"Самое важное и странное в городе"

Сделай сам
В «Нижполиграфе»  открывается первый ремесленный коворкинг
Идеологи «Артели» Маша Батусова и Глеб Ковалько

Идея пространства для совместной работы мастеров ручного труда назрела сама собой. Вещи, сделанные своими руками, всегда ценились особенно. И сейчас, на наш взгляд, время очередной волны возросшего интереса к ручной работе. Открываются маленькие мастерские, молодые дизайнеры шьют одежду, делают предметы интерьера, украшения и аксессуары. И все это не просто интересно. Сейчас это востребовано. Как правило, иметь весь парк необходимого оборудования для большинства крайне дорого, а у кого-то попросту нет даже начальных знаний, чтобы начать реализовывать свои идеи. Нас регулярно спрашивают, почему мы называем нашу «Артель» иностранным словом «коворкинг». К сожалению, не существует в русском языке такого же короткого емкого аналога этого термина. Да и слово сейчас уже стало понятным каждому. Наверное, настанет время, когда мы поймем, что по сути «артель» – это и есть «коворкинг» по-русски.
Мы решили объединить мастеров ручного труда, потому что сами «болеем» этим делом. У Маши своя мастерская деревянных значков DROVA, а Глеб изготавливает балансборды под брендом ZENBOARDZ. Вспомните опять же наших прапрадедов, которые собирались, чтобы вместе заниматься одним ремеслом, наши прапрабабушки пряли и вышивали вместе. В советские годы существовали так называемые «станции технического творчества» с кружками по разным направлениям, в том числе ремесленным, для молодежи. Кажется, работать вместе – это у нас в крови.

В деле организации единого рабочего пространства со всем необходимым оборудованием для мастеров ручного труда мы не первые. Как минимум в Москве и Санкт-Петербурге есть подобные проекты. На этапе планирования и разработки идеи мы встречались с основателем мастерской «Класс труда» в Санкт-Петербурге, но наш проект получается несколько шире: из столярной мастерской совместной работы мы планируем вырасти до полноценного специализированного лофт-пространства для различных мастеров с индивидуальными мастерскими и выставочно-событийным пространством.

Присоединиться к работе могут все желающие: как люди с опытом и своими наработками, так и совсем новички. В «Артели» будут регулярно проходить мастер-классы и индивидуальные занятия. Чтобы поработать в мастерской, нужно будет приобрести абонемент на час/день/неделю или стать резидентом коворкинга с ежемесячным абонементом. Мы рассчитываем вместить всех желающих, однако стоит учитывать, что в мастерской существуют разные категории оборудования и соответственно разные уровни доступа к ним в зависимости от опыта и знаний резидентов и коворкеров. А к работе с высокоточным оборудованием с ЧПУ (фрезерные, лазерные станки) допускаются, например, только операторы этих станков.

Наша идеология схожа с идеологиями других ремесленных коворкингов России и заключается в двух простых словах: «сделай сам», а в компании близких по духу, даже если не умеешь, научиться очень легко. Концепция «сделай сам» работает уже сейчас – своими руками и с помощью будущих резидентов мы строим красивое вдохновляющее место для будущей совместной работы.

www.vk.com/artel_place


Black Ho)))

Black Ho))) – это искаженное словосочетание на английском языке, означающее «Черная дыра» (Black Hole). Три скобки – отсылка ко многим вещам: звуковым волнам, громким усилителям, притяжению и вашему воображению. Мы – молодежная культура в древнем доме, а музыка – наша еда. Черная дыра притягивает тех, кого больше нигде не услышать: некоммерческих самобытных исполнителей самого широкого спектра жанров, а широкий спектр жанров – это когда вы в пятницу вечером приходите выпустить пар на современной тяжелой сцене – сладж, хардкор, пост-метал. В субботу задумчиво танцуете под пост-панк, coldwave-концерт, плавно перетекающий в retrowave-вечеринку. А в воскресенье можно отдохнуть под добрый психоделический рок.
Изначально мы ни на кого не ориентировались, музыка, которую выбирали мы из своих предпочтений, собрала всех тех, кто ходит к нам сегодня. Нам гораздо важнее то, что мы людям преподносим, а кто они – их личное дело. Здорово, когда музыка находит отклик в душе человека, и чем он при этом менее похож на нас, тем интереснее.
О предстоящих мероприятиях говорить сложно – иногда мы сами не знаем, чего от нас ожидать. Мы будем хорошеть, набирать профессионализм и дальше углубляться в музыкальные дебри, периодически подавая вкусных рыб покрупнее и поближе к поверхности. Совсем ближайшее – 12 декабря устраиваем свой фестиваль «Сингулярность». Обещаем уникальную и удивительную музыку, свободную художественную выставку для всех желающих и, конечно же, высокую концентрацию нашей особой атмосферы.

www.vk.com/black_hole_nn

 

Пусть говорят
«Селедка» продолжает следить за наиболее острыми темами на городских форумах, чтобы составить примерный портрет типичного нижегородца.

Почему советская власть превращала советских женщин в теток?

■ «Наше Радио» вернулось в Нижний.

■ Где в области полазать с металлоискателем в поисках сокровищ?
■ Какая домашняя техника у вас любимая?
■ А где можно нормально побухать в кафе в нижней части?
■ ЖКХ тратит деньги на онлайн-игры.
■ Шанцев отнимает деньги у детей.
■ Внеземные цивилизации прекратили контакты с нижегородцами – обсуждение новости.
■ Не все так уж и плохо в Нижнем Новгороде?
■ А вы какие лайфхаки используете, чтобы сэкономить?
■ Зарплаты мужчин и женщин сравняются через 118 лет.
■ Во дворах не чищено…
■ А к вам можно со спины подойти?
■ Вот вы мне объясните, зачем делать это ночью?
■ Пошла желтая вода.
■ Продам воду.

(www.nn.ru)


«Война и мир. Читаем роман»

Организаторы масштабной акции несут культуру в массы в прямом смысле этого слова: в течение четырех дней более тысячи человек, отобранных по всей стране и за ее пределами, будут читать культовый роман-эпопею Льва Толстого. Те, кто в школе сломался на батальных сценах, кто не дотянул до конца четвертого тома, могут наверстать упущенное с 8 по 11 декабря.

Теоретически детище Льва Николаевича в нашей стране читали все, на практике же кому-то на помощь приходило краткое его изложение, а кто-то и вовсе сдавался на милость авторов готовых сочинений. Создатели образовательного проекта предлагают каждому убедиться, насколько интересен и актуален роман даже сегодня. Для этого достаточно подключиться к трансляции чтений, которая будет вестись на каналах «Россия К», «Россия 1», на радиостанции «Маяк» и в интернете с 10:00 до 18:00. Или прийти в Арсенал – там в компании единомышленников тоже можно будет предаться окультуриванию, наблюдая за вещанием проекта.

В литературном марафоне примут участие более 30 городов из разных стран мира. Помимо крупных российских, трансляции пройдут также в Берлине, Париже, Вене, Пекине, Вашингтоне и других мегаполисах. Среди чтецов будут и популярные медийные личности, и обычные люди, прошедшие отбор в интернете. Нижегородские чтецы тоже участвуют и даже читают отрывки на французском языке.

Арсенал, 8–11 декабря, 6+

 

«Модный автор нещадно клишируется»

Историк искусства, петербургский куратор проекта прикладного и современного искусства «Открытые мастерские» Никита Аграновский презентует в Нижнем Новгороде выставку «Четыре слога: литовский текст Иосифа Бродского»

– Расскажите, почему вы решили провести выставку в Нижнем Новгороде?
– Наверное, в данном случае для меня как для петербургского куратора будет интереснее говорить не столько о проведении выставки как таковой, сколько о попытке вырваться из локального культурного контекста. Иосиф Бродский в последние годы стал одним из символов, буквально-таки «открыточных видов» Петербурга. К сожалению, в этой популярности есть определенные негативные черты – модный автор нещадно клишируется. О нем не надо ничего особого знать – достаточно процитировать: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Часто это заменяет реальное знание. Так или иначе, но в Петербурге имя Бродского известно едва ли не каждому, что гарантирует внимание ко всему, что так или иначе связано с его именем. Нам же было интересно понять, какова будет реакция на подобную выставку в городе, не имеющем никаких явных коннотаций с личностью поэта. Если экспозиция вызовет интерес и в таких условиях, значит, в ней и правда что-то есть.

– Что будет на ней представлено?
– В мае этого года Петербург был буквально переполнен событиями, апеллирующими к фигуре Иосифа Бродского. Тем не менее даже в этом ряду по информативности наша экспозиция, которая впервые была организована в пространстве библиотеки «Лиговская» (МЦБС им. М. Ю. Лермонтова), могла претендовать на ведущую роль. Ее цель – восстановить то, что филолог может назвать хронотопом («время – место»). Говорить о личности таких масштабов во всей ее полноте крайне затруднительно, поэтому мы фокусируемся только на одной теме, но зато стремимся буквально воспроизвести контекст, то самое «время – место». Во-первых, на выставке можно будет увидеть копии автографов всех «литовских» стихов Бродского и рисунков, на которых он запечатлел Литву и своих литовских друзей. Во-вторых, там будут представлены те единственные четыре фотографии, засвидетельствовавшие его пребывание в этой стране. В-третьих, стихи и воспоминания друзей поэта, сюжетом которых являются его «похождения» в Литве (подчас вполне анекдотические). В-четвертых, обширные текстовые и фотокомментарии к «литовским» стихам Бродского, позволяющие верно считывать их образность и содержание, что порой достаточно непросто. Наконец, можно будет увидеть артефакты, имеющие прямое отношение к «литовской» жизни Бродского – сборник, по которому он мог познакомиться с литовскими поэтами, пластинка первой в СССР джаз-группы, которую Бродский слушал в вильнюсском кафе, и т.д. Такова «музейная» часть экспозиции.

– Почему она обозначена как выставка-инсталляция?
– Нашей целью было погрузить зрителя в эпоху и систему отношений ярких, живых людей и, что не менее важно, – в конкретику места. С этой целью выставка организована вокруг центрального объекта – масштабной копии купола костела Святого Духа (г. Вильнюс) и точной копии скамьи из этого храма. Это то самое место, которое метафорически названо Бродским в последней части «Литовского дивертисмента» «ушной раковиной Бога». Герой стихотворения, alter ego поэта, оказывается там в завершение своего мысленного путешествия по Литве – этой провинции «Империи цвета пальто», где время «уходит в дверь кафе», забирая с собой тени катастроф века. И вот в этом гулком вакууме герой обнаруживает себя под куполом костела и обращает к божественному свои «четыре слога»: «Прости меня». Церковная архитектура всегда использовала, если так можно сказать, идею рупора наоборот: церковный купол есть конус, концентрирующий помыслы прихожан и направляющий их вверх. Нашей инсталляцией мы стремились добиться схожего эффекта.

– Почему в качестве выставочного проекта выбраны именно «литовские тексты» Бродского?
– Дело в том, что Литва имела для Бродского огромное значение. Она воспринималась им как возможность бегства – и от властей, и от советского климата, и от собственных личных неурядиц. Неслучайно в одном из стихотворений он называет Литву не иначе как Райским садом, а себя – грешником, случайно туда попавшим. Во-вторых, годы, когда Бродский приезжает в Литву, одни из самых значимых в его творческой судьбе. В это время он уже завершает формирование своего языка, тематики и стилистики своих текстов. Но все же эти категории еще подвижны – он находится в поисках, в том числе религиозного содержания. Пройдет еще немного времени, и поэзия Бродского станет такой, какой ее узнает весь мир – подобной античной статуе с идеальностью форм и идеологией стоицизма. «Литовские» тексты же – едва ли не последние, где с почти что юношеской искренностью поднимаются вопросы веры, вины и прощения. Позже ничего подобного уже не будет.

Центральная районная библиотека им. В. Г. Короленко, до 15 января

Также почитать