"Самое важное и странное в городе"

«Сама идея объединения – вот что по-настоящему заражает людей»
Организаторы фестиваля «Результ/Арт» петербуржцы Дмитрий Агалаков и Артем Крючков рассказывают «Селедке» о новом общероссийском арт-проекте, в котором участвует и Нижний Новгород

Все началось с того, что мы в Санкт-Петербурге провели фестиваль Present Perfect, который выступил некоей платформой для объединения различных форм творчества, что лично у нас вызвало большой энтузиазм. Оказалось очень круто и интересно сочетать музыку и другие направления современного искусства в рамках одного мероприятия. После этого появилась идея реализовать нечто подобное в других городах России. Честно, мы долго думали, нужно ли проецировать накопленный нами опыт на регионы, но после нескольких поездок по городам и встреч с разными заинтересованными людьми, в том числе из Нижнего Новгорода, – промоутерами, художниками, арт-активистами – мы пришли к выводу о том, что такая инициатива будет действительно полезна для региональной культурной инфраструктуры.
Здесь также важен момент, что в каждом городе есть своя сцена, свои деятели, которые зачастую находятся в профессиональной дискоммуникации друг с другом. Причин много: собственные амбиции, нехватка качественных площадок, культурных институтов и так далее. На самом деле проблемы одни везде: как в Петербурге, так и в Москве и Нижнем. Важно другое: приходя извне, мы бы хотели, чтобы арт-деятели Нижнего Новгорода объединились вокруг идеи совместными усилиями сделать что-то действительно крутое – то, что, возможно, раньше здесь не проводилось. Данная мотивация и легла в основу проекта «Результ/Арт». Сама идея объединения – вот что по-настоящему заражает людей.

Энтузиасты, которые хотят «раздомашнить» философию

«Мы называем себя поп-философами в отличие от аналитиков дискурса, психоаналитиков, антифилософов, философов, софистов, рассуждающих о том о сем, комфортно упакованных в нормативный целлофан своих теоретических конструкций» – из манифеста поп-философов

Мероприятия, которые проходят под грифом «PPh | Pop-Philosophy!», должны быть интересны как профессиональным философам, так и простым студентам-гуманитариям; как богословам, так и программистам, гейм-дизайнерам, музыкантам, интересующимся современной философской проблематикой. В этом сама суть поп-философии: подобно музыке, слушать которую могут и профессионалы, и любители, она рискует быть доступной и философам, и не философам – без потерь в сложности и настоятельности. Такой, далекий от академического, формат предполагает, что полноправным участником семинара «PPh | Pop-Philosophy!» является каждый его посетитель: каждый может в любое время задать вопрос, выступить с коротким сообщением по теме, каждый имеет полное право на сомнение и критику. Различие между лектором и аудиторией, между сценой и залом для зрителей-слушателей является условным и проницаемым. Все обустроено c известной долей анархического безобразия, которое позволяет достичь главной цели: сотворение философского концепта, его огранка, настройка, состыковка с нефилософскими полями искусства, политики, техники, тела.

Постоянными участниками и движущей силой проекта «PPh | Pop-Philosophy!» являются нижегородские философы, считающие, что философское движение проблематизации и концептуализации не может быть ограничено академической средой и отношениями «преподаватель – студент», «лектор – слушатель», «научный руководитель – аспирант».

В октябре-ноябре семинары «PPh | Pop-Philosophy!» будут продолжены темами монстров, электронной (и не очень) музыки, компьютерных игр, кинематографа, мультипликации. Ближайшее мероприятие состоится 20 октября в галерее «Толк»: лекции о видеоиграх Games Studies. В роли лекторов выступят философы Александр Ветушинский с темой «Генеалогия взгляда: случай спортивных видеоигр» и Егор Соколов с лекцией «Танки и поцелуи: как видеоигры формируют гендерную идентичность». Начало в 19:00.

«Серость»

Арт-менеджер «Серость multispace» Максим Куплянин и арт-директор «Серость multispace» Алина Ваулина – о том, как трансформируется Milo Club

Клубы сейчас переходят в разряд современных пространств, где есть культурное насыщение, ориентированное на творческую и жаждущую просвещения аудиторию. Мы все это назвали «Серость multispace», предлагая людям из своей обыденной серости перейти в нашу «Серость».

Структура такова: на базе Milo Club будет создано мультипространство с клубом и танцполом, где по пятницам и субботам будут проходить концептуальные вечеринки, задача которых создать ажиотаж среди людей на музыку и атмосферу. Milo Club существовать не перестанет, он становится некоей основой, а «Серость» – новый этап в его жизни: он более современный, отвечает тенденциям, более концептуальный и образовательный. Облик Milo останется таким, каким его знают, для этого будет существовать отдельное пространство – White Cafe, место для чила, где можно потанцевать, попить коктейли и послушать классную музыку.

Кроме того, уже в октябре начнет свою работу образовательный центр «Серость Lab», где первые два месяца будут проводиться бесплатные занятия по fashion-фотографии, диджеингу и виджеингу. Курс fashion-фотографии ведет Дарья Шаркова, одна из основателей школы Cinematique. Это не просто fashion, это лайфстайл: некая история, которая будет воплощена в фотографии. Курс диджеинга – это направление Максима Куплянина, там будет большой охват и теоретической, и практической части, сведение на пластинках, CD-деках и при помощи различных программ, много будет рассказано о современных городских направлениях и музыкальных течениях. Третьим направлением станет виджеинг, ведет его Гриша Игнатьев, который давно занимается созданием видеоинсталляций в клубах и на вечеринках. Он будет рассказывать о специальных программах, как с ними работать, как аппаратно все подключается-подсоединяется, ну, и откуда брать вдохновение.

Цель этих курсов – собрать творческую молодежь и сделать из них специалистов начального уровня, которые бы потом сами развивались и работали вместе с нами. У этих курсов нет цели создать суперпрофессионалов, их задача – задать этим ребятам правильный вектор, в котором они бы сами в дальнейшем развивались. Существует конкурсный отбор с жесткими рамками, то есть на каждое направление будет выделено не больше восьми мест. В рамках конкурса нужно будет написать эссе, а по некоторым направлениям еще и творческое задание. Завершающим этапом станет собеседование с кураторами курса.

Кроме занятий по этим курсам, в «Серость Lab» будут проводиться интересные воркшопы, охватывающие различные аспекты визуальной и музыкальной культуры. Они будут сопряжены с циклом вечеринок, когда мы будем приглашать какого-нибудь любопытного диджея или виджея. И соответственно перед вечеринкой они для всех желающих будут рассказывать о себе и своих навыках. Это будет также проводиться бесплатно, для того чтобы развивать эту культуру и стимулировать появление новых интересов в этой сфере в нашем городе.

«Серость», ул. Белинского, 63
www.milomilo.ru

Пусть говорят
«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

Как вы отвечаете на основной вопрос философии?
■ Все-таки осень – это прекрасно!
■ Чего стыдился и чем гордился советский человек?
■ Женские вопросы, которые вас бесят больше всего.
■ Мэр – это проклятие?
■ Нижний – город брезгливых людей?
■ Оборотень в парке «Швейцария»!
■ Зачем нужна станция «Стрелка»?
■ А вы можете уволить человека?
■ «Я думала, это кусок арматуры заржавевшей». Самый маленький памятник обнаружен в      Нижнем Новгороде.
■ Вот бы статистику посмотреть, сколько форумчан сейчас стоят в борской пробке.
■ Нижегородка выиграла мешок картошки в соцсети.
■ Опрос парней: кто, где и как стрижется.
■ Толстые vs дистрофаны.
■ Безграмотность добралась до респектабельных сайтов?
■ Почему водители городских автобусов одеты по-разному?

(www.nn.ru)

Норе

Прямо сейчас в Москве еще проходит выставка-документация VI Московской биеннале современного искусства, а параллельная программа, как всегда, плотна и продлится на некоторых площадках аж до декабря. «Селедку» заинтересовал проект с локальной направленностью «Надежда» на «Трехгорной мануфактуре», где российские промышленные города показаны глазами современных художников

В рамках масштабного исследовательского проекта более двадцати художников из шести стран посетили семь российских городов: Выксу, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород и Норильск. В каждом таком городе художники находили свое вдохновение: кто-то воодушевился конструктивистской архитектурой Екатеринбурга, кто-то памятником палатке в Магнитогорске, кому-то запали в душу будни местных жителей. Из списка городов близких нам аж два – Нижний и Выкса представлены объемно и с лихвой. На фотографиях призера World Press Photo 2014 года Никиты Шохова работники ГАЗа пьют чай в подстаканниках, спят в столовой после трудовых будней и всячески позируют в окружении техники. Выксу задокументировала Елена Чернышева, в ее фотопроекте – старейший центр российской металлургии; по ее словам, «мягкий и уютный город с человеческим масштабом, где торцы здания расписаны какими-то невероятными работами типа гигантского фламинго, а в подворотне можно наткнуться на работу Паши 183» (все это следы мощнейшего фестиваля культуры «Арт-овраг», кто был в Выксе, тот поймет. – Прим. ред.). Елена Чернышева еще попыталась разобраться с историей формирования элементов ландшафтной среды города, которые почти полностью основаны на деятельности Выксунского металлургического завода. Вторят ей в этом плане и художники из группы «МишМаш» (те самые, что у нас в Нижнем делали ветряную скульптуру «Рожа ветров»), которые, основываясь на опыте леттристов, ситуационистов и психогеографов, провели «Геопсихоизометрическую экспертизу города Выкса». «Мы сделали серию геометрических абстракций с натуры, пользуясь строительными красками, теми цветами и приемами, которыми пользуются городские службы и которые наиболее часто попадались на фотографиях Чернышевой. Роль интерпретатора мы поручили иностранцу, куратору выставки Симону Мразу. Он разместил по своему разумению, без каких-либо наших инструкций, в выставочном пространстве эти картины, собрав из элементарных частиц свою Выксу», – говорят художники. Австриец Андреас Фогараши, также впечатленный городом Нижегородской области, представил несколько металлических конструкций, собранных под общим названием «Этюды с крышей». «Вот тут, у стены, работа, которую я сделал из трубы, нашел я ее в Выксе. Поделил на секции, развернул – и получилось произведение».

Проходишь через импровизированную заводскую проходную – а там инсталляция, созданная на основе запахов Магнитогорска, которые переведены в звуки с помощью высокотехнологичной аппаратуры; ныряешь в темную комнатку – там на экране Тер-Оганьян рисует в Paint вроде как женщин легкого поведения; возвращаешься к «МишМашу» – тут уже зеваки разглядывают что-то черное и пугающее под названием «Норильское вещество»: некую «органическую» субстанцию города с его концлагерем, многокилометровыми шахтными выработками и прочим.

«Надежда» – это не про «светлое будущее», хотя казалось бы, а скорее про возможный диалог с международным сообществом. И здесь это как-то определенно чувствуется, когда на одном пространственном пятачке – в цеху, который никогда не использовался как выставочное пространство, – каким-то образом уживаются австрийцы-кураторы, важные современные художники и маленькие люди, которые на обед приходят со своим и в баночках. «Надо только выучиться ждать».

«Трехгорная мануфактура», до 31 октября

Также почитать