"Культура в кадре"
Нижегородская область сменила министра культуры. Реакция была разной: где-то подняли бокал лафита и выпили за перемены, а где-то посыпали голову пеплом в печали. О том, чем нам грозят кадровые перестановки на столь культурном поприще, журналист Юлия СухонинаНо мы не лишаем себя надежды. Так каковы признаки того, что наша жизнь пропитана культурой? Это новые здания театров, не гнилые музеи и приличная филармония? Или когда депутаты у нас – поэты и прозаики? Или когда на Дне народного единства со сцены в центре города поют не Корнелюк и не Пресняков? То есть чего мы ждем от министра культуры Сергея Горина – новой материальной базы или нового наполнения? Ведь плоховато и с тем, и с другим. За некоторыми счастливыми исключениями, разумеется.
Правда, глядя на бюджетные расходы в этой сфере, становится понятно, что денег не хватит ни на то, ни на другое. Несмотря на то что цифры 2014 года превысят прошлогодние. И тогда на первый план выходит пожелание, чтобы Горин хотя бы не стал бойцом невидимого фронта, как его предшественник Михаил Грошев, трудившийся не покладая рук на этом посту аж с 2009 года. Экс-министр умудрялся оставаться в стороне от всего, что (нам, простым смертным, казалось) непосредственно его касается.
Голодовка актеров ТЮЗа, внутренние конфликты в творческих и педагогических коллективах, закрытие киноцентра «Рекорд», попытка выкроить участок под новый оперный театр непременно в парке или отъем здания у консерватории, снос исторической части Нижнего Новгорода, отсутствие финансирования музея деревянного зодчества и передача пушкинской обители в Большом Болдино на муниципальный уровень. Все это и лично министр Грошев, казалось, существовали в параллельных мирах. Комментарии в прессе давали другие сотрудники министерства и, если вспоминать ситуацию с голодовкой в ТЮЗе, даже сам губернатор. Согласитесь, странно.
Я очень хочу надеяться, что Сергея Горина забрали с городского уровня, где он проработал целых 15 лет, не для того, чтобы он тоже сидел в глубоком окопе, невидимый и недосягаемый. Ну, не для этого же выбирали якобы из шести претендентов. Такие кадры вообще дефицит: сам выходец из культурной среды и чиновничью лямку уже тянул – познал вечное безденежье этой сферы, разбил розовые очки. Официально на региональном уровне Сергей Горин должен заняться «подготовкой к проведению Года культуры в Нижегородской области в рамках реализации указа Президента РФ "О проведении в РФ Года культуры", а также подготовкой к празднованию в 2015 году 70-летия Победы в Великой Отечественной войне».
Правда, мне кажется, что список озвученных задач очень короток. Федералы ведут среди регионов разъяснительную работу и втолковывают, что пора уже космическим кораблям бороздить Большой и прочие театры. То есть советуют отказаться от разовых помпезных праздников и мишуры – пора перейти к внедрению культуры в массы в ежедневном режиме. В недрах Садового кольца уверены, что культура должна шагнуть и в село, где зачастую дома культуры уже давно лежат в руинах. Да и денежный дождь над культурой все никак не прольется. Собственно, эта денежная засуха и будет сковывать регионального министра, как и всю сферу. Любая инициатива, деятельность и предприимчивость будут утыкаться в забор финансовых ограничений. Хватит ли Горину сил, чтобы делать подкопы и искать обходы? Какую тактику он выберет? Всем по копеечке? Или, мол, в этом году мы совершим подвиг и бросим все силы на один проект, а остальным просто поможем выжить?
Кстати, отлично, что нижегородская общественность нашла в себе смелость и инициативу обсудить, каким должен быть директор культурного департамента в городской администрации. Пожеланий – как звезд на небе. Это нормально. Просто не надо забывать, что директор отдельно взятого департамента вряд ли сможет быть вне выстроенной системы управления городом и вне бюджетных возможностей. К тому же сити-менеджера никто еще не лишал права формировать свою команду – он сам выберет понятного ему человека.
Повторить выходку Перми, которая несколько лет назад внезапно для Питера объявила себя культурной столицей России, мы вряд ли отважимся. Для этого нужны амбициозные проекты, смелость и опять эти проклятые деньги. У нас пока нет ни первого, ни второго, ни третьего. У нас и на оперный театр денег нет – только на футбольный стадион. Потому что нет Чемпионата мира оперных театров. Что делать в этом тупике? А рисуется именно тупик.
Думаю, директору департамента, кто бы им ни стал, можно поступить как герою рекламного ролика сотовой связи, который, заняв аналогичную должность, отдал инициативу в руки людям. Горожане в ролике, кстати, тут же расписали во все цвета радуги стены и даже автомобили.
Гражданская инициатива в светлом деле культуры чаще всего и является тем самым пресловутым пинком под зад застоявшимся и поеденным молью культурным планам чиновников. Люди хотят жить в культурном городе, и никто не признается в обратном. А потому интересно все: от стрит-арта и шкафчиков с потерянными вещами на углах улиц до интересных перформансов, благополучных музеев и театров, статусных фестивалей и выставок. Кстати, вовлечение инициативных людей в этот увлекательный процесс, умение сотрудничать и вести диалог могут решить не только вопрос дефицита у чиновников фонтанирующего креатива, но и нехватки средств. Конечно, никто не насыплет в бюджет из своего кармана, но совместные инициативы – пожалуй, единственное, что исправит горбатого еще до могилы.