"Альтернативная архитектура"

Архитектурный критик Марина Игнатушко размышляет о медиаискусстве и предстоящем фестивале «Интервалы», одним из объектов которого станут пакгаузы на Стрелке

 

Медиаискусство не помогает сохранить обветшавшую архитектуру. Оно делает больше: радикально меняет наш опыт пространственных переживаний. Делает видимым и подвижным то, что прежде воспринималось лишь в одном измерении. Еще в 20-е годы прошлого века великий Мохой-Надь экспериментировал со светом, рассчитывая использовать медиа для переустройства среды.
 
Один знакомый нижегородский архитектор сильно переживал, что реклама, а тем более экраны изведут значение архитектуры. Телевизор, выйдя на улицы, вытеснит материальное. Так и есть, если думать об этом в категориях борьбы. Но ведь это нам всем так нравится и привлекает уже давно – со времен античности, когда настенные изображения-«обманки» раскраивали свет и тени, склеивая реальное и иллюзии. «Кажется» и «так и есть» всегда шли рядом, на всем долгом пути развития архитектуры, искусства и медиа. Это всё те же строительное и изобразительное, меняющие формы взаимодействия в зависимости от развития технологий. Помните «Слава КПСС!» на многоэтажках по набережной Федоровского? Единый цельный образ. Буквы над крышей давно поменяли, прием соединения – прежний, и дома – по-прежнему про КПСС.
 
Пример близкий, хотя, конечно, исторический. Самые убедительные варианты – на Таймс-сквер в Нью-Йорке: даже если ты вовсе не потребитель всей той рекламы, драйв возникает исключительно от попадания в необычное место, где масштаб, время не имеют значения. Это концентрат виртуального – не в пространстве панорамного кинотеатра, а в пространстве живого города. Более вульгарный пример – Лас-Вегас: там море огней, в которых растворены и география, и всякая идентичность. В Европе, на первый взгляд, скромнее, но, по сути, о том же выходе за рамки привычного материального: «Огурец» Питера Кука в Граце. Там имеет значение не только биоморфный силуэт здания, но и его «кожа» (заметьте, мы говорим уже не «фасад», даже не «оболочка», наделяем объект качеством живого). Она состоит из прозрачных панелей со светильниками, их яркость и мигание можно регулировать, а «кожу» можно использовать как черно-белый медиаэкран. Погуглите: в нашей стране, помимо медиаискусства, тоже производят медиафасады и конструкции. Строительной отрасли не чужда культурная апроприация или архитектура все еще искусство – можно трактовать как кому угодно, не в этом дело. У нас, в Нижнем, уже мелькают огромные экраны, и, признаюсь, на площади Революции, на здании РЖД, мне нравится, когда в этом суетливом, коммерциализированном пространстве появляются стихотворные строки. И надпись «Небо» из заречной части – уже не название ТЦ, а видеоинсталляция. Десять лет назад первый медиафасад в стране обещало бюро Асадовых – на месте Черемушкинского рынка. Похоже, не срослось. В Питере уже пять лет сияет башня «Лидер» на площади Конституции – транслирует рекламу и картинки по всей своей высоте, с трех сторон сразу. В Нижнем настоящий медиафасад обещан на будущей ледовой арене, которую упорно пропихивают на Стрелку. Почему-то на открытом архсовете в конце прошлого года никто из собравшихся, увлекшись тем, как «шайбу» гоняют по генплану, не спросил, в какую сторону будут круглосуточно (так говорил проектировщик) гореть изображения. В любом случае – будет ли это задорное выступление чирлидерш, реклама авто или фрагменты матчей, собору Александра Невского обеспечена дополнительная подсветка.
 
А вот работа с металлическими конструкциями в бывшем порту – настоящий акт искусства. Наши визуальные представления по поводу этих пакгаузов за последние три года менялись уже не один раз. Фотографы показали, как сезоны и погода усиливают любовь к этим памятникам. А теперь мы увидим нечто, что присутствует в этом пространстве, но доступно только художникам – они подарят это видение! Эта светомузыкальная инсталляция поможет нам не столько завороженно перебирать прошлое, но разглядеть и будущее – на основе возможностей альтернативной реальности. Тогда, быть может, это и есть спасение? Не конкретного объекта, а чего-то более важного?
 

Также почитать