"Мода 90-х на подиуме: искусство почти даром"

Как ни странно, но город, который лишь недавно превратился из Горького в Нижний Новгород, знал, что такое высокая мода, возможно, лучше, чем сейчас. Первые модельные агентства, популярный модный фестиваль «Золотой подиум» с участием множества дизайнеров, конкурсы «Смирнофф-дизайн» и «Русский силуэт» – в 90-е годы Нижний просто захлестнуло модной волной. Журналист Валентина Переведенцева расспросила очевидцев, как это было, и попыталась выяснить, почему нижегородской моды как таковой теперь нет
![]() |
Максим Засыпкин,
дизайнер и модельер: – Как в 90-е годы можно было стать модным дизайнером? Случайно. Мода моего детства – это одежда обычного советского ребенка: донашивание одежды за братьями, какие-то вещи из уцененки (не путать с комиссионкой, где можно было купить импортные шмотки). Три одинаковых клетчатых пальто разного размера, купленных на вырост, которые я и носил, пока рос, – видеть их уже не мог! Но моя мама считала, что главное – «сыты, чисто одеты, домашним уютом обставлены». Всё остальное, по ее мнению, было не так уж и важно. Однажды Марина Альбертовна, любимая учительница рисования, рассказала, что один ученик из другой школы выучился шить и теперь одевает себя сам по модным журналам. Это перевернуло мое сознание. Когда у нас начались уроки труда, то и с токарным станком все у меня получалось отлично, но я видел, как девочки учатся шить, и это стало навязчивой идеей. В 1992 году я поступил в швейный лицей на специальность «Портной верхней мужской одежды». На втором курсе у нас сменилась мастер и невзлюбила меня – до сих пор не понимаю, за что: ругала, что шью левой рукой, и прогоняла в театральный – все равно, мол, не будешь работать по специальности. Но я хотел не столько профессию получить, сколько научиться себя же одевать. В июне 1994 года, после второго курса, команду КВН нашего лицея отправили в студенческий лагерь в Анапу как победителей. Отдыхали там ребята со всей страны. Однажды руководство объявило, что от каждого города требуется самодеятельный номер. Все в основном пели-танцевали-юморили, а меня осенила идея сделать коллекцию, ведь мы все-таки швейники. Наш руководитель тогда поддержала мою идею и тем самым, как я считаю, открыла мне дорогу в будущее. С идеей и эскизами коллекции, которую назвал «Бумажная леди», я пришел в профком. Идею поддержали и распорядились выдать мне пачку хороших плотных ватманов, новых хрустящих простыней и клей ПВА. Оставшиеся две недели до конца смены мы с девчонками трудились и на прощальном вечере произвели фурор. Коллекцию даже решили оставить для музея лагеря. А по возвращении в Нижний руководство нашего лицея распорядилось ее повторить – и я это сделал с еще более сложными моделями и элементами. Это стало зарождением моего Театра параллельной моды, который возник в 1995-м. Мы шили немыслимые костюмы и ездили с ними по дискотекам и ночным клубам. Это было ново и необычно, нам даже платили – хватало, чтобы повеселиться в том же клубе и на такси домой доехать. Не было средств на дорогие ткани, да и с самими тканями были большие проблемы. В ход шли занавески, пленка для мульчирования, тельняшки, которые я разыскивал по всем военторгам. Еще до того, как возник «Золотой подиум», в ресторации «Охотник» в парке Пушкина проходили закрытые вечера с презентацией модельеров. Зал был битком – людям хотелось зрелищ. А для меня как дизайнера было важно присутствие среди зрителей тех, кто торговал одеждой. Там меня заметили владельцы магазинов «Большая мода» и молодежной одежды «Хэллоу», с их подачи мои вещи стали продаваться. Это сейчас мода превратилась в фастфуд, а линии кутюр вообще как таковой не существует. А тогда кутюр правил балом, никто еще не слышал ни про какой кэжуал, и дизайнеры самовыражались так же, как художники, пишущие картины. На улицах царил сплошной унисекс – короткие стрижки, одинаковые джинсы, серое и черное. Потом, когда Келвин Кляйн открыл миру Кейт Мосс в образе «героинового шика», макияж панды обрел романтичное название «смоки айс», а в моду вошли приглушенные, запыленные цвета. На фоне этого здорово выделялись люди-фрики в ярких «Мартинсах», х/б сарафанах, с какими-то цветными косичками. Это было очень драйвовое время: у нас ничего не было – и вдруг железный занавес рухнул, Горький стал открытым, появилось то, что до этого мы могли видеть только по телевизору. Сейчас, конечно, то, что тогда было вау, стало нормой жизни. |
90-е – не лихие, а потрясающие | |
![]() |
Дмитрий Гительсон, Я считаю, что шанс у нижегородской моды был. Если бы кто-то из руководства города или области в то время посчитал, что развитие этой отрасли перспективно для Нижнего и сделал ставку на моду и легкую промышленность, то, возможно, мы не попали бы в тот творческий застой, в котором находимся сейчас.
|
Творчество даром | |
![]() |
Елена Иванова (Кораблева),
основательница модельного агентства «АСС», организатор конкурса «Золотой подиум»: – В начале 90-х в Нижнем Новгороде было затишье после распада Дома моделей и кризиса в стране. Но вот пришел молодой губернатор Немцов, и активность появилась во всех сферах: радио, телевидение, молодежное движение, реклама. Неожиданно быстро собрался актив организаторов фестиваля моды – я была одной из многих. Правда, в процессе у всех оказались свои дела – осталась одна я и Михаил Мирный с молодежной организацией «АСМ». О трудностях мы тогда не думали – просто делали все, что возможно, чтобы было интересно и близко к мировым тенденциям. На первый «Золотой подиум» пришли в основном студенты и городские активисты. Потом билеты продавались как на шоу, и приходили все: кто на красивую одежду посмотреть, кто –на девушек. Со временем благодаря конкурсу выросло много ярких дизайнеров, нашлись фотографы, рекламные агентства и другие компании, заинтересованные в развитии. Многие дизайнеры хорошо продавались, но, к сожалению, не смогли перейти на более массовое производство либо сразу уехали в Москву. Трудности наст упили позже, когда в плане организации конкурса и затрат на него мы реально подросли до мирового уровня: модели, звук, свет, дизайн, постановка, оформление… А дизайнеры так и не были готовы платить за участие, оставаясь по-прежнему маленькими ателье. Конечно, я бы придумала, как решить и эту проблему, но в связи с переездом моей семьи в Санкт-Петербург многие идеи так и не получилось реализовать. Мировым или даже просто российским маркам реклама в Нижнем Новгороде так и не стала интересна. Вся активность переместилась в столицу, а в моем модельном агентстве «АСС» появились девушки, востребованные на мировом уровне, и это стало моим новым направлением работы. Сейчас я – главный букер в международном агентстве Andy Fiord Models, мы создаем и развиваем карьеры моделей за рубежом, это бизнес большой и успешный, а в Нижнем, в воспоминаниях, осталось классное время бурной активности и творчества даром, для всех. |
С модой в России – как с футболом |
|
![]() |
Евгения Чкалова, |
Мода 90-х на улице: рынки, самопошив и китч
Одеться в 90-х – совсем не то же самое, что сейчас. Желание выделиться и при этом отсутствие денег и выбора заставляли людей носить либо заурядные, либо просто невероятные вещи. Публикуем, кого и в чем можно было тогда встретить на улицах города
![]() |
Константин Лоскутов |
![]() |
Елена Кузнецова |
![]() |
Сергей Попов |
![]() |
Евгений Маресев |
![]() |
Анна Белова |
![]() |
Ирина Панченко |