"Легальная деятельность"

Чем больше я думал о том, как рассказать о летнем сезоне уличного искусства в Нижнем Новгороде, тем больше приходил к мысли, что нужно сделать акцент на мероприятиях, которые время от времени происходят в разных городах страны. Такие фестивали, как правило, организуются в сотрудничестве с органами местного самоуправления, поэтому сама концепция помещает их в некую маржинальную зону: отъявленные головорезы их избегают и считают вещью, которая «не тру», для серьезных художников это возможность посмотреть другие города и поработать над большими проектами, не думая о том, где взять краску и когда приедет полиция, а для различных молодежных активистов это часто становится удобным способом попасть строчкой в какой-нибудь бюджет и срубить соточку-другую.
Для того чтобы произошел фестиваль уличного искусства, организаторы договариваются с городом о стенах, запасаются спонсорской краской, ведут мучительный и кропотливый отбор участников, с той или иной степенью внимания заботятся о безопасности и проживании гостей. Когда фестиваль заканчивается, в городе остается десяток-другой достойных уличных работ, а организаторам иногда даже хватает средств на издание каталога. К сожалению, сложностей в таком деле обычно возникает столько, что очень редко хватает сил, чтобы организовать более-менее полезную программу для местных уличных художников, которая помогала бы им привести собственный творческий уровень в соответствие с планкой, установленной приезжими гостями.
Фестивальный сезон в регионе открылся Российско-германским уличным фестивалем, который проходил на Рождественской улице с 17 по 19 мая. Его программа, в частности, включала стрит-арт-активность, однако результаты оставили желать лучшего и не вызвали восторга ни у организаторов, ни у самих художников. Город получил довольно заурядную граффити-стенку на подъезде к Канавинскому мосту, которая почти немедленно была дополнена комментарием на тему профанации истинно уличного граффити легальными мероприятиями. К сожалению, место, которое Nomerz выбрал для своей работы, слишком крепко связано в памяти со знаменитым крокодилом от DS Cru. Три года назад администрация Нижнего Новгорода совершила большую ошибку, закрасив легендарную работу. Казалось бы, вот прекрасная возможность ее исправить, но на приглашение авторов крокодила денег почему-то не нашлось. С другой стороны, для Nomerz’а было бы лучше отказаться от знакового места, как в свое время братья Os Gemeos отказались рисовать в Лос-Анджелесе на месте работы Blu, которая была закрашена по политическим причинам: художник изобразил тогда на стене около музея LACMA гробы, прикрытые гигантскими долларовыми банкнотами, но куратор выставки распорядился закрасить стену, несмотря на протесты уличных художников и ветеранов войны в Ираке из расположенного по соседству госпиталя.

В самом начале июня в третий раз открылся фестиваль «Арт-Овраг» в Выксе. Это молодой фестиваль, который организует корпорация ОМК в сотрудничестве с городской администрацией и целым рядом арт-институций. Фестиваль ставит своей задачей развитие творчества в городе, и нужно признать, что с каждым разом у организаторов это получается все лучше. Кураторов здесь интересует не просто приглашение художников в город, но и развитие творчества в самом городе, хотя я не верю, что короткий фестивальный проект способен заменить постоянную работу: между фестивалями в Выксе, похоже, ничего не происходит. В любом случае выксунской администрации удалось найти общий язык с художниками – тональность, которая в сегодняшнем Нижнем Новгороде кажется абсолютно недостижимой. В этом году здесь работало около тридцати художников со всей страны, а из нижегородцев приехали ветераны граффити-сцены Stan One и Stelz и стрит-артисты Nomerz, АО и Stop. Мне в Выксе понравилась работа московского 0331c’а – за ее лаконичную ясность и легкую иронию: на торце панельной многоэтажки нарисованы скворечники, а также работа дуэта АО+Stop – за прямо противоположные качества: уже ставший визитной карточкой этих ребят многозначный мистицизм сюжета, качественно усиленный техникой исполнения. Художники изобразили рыбака, с трудом удерживающего веревку, свисающую с пирса, однако веревка внезапно обрывается, оставляя ощущение, что герой работы пытается удержать некий фантомный призрак, давно ушедший под воду. Светящиеся стрекозы, взлетающие из мотка веревки вверх, создают дополнительное напряжение, противодействуя неявно присутствующим силам гравитации. Nomerz в Выксе, как и во всех своих работах последних лет, продолжает активно работать с контекстом, пытаясь максимально вписывать работы в существующий архитектурный ландшафт. Персонаж с его выксунской работы «В заточении» пытается вырваться из стен трансформаторной будки, как будто и в самом деле приговорен к пожизненному заключению внутри этого объекта электроинфраструктуры.
Дуэт АО и Stop’а также поработал в этом году в Кирове, на небольшом фестивале SpasskayaOpenStreet, который проходил с 20 по 30 июля. Ребята сделали очень сюрреалистический триптих акрилом на ДВП на театральную тему, который был выставлен в оконном проеме на втором этаже здания «Театра на Спасской». Когда работа была установлена, местные театралы стали узнавать в одном из ее героев режиссера театра Бориса Павловича, хотя портретное сходство было чистой случайностью, не зависящей от сознательной воли авторов.
Воронежский фестиваль «Здесь» проходил в два этапа. В мае там работал Nomerz, а в сентябре в город приехали Stan One и АО. Nomerz сделал из местного маяка доброго дедушку с кинжалом (работа «Богатырь»), а АО создал целое полотно на фасаде одного из домов, которое назвал «Поиск», где герой ищет клад при свете спички. Этот образ романтического авантюриста вызывает у зрителя ироничную симпатию. Stan проводил для местных граффитчиков мастер-класс, итогом которого стала совместная работа.
И в Выксе, и в Кирове, и в Воронеже нижегородские художники выступили очень достойно. Но осадок остался: жаль, что в родном Нижнем Новгороде администрация способна поддерживать только очень посредственную заказуху, которая к тому же часто оказывается элементарным плагиатом, и пугать санкциями граффитчиков, покушающихся на самое святое, что есть в нашем городе, – синие заборы.

Также почитать