг в сознании и жителей города, и администрации, и организаторов. Значение этого изменения мы будем понимать с каждым годом все больше и больше, потому что нам удалось сделать культуру абсолютно доступной. Нет никаких билетов – человек просто приходит и получает гораздо более качественные интеллектуально наполненные мероприятия, чем те, что были раньше. Культура и искусство были никому не нужны, поэтому-то они вышли навстречу людям. Хотя бы этими методами – не contemporary music и не арт-хаусным кино – мы по чуть-чуть показываем, что такое настоящий интересный театр, настоящее интересное кино.
★ ★ ★
Что касается музыкальных фестивалей, которые мы организовываем, они уникальны. Аналогов «Opus 52», насколько я знаю, нет – никто не делает ночью фестивали современной академической музыки на открытом воздухе. Когда я делал презентацию «Опуса» в Московской филармонии, люди не верили и говорили: вы что, массовку на рок-концерте подсняли? Люди стояли, кричали, аплодировали, а на сцене исполняли, например, Хааса. И в этом году фестиваль снова будет, 27 июня, и с вероятностью 80 % – на том же месте, что и раньше. Сегодня мы можем позволить восемь, максимум девять коллективов, потому что часов до четырех утра народ слушает активно, а дальше уже расходятся. Кроме того, хотим по-другому решить пространство перед сценой – сделать разные зоны, организовать их удобнее.
★ ★ ★
Необязательно разжевывать людям и объяснять, почему фестиваль, посвященный Баху, это круто. Если это будет круто – народ сам поймет, пусть и не весь.

Также почитать