Дмитрий Гительсон, модератор сообщества «Культурный фронт» День города по факту много лет является у нас формальным календарно-бюджетным мероприятием, в котором одни люди делают вид, что организуют праздник для народа, а другие изображают народ и радость по этому поводу. При этом наш День города мало чем отличается от других подобных городских праздников – Дня Победы, Дня России, Дня народного единства. Одна схема – одни лица. Барабанщицы – спортсмены – промыслы – московская звезда – салют. И так 25 лет. Лично я не помню других форматов. Сейчас глава администрации требует креатива от департамента культуры, только где его взять? Ни новых людей, ни новых идей нет и не будет. А может быть, просто взять и отдать этот день нижегородцам – пусть все делают, что хотят? Причем без пафоса и политики. Причем только нижегородцы. Причем не за бюджетные деньги. Одни пусть рисуют, другие читают, третьи танцуют – кто что может и умеет. Таких людей у нас много, только широко известны они в узких кругах и других городах, а День города как раз даст возможность заявить о себе не только мэрам, но и тем, по кому наш город знают в стране и мире. Надо сделать день для людей, а не для начальников. Много лет назад я вел в День города в прямом эфире репортажи с площади Минина, и такая была удивительная атмосфера, что неожиданно для самого себя выпалил в завершение под салют нечто очень пафосное типа: «Великий день великого города!» Сильное, очень сильное преувеличение, а ведь так хотелось бы, чтобы это было правдой.
|
Анна Вингурт, генеральный директор агентства «НТА-Приволжье» Горожане сейчас приходят на праздники, и в огромном числе. И прекрасно, что есть выбор: кто-то может пойти на Газманова, а кто-то – на плавучую сцену с альтернативными музыкантами. Да и почему надо проводить праздники для одних и тех же людей? Если говорить за власть, то очевидно, что они ориентируются на большинство, и это в условиях большого города правильно. Потому что «меньшинство» у нас как раз активно и само находит себе развлечения и праздники: в «Арсенале», Музее фотографии, «Дирижабле» и так далее. В общем, площадной праздник – это отдельная работа, отдельные технологии, и мало кто из героев, о которых пишет «Селедка», если честно, смог бы поднять подобный городской проект. Со всей любовью к «Селедке».
|
Алик Якубович, фотограф Для меня раньше этот праздник был исключительно черно-белым – обычно на таких массовых мероприятиях я снимал для своих проектов «Пацаны», «Девчата» и «Поцелуи». Мне кажется, что за последние десять–пятнадцать лет День города изменился по количеству и составу людей: раньше этот день был не просто выходным, а настоящим праздником. Помню, когда проходили концерты у катера «Герой», вся Чкаловская лестница была усыпана народом, невзирая на погоду. А сейчас что? «Машина времени» приехала – никого особо и не было.
|
Антон Пух, лидер группы F.P.G. Мой первый День города, в котором я осознанно принял участие, был двадцать лет назад. Тогда мы, несовершеннолетние (а конкретно я – 14-летний), подростки с ирокезами, сторонились таких всенародно-общественных праздников, так как количество пьяного быдла, ищущего повод для драки, на «неформальную» душу населения зашкаливало очень резко! Уточню для юных читателей, что в 1993-м любой человек с серьгой, «нестандартной» прической и одеждой воспринимался врагом общества в прямом смысле и преследовался всеми: от бабушек до гопников, коих на тот момент было, наверное, процентов 70 молодежи, остальные были «сочувствующими» (то есть опять же гопниками). Так, в тот вечер наша небольшая компания расходилась по домам, а мы, двое молитовских пацанов, были настроены на редкость празднично и смело, решили влиться в народные массы. Прямо из арки Цоя на Покровку. Дабы подчеркнуть праздничность мероприятия, вытащили из стены кафе «Лыкова дамба» флаг, размахивая им, двинулись в сторону Минина «с песнями да гиканьем». В этот момент я ощутил какое-то единение с толпой… Скорее всего, потому что моя идиотская выходка отвлекала внимание от внешнего вида и соответствовала общему радостному настрою. Первый раз я видел улыбающихся гопников и милиционеров, которые вежливо попросили меня вернуть флаг на место (чего я, признаюсь, так и не сделал). Короче, это был действительно праздник! И один из моих первых позитивных опытов общения с социумом. В дальнейшем, в 2000-е, нас становилось больше, тусовки – значительнее, появления в общественных местах – «ирокезистей» и дерзновеннее, но тот, «первый» День города – до сих пор самый запомнившийся. С наступающим!
|
Олег Кондрашов, глава администрации Нижнего Новгорода Подготовка такого масштабного и важного праздника, как День города, это сфера ответственности не только департамента культуры, но и всех руководителей структурных подразделений администрации. В этом году мы в последний раз отмечаем День города в сентябре: на будущий год праздник будет летом. Даже если погода подведет, мы постарались сделать программу празднования Дня города динамичной, современной, веселой и насыщенной. Наверняка такие интересные мероприятия компенсируют любые капризы погоды, и нижегородцы и гости нашего города от души смогут порадоваться празднику. День города в этом году пройдет в новом формате и будет наполнен новыми яркими событиями, интересными для всех возрастов, на любой вкус.
|

Сергей Горин, глава департамента культуры, спорта и молодежной политики администрации Нижнего Новгорода В этом году праздничное действо будет организовано сразу на нескольких площадках – площади Минина и Пожарского, Рождественской стороне, перед Зачатьевской башней кремля, на Нижневолжской набережной и Большой Покровской. Кроме того, во всех районах города по традиции откроются концертные площадки и выставки-ярмарки. Главный смысл, который мы вкладываем в многообразие торжественных мероприятий: Нижний Новгород – это интеллектуальный, здоровый, творческий, авангардный город. В этот день будет очень интересная и разнообразная программа, рассчитанная на любой возраст. Главное для нижегородцев – прийти и успеть везде.
|

Александр Сурин, директор МАУК «Рождественская сторона» При организации мероприятий мы стараемся соблюдать тонкую грань между тем, что популярно, и что экстремально популярно, создавая органичное событие. Кроме того, выстраиваем отношения с партнерами, чтобы не получился всего лишь дурацкий флэшмоб с кучей спама. Мы собираем людей на событие, на котором хочется остаться. У Дня города в Нижнем Новгороде есть несколько проблем: во-первых, отсутствие интеграции с социальными сетями: мы узнаем о программе праздника случайно, от родителей или бабушек, которые посмотрели телеканал «Волга» и услышали об анонсе. Не хватает сильных микроорганизаторов. Для многих этот праздник – день баночек с «Ягуаром». Мы же все мероприятия делаем в расчете на людей, перед которыми не стоит проблема, где купить выпить. Основная наша задача – вытянуть на улицу людей, привыкших сидеть в этот день дома.
|

Олег Шакирский, генеральный директор РГ «Хорошие идеи» ГОРДО за ГОРОД У меня с этим Городом отношения сложные. Люблю, конечно, но… «поубывал бы». Особенно за Дни города. Они же критические, с вашего позволения: голова болит (от музыкоподобных звуков, вероятно); из того, что есть, ничего не хочется, – и одновременно хочется чего-то эдакого (в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, например). Но это в обычные Дни города. А был все-таки один необычный. Вернее, как раз настоящий, каким и должен быть всегда День Моего Города – праздник, гордость и радость. Во всех парках и скверах, на каждой пригодной для выступления площадке давали представления самые разнообразные уличные театры – и наши, и не наши, и даже совсем не наши. На всех крупных площадях (а не только на Минина), сменяя друг друга и перемещаясь с площади на площадь, выступали музыканты самых разных жанров и направлений. И говорили эти музыканты, кроме русского, еще и на языках городов-побратимов Города. И только махровой русской попсе впервые в истории въезд в Город в этот день был запрещен под страхом окончательного лишения остатков слуха. По Б. Покровской двигался, танцуя и поражая празднично слоняющихся горожан, умопомрачительный карнавал, ставший впоследствии знаменитым на весь мир. Парадной колонной двигались по улицам Города все автомобили, когда-либо выпускавшиеся на ГАЗе, а на праздничном рейде напротив набережной выстроились «метеоры» и «ракеты». Титулованные нижегородские спортсмены давали мастер-классы всем желающим, а на огромных экранах транслировались короткометражки мэтров отечественного кино «Я люблю тебя, Нижний Новгород». Много чего было еще, о чем затем вспоминали весь год и гордо рассказывали прочим москвичам да питерцам. Город гордился собой, своей историей и своей уникальностью. Город праздновал свой День рождения, и никто не отправился за Город, городить огород, боясь пропустить самое интересное... Правда, было это только в моих грезах, пока я ехал по трассе Санкт-Петербург – Нижний Новгород, после того как мне позвонили из редакции «Селедки» и предложили вспомнить какую-нибудь историю, связанную с Днями города NN. Хотя… Граждане градоначальники и коллеги-ивентмейкеры! До следующего дня рождения Нашего Города еще целый год. Столько всего можно родить и зародить, если, конечно, захотеть. А пока в День города лично я – ГОРДО за ГОРОД.
|

Вадим Демидов, журналист, писатель, лидер группы «Хроноп» Festa de' Borg Путешествуя по разным странам, я нередко попадал на массовые мероприятия: на вьетнамский праздник лунного змея в калифорнийском городке Гарден Гроув, на пышное китайское новогоднее шествие в лос-анджелесском Чайна-тауне, на день урожая в итальянском Лидо ди Езоло и даже на ежегодную венецианскую регату по Гранд-каналу. Все они очаровательны по-своему, однако традиционный двухдневный фестиваль Festa de' Borg в Сан-Джулиано я вспоминаю с особой теплотой. Сан-Джулиано, бывший рыбацкий поселок, уже давно поглощен разросшимся популярным адриатическим курортом Римини, но и по сей день ревностно охраняет собственную идентичность. Festa de' Borg – праздник не города, а лишь его предместья, но съезжаются на него со всей Италии, и не только. Проходит он в первый уикенд сентября. На весь мир этот поселок известен тем, что стены его разноцветных двухэтажных домиков расписаны фресками с кадрами из фильмов Федерико Феллини (он отсюда родом) – тут и Джульетта Мазина, и Мастроянни, и сам мэтр. Ходишь как по музею. Чтобы из центра Римини попасть в Сан-Джулиано, нужно пройти по мосту Тиберия, а это самый старый действующий каменный мост в Италии, ему две тысячи лет. И на мосту происходит кульминация Festa de' Borg – салют на воде. Если бы я пытался найти отличие Festa de' Borg от, скажем, Дня города в Нижнем Новгороде, то первое, что приходит в голову, открытость праздника. Если у нас жители домов в центре старательно запирают двери на замки, чтобы, не дай бог, в подъезды не проникли опьяневшие горожане, то Сан-Джулиано, наоборот, вывернулось наизнанку: занавески с окон сняты, двери нараспашку, в каждом дворе стоит накрытый стол – подходите, знакомьтесь с нами, вот так мы живем, так устроены. Вино на всех столах. Повсюду работают (хотел написать «полевые кухни») жаровни, на них выпекают пиццы и пьядины – такие лепешки для бутербродов. Все sconto, со скидкой, недорого. Второе отличие – невероятное количество сцен. Практически за каждым углом проходит какой-то культурный ивент. Первый же бэнд, на который я наткнулся, был школьный, барабанщику 13 лет, но играли чуваки вполне профессионально. Стоило пройти метров пятьдесят – и уже джаз, на следующей сцене обучают танцевать сальсу, и разом танцует человек двести. Шоу трансвеститов – да! Пантомима – пожалуйста! На большой площадке перед местным храмом играет риминский биг-бэнд, а в церковном дворе крутят авангардную анимацию. За два дня я так и не смог пересчитать количество сцен, точно больше дюжины. Но фестиваль – не только музыка, и это третье отличие. Работал музей велосипедов и мопедов, которые еще помнят самого Феллини, кинотеатр с выставкой винтажных афиш, экологическая площадка – с огромными фото всех платанов-ветеранов в Римини. В одном из дворов старичок с добрым взглядом показывал, как он в юности с помощью нехитрого приспособления лущил початки кукурузы. Рядом – жернов, «дымит» кукурузная мука. К старику очередь – все фотографируются с ним. Постоянно встречаются ряженые легионеры Цезаря, а вот полицейских (карабинеров) я вообще не видел, да они тут и не нужны. И отсутствие стражей порядка – четвертое и тоже немаловажное несходство.
|