"«Огорожено»: сквер им.Свердлова"

Молодые архитекторы из команды «О'Город» и газета «Селедка» продолжают совместный проект по возможному преображению общественных пространств города, которые в большинстве своем производят впечатление запущенности. А ведь может быть по-другому, поэтому мы за эксперимент. В этом номере будет представлена концепция возможного развития одного из самых проходимых скверов города – на пересечении улиц Большой Покровской и Октябрьской. По ходу работы был проведен опрос среди жителей города – ответы на вопросы о текущем состоянии места вкупе с предложениями и идеями горожан стали основанием для создания подобной концепции.

История
Исторически сквер фигурирует как зеленое городское пространство с конца XIX века. История места зафиксирована еще в писцовой книге начала XVII века (см. сх. 1).
1620-е гг. – на современном участке пересечения Большой Покровской (бывшая улица Никольская Большая) и Октябрьской (бывшая улица Дворянская) располагались Никольские ворота башни Нового острога.
XVIII в. – возведена городская усадьба князей Трубецких по проекту архитектора Я. А. Ананьина.
28 мая 1881 г. усадьба «с обгоревшим домом и службами» продана купцу В. К. Маркову.
1886 год – В. К. Марков подарил здание городу, с тем чтобы «место это было обращено под площадь, на которой устроить фонтан».
1895 г. – по решению городской думы к открытию в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-хозяйственной выставки 1896 года перед новостроящейся гостиницей для именитых гостей (ныне здание окружного суда) был разбит общественный сад с беседками, кафе, гротами и сценической площадкой.
Первая половина ХХ века – сквер используется в качестве места городского отдыха, на детской горке, образовавшейся в результате засыпки землей обгоревших конструкций зданий усадьбы, ежегодно устанавливается новогодняя ель.
1980-е гг. – сквер становится местом встреч филателистов, филокартистов, нумизматов для общения и обмена предметами увлечений. За тридцатилетнюю историю нижегородского «клуба коллекционеров» менялся и дополнялся состав аудитории от увлеченных советских школьников до профессиональных антикварщиков, расширился ассортимент, а воскресное собрание «клуба» естественно перешло в коммерческую форму рынка по интересам, при этом не потеряв своей сути.
С тех пор сквер остается местом отдыха нижегородцев, хотя неоднократно менял свое плановое и художественное решение.

Группы пользователей и характер поведения
• пешеходы, транзитно пересекающие сквер;
• жители окружающих жилых домов, прогуливающиеся здесь с детьми или выгуливающие собак;
• работники и посетители ближайших офисов на автомобилях, паркующие транспорт на газонах сквера вдоль фасадов зданий и по ул. Октябрьской, включая зону остановок трамвая;
• посетители окружающих кофеен и кафе, проходящие через сквер к точкам притяжения или задержавшиеся в сквере ради перекуса, иной активности;
• пассажиры, стоящие в ожидании трамвая на тротуаре по ул. Октябрьской между запаркованными автомобилями;
• коллекционеры (антикварщики, старьевщики, барахольщики), собирающиеся для общения, обмена и продажи коллекционных и просто интересных вещей с историей в первой половине воскресенья каждой недели;
• туристы, привлеченные скоплением народа на воскресном рынке или тенью деревьев при движении по «нижегородскому Арбату».

Функциональное наполнение и окружение
Территория сквера ограничена главной пешеходной и туристической улицей города – Большой Покровской. Ул. Октябрьская, по которой организовано трамвайное движение по городскому кольцу (оно же сообщение между всеми крупными вузами и их общежитиями, расположенными в центральной части города), а также офисными, торгово-офисными, торгово-выставочными, досуговыми и жилыми зданиями.
Данное функциональное окружение обусловливает численность и характер движения горожан по скверу и вокруг него. Сам сквер используется так (см. сх. 3):
• зеленая общегородская зона;
• рекреационная зона для жителей окружающих жилых кварталов;
• воскресный клуб-рынок коллекционеров и старьевщиков;
• транзитная зона – дублер тротуара по ул. Октябрьской.
Для всех этих функций сквер располагает следующей инфраструктурой: деревья, естественный газон, замощены дорожки, 3 лавки, 3 урны, фонари, типовая детская горка, парапет террас.
Проблемы
- Инфраструктура парка покрывает не все сложившиеся и укрепившиеся функции данного пространства (см. сх. 3), а также не формирует потенциал для привлечения дополнительных функций.
- Сеть пешеходных дорожек сквера не соответствует всем типам движения по скверу, а именно транзитное движение по скверу (в обход занятого тротуара на трамвайной остановке) осуществляется по «народной тропе» в елях.
- Отсутствие актуального ограждения со стороны офисно-торговых зданий, а также решения транспортной политики провоцирует автовладельцев использовать часть периметра сквера в качестве парковочной зоны (вызывает наибольшее недовольство опрошенных – см. сх. 2).
- Отсутствие оборудования остановки общественного транспорта на границе с ул. Октябрьской.
Решение
- Разработать пространственную многофункциональную модульную структуру в соответствии с потребностями всех выявленных групп пользователей, включающую модули для сидения, размещения рынка, урны, навесы, защищающие от осадков, и пр.
- Дополнить и переработать детскую зону сквера: заменить покрытие, добавить оборудование детской площадки – качели, песочница, интерактивные лабиринты.
- Организовать зону уличного спорта: художественная реновация брандмауэрной стены здания, размещение колец для стритбола, турников, актуальное покрытие.
- Предусмотрен павильон трамвайной остановки и места для сидения по границе сквера с ул. Октябрьской.
- Актуализовать сети пешеходных дорожек сквера за счет мощения сложившихся путей движения пешеходов по грунту («народные тропы»).
- Создать дополнительные места для сидения в зоне одной из точек притяжения и активности – бургерной.

Озеленение
Проблемы
- Не обновляемый несколько десятков лет ландшафт.
- Запущенный естественный газон.
- Вытоптанные участки газона (см. сх. 4).
Решение
- Санация зеленых насаждений и посадка молодых кустарников и деревьев.
- Окультуривание газона и организация цветников.
- Актуализирование пешеходных путей и функциональных зон.
- Расширение зеленых зон за счет создания участка-клумбы перед портиком входа ДК им. Я. М. Свердлова.

Транспорт
Проблемы
- Отсутствие оборудования трамвайной остановки с учетом всех потребностей и комфорта.
- Отсутствие ограждения сквера, провоцирующее несанкционированную парковку (см. сх. 5).
- Общая проблема парковок в исторической части города.
Решение
- Разработать павильон трамвайной остановки.
- Предусмотреть ограждение сквера, препятствующее попаданию авто в его границы за счет зеленых изгородей, невысоких столбиков.
- Решение на уровне транспортной и градостроительной политики города.
Вывод
Сквер активно включен в будничную и выходную жизнь горожан, но не соответствует их ожиданиям и требованиям комфорта городского пространства (см. сх. 2). Пути решения этих проблем собраны и нашли отражение в нашей концепции развития этого пространства. Многие решения невозможны без заинтересованности сообществ, малого бизнеса и, конечно, горожан. Мы должны стимулировать комплексное решение вопросов комфорта городской среды на уровне города.
Теперь настает время действий для всех – если у вас есть замечания, предложения, коррективы, то их можно высказать на открытой дискуссии с архитекторами 22 декабря в 19:30 в «Селедке и кофе».

Также почитать