"Миротворцы"

Шеф-редактор «Новой газеты» в Нижнем Новгороде» о лагере #ОккупайАбай, нижегородских хиппи и правилах поведения

«Новый музей революции сейчас, конечно же, на улице», – сформулировал в своем блоге на АртХронике впечатлительный Арсений Жиляев. Он вместе с сонмом других арт-деятелей сознательно окунулся в гущу событий на Баррикадной в Москве, где раскинулся лагерь оппозиционеров-кочевников, две недели перемещающийся по центру столицы со своими мирными и народными гуляниями. Арсений перечисляет фамилии многих людей из творческой среды, которые делали все что могли для протестного движения. Например, листовки для граждан и для ОМОНа. Арсений откровенно вдохновлен. То, что он увидел и почувствовал, ему, Арсению, ведущему свой блог на АртХронике, близко. Он увидел себе подобных, совпал с ними в творческом порыве. Стал участником выставки достижений современной европейской революции. Органичная среда плюс возможность попробовать новые формы взаимодействия с остальным миром. Ты несешь миру свет в собственными руками созданном светильнике, мир, погруженный во тьму, смотрит на тебя ошарашенно.

Нон-комбатанты на гражданской войне. Статус миротворцев для многих оказался приятен.

Есть у меня один знакомый ролевик. Поздним вечером 30 декабря в чудесном пабе на Алексеевской, когда все и всё вокруг было погружено в мыслестрахи о революции и между нашими столиками завязалась дискуссия о революции и необходимости-невозможности участия в ней, он сказал: «У меня есть оружие. Я хорошо стреляю. Но когда начнется война, я надену белый халат, возьму аптечку и пойду лечить людей. Всех».

Наверное, с таких, как он, и начался #ОккупайАбай.

 

Но исторически начался он с памятника Абаю и хэштэга ОккупайАбай, еще раньше – с протестующей Болотной, а еще раньше – с выборов. Если идти по хронологии, то последовательность следующая. Сначала было много вранья и фарса. Потом – нетипичный адвокат Навальный со своими разоблачениями жуликов-воров (вылившимися в афористичные ультиматумы и красиво звучащие баритональные угрозы в адрес Кремля). Затем стало много самоорганизации, случился массовый переход за грань, после которой начинается гражданское самосознание.

В конце концов, часть из осознавших внутреннюю гражданственность просто собралась у памятника одному казахскому поэту. Все это обозначили «лагерем» по жанру, «народными гуляниями» – по форме, добавили две приставки – «Оккупай» (см. движение Occupy Wall Street) и «Абай» (см. Абай Кунанбаев, ключевое слово – «просветитель»). Получилось новое политическое явление, явившее Российской Федерации вопиюще мирный протест.

 

Некоторые оппонирующие оппозиционерам политологи уверенно говорят о том, что #Оккупай-акции, если их не разгонять, превратятся в социокультурные мероприятия на открытом воздухе большого города. И участники этого протестного движения настроены на другие волны, отличные от «болотных».

Другие говорят, что никакой инициативы снизу «оккупаевцы» не проявляют – организуют их все те же люди из среды профессиональных революционеров.

А кое-кто склонен называть #ОккупайАбай «хиппятником». Политической программы нет, читают стихи, поют песни, водят хороводы, дискутируют – все как в старые добрые шестидесятые, случившиеся не с советскими людьми. Правда, в «нулевых» идеалы Вудстока пережили ренессанс на одной шестой суши.

В Нижнем Новгороде, например, «детей цветов» достаточно. В отличие от цветов на городских клумбах, коих убийственно мало. Местные неохиппи тоже читают стихи, поют песни и дискутируют. Поищите их в соцсетях – вам понравится.

Оппозицию же привыкли видеть воплощенной в суровых лицах с сосредоточенным выражением, дисциплинированных акциях, лозунгах и листовках, сделанных в полном соответствии с законами пропаганды и агитации. А тут – вдохновленные и политически не подкованные, располагающие энергией к действию, обостренным чувством справедливости и без опыта противостояния системе. То бишь инстинкт самосохранения подавляется буйным романтизмом.

Чем-то мне это напоминает нашу мирную акцию в поддержку киноцентра «Рекорд». Я тогда с горящими от возмущения глазами путалась в полилоге с полковниками областного значения, меняя термин «шествие» на слово «прогулка» – в режиме реального времени. Спустя 10 шагов по площади Минина половину увезли в отделение на Нижневолжской набережной. За несанкционированное массовое мероприятие. Признаюсь честно, глаза горели уже не так сильно, да и цвет пламени был другим.

Мне кажется, Арсений Жиляев меня бы не понял. Он на разгон ОМОНом первого лагеря – на Чистых прудах – не попал. Сокрушается, что болел.

 

В Нижнем гулять – одно удовольствие. Разбитая брусчатка не в счет.

Нижегородские оппозиционеры из «Стратегии-31» прогулки проводят довольно давно. Обычно они гуляли с книжечками «Конституция Российской Федерации» в руках. От сквера на площади Свободы до площади Минина. В сопровождении ОМОНа, само собой.

Но когда активисты свежесозданного Нижегородского гражданского совета придумали #ОккупайНН у памятника Минину, «Другая Россия» их поддержала как-то вяло. Наблюдали со стороны. Некоторые лидеры прямо выразили неудовольствие – форма не та. Игра на понижение.

Лагерь продержался несколько дней с перерывом. Насколько я знаю, песен никто не пел и хороводы не водил. Нижегородские хиппи – люди в большинстве своем аполитичные. А акция получилась политической, несмотря на то, что организаторы и не политики вовсе, а именно что «гражданские активисты». И когда Нижегородский кремль в целях профилактики закрыли сразу после начала акции, некоторые «активисты» полезли на решетки, демонстрируя разгорающийся огонь в глазах. Просто глаза эти, хоть и на других, но все равно суровых лицах.

Мирный протест, как и мирный атом, в разных руках может обнаружить новые рабочие режимы. Тут инструкции нужны. Хотя какой тут может быть manual guide, ей-богу. Нон-комбатант – состояние души.

 

В любом учреждении культуры, коим является «музей», есть свои правила поведения. Громко говорить нельзя, трогать руками экспонаты нельзя. Потому что нельзя тревожить покой свидетельств прошлого. Они слишком ценны для нас. Восстановленный артефакт – нонсенс.

А настоящее музеем быть не может по определению.

И на той улице, на которой вы, Арсений, были, сейчас мастерская.

Очень не хотелось бы, чтобы она стала полем военных действий.

Еще раз. Когда будете читать статью про Абая Кунанбаева в Википедии, обратите внимание: ключевое слово – просветитель.

 

Эмилия НОВРУЗОВА

Также почитать