"Сила фрикаделек"

В советские годы с их карательной медициной можно было загреметь в сумасшедший дом за нынче обыденную фразу вроде «Фотографии качаются» или фееричное: «Подскажите время, а то я телефон дома забыл». Сейчас к этому перечню можно добавить: «Поехали в торговый центр, отдохнем!» Название ТЦ добавить по вкусу. О том, почему люди едут отдыхать среди магазинов, – журналист Юлия Сухонина.

Я выросла в те годы, когда поход по магазинам представлял собой прогулку Данте по девяти кругам ада: страшно и неизбежно. Полки были традиционно пусты, а очереди за чем-то мало-мальски съедобным бесконечны. Более того, кто-то умный придумал выдавать по одному костяному суповому набору в руки. Поэтому мама непременно брала меня и моего младшего брата в приснопамятный Сормовский универсам на проспекте Кораблестроителей. Там она по три-четыре часа стояла за этими костями вместе с остальными советскими гражданами. А мы с братом Мишкой со скучающим видом слонялись среди прилавков или лежали на пустых нижних полках отдела «Консервы».
Сейчас, конечно, не надо стоять многочасовую очередь за суповыми наборами, но люди стали проводить в магазинах – простите, торгово-развлекательных центрах – времени уж точно не меньше. Нужно обладать недюжинной выдержкой, чтобы зайти на полтора часа за конкретными продуктами или вещами и не пропасть там на весь остаток дня. А все потому, что каждый современный ТРЦ – это чумовой коктейль, подсесть на который легко и просто, даже не будучи шопоголиком, то есть не скупая все подряд.
Закрытая контролируемая территория, где тепло, сухо и очень интересно глазам. И все эти часы-трусы тут вовсе не главное, что заставляет фланировать в торговых галереях. В этом коктейле есть капля яда – всего около 5 %. Это развлечения. Ресторанчики и кофейни, детская площадка и аттракционы, каток и кинозалы, боулинг и перформансы, модные показы и любительские певческие экзерсисы. Для всей семьи. Если плавно перетекать из одного в другое, день убьется об стену. Кстати, маркетологи хотят повысить долю развлечений в ТРЦ до 15 %. Ну, вы понимаете. Такая вкуснота! Ситуация эта весьма выгодна владельцам торгово-развлекательных центров, которые поняли, что на одной торговле не заработаешь, а вот если добавить на этот коммерческий торт сверху вишенку развлечений, то проект ждет успех. И схема столь изумительно работает, что количество торговых площадей в Нижнем Новгороде, по оценкам экспертов, сейчас составляет 129 % от нормы. Недавно, кстати, еще два бывших предприятия сменили сферу деятельности – на месте Печерского хлебозавода теперь функционирует мебельный центр, а завод шампанских вин переквалифицировался в торговый центр «Куб». ТРЦ растут и растут, несмотря на то что в городе, похоже, кончаются арендаторы и часть площадей может пустовать год после запуска. Вряд ли выставки, парки, музеи, театры и галереи могут похвастаться у нас таким ростом и востребованностью среди населения. Культура словно вымывается из выходных обычного нижегородца. Кстати, кто-то умный во Франции еще в 1906 году принял закон, запрещающий работу торговых сетей по выходным. Разумеется, с некоторыми исключениями. Причина в трудовом законодательстве, однако общественники из числа сторонников закона утверждают, что разрешение работать в воскресенье лишит как продавцов, так и покупателей личной жизни, то есть возможности бывать с детьми, встречаться с друзьями, посещать культурные учреждения и даже церковь. В сентябре этого года пара компаний потребовала разрешить им работать по выходным и получила отказ.
У нас же работать по выходным не возбраняется. Более того, именно в эти дни ТРЦ делают основную прибыль. И вопрос, есть ли там место культуре, становится актуальнее. Торговые центры стараются как могут. Только представления у них о культуре примерно такие же, как о моде – истинные ценители ахнут. Особенно у «старичков» среди ТРЦ. Например, до недавнего времени передвигаться по Канавинскому универмагу можно было, только закрыв глаза, чтобы не видеть скабрезных и отчаянно бородатых анекдотов на стенах. Некоторые снабжались картинками, видимо, для усугубления культурного недоумения. Сейчас посетители уже могут приоткрыть глаза – интерьеры ЦУМа окультурили постерами старинных фотографий Нижнего Новгорода и портретами нижегородцев позапрошлого века. Для тех, у кого дома нет альбома открыток Карелина и Дмитриева, кому категорически неизвестно месторасположение музеев, ЦУМ может стать единственным местом, где можно увидеть свой город столетней давности. А заодно посетить торговые ряды, имитирующие тот же сервис позапрошлого века. Иногда в культурную программу добавляются конкурсы детских рисунков, и тогда те, кто не знает, где музеи в этом городе, могут посетить выставку наивного искусства. «Муравьи» всегда имели «фишку» в виде аквариумов и террариумов, разбросанных по этажам. Это компенсировало посещение зоопарка.
Конечно, «старички» торгово-развле-кательного рынка не выдерживают конкуренции более свежих и больших собратьев. «Шоколад» недавно был продан и, по сообщениям прессы, будет реконструирован. Подобной же участи просит «пионер» среди ТРЦ – «Этажи», но пока непонятно, что решат владельцы. «Республика» и «Фантастика» забавляют публику живой музыкой по выходным, модными показами и тематическими кастингами. За красивыми проходами голенастых девушек 40-го размера наблюдает несветская публика 52-го размера, потому что светская – на модных распродажах в миланах и прочих парижах. Словом, классический привычный набор нижегородского ТРЦ, как новогодние шампанское и мандарины. Ну, а на культурную революцию еще никто из них не отважился.
Правда, эксперты и зарубежный опыт шепчут, что можно в ходе экспериментов получить интереснейший симбиоз, но над этим должны поработать светлые головы, а ТРЦ должен быть готовым принести некоторые жертвы в виде недополучения прибыли с некоторых площадей. Это для тех владельцев и управляющих, кто на ступеньку выше.
Я несколько сомневаюсь, захотят ли художники и музыканты выставляться и играть среди тех, кто, собственно, приехал посмотреть и выбрать часы-трусы? Чтобы захотели, можно еще на уровне проекта предусматривать музыкальные холлы, современные театральные площадки и галереи. Что-то подобное сейчас пытается делать «Феста-холл», но пользуется ли это популярностью? Словом, нужен смелый опыт и новация, а наши девелоперы еще не прошли этап, когда доля развлечений достигла своего максимума, то есть еще не придумали встроенный среди магазинов океанариум и парк с каруселями.
Разумеется, здорово, что наши дети во время шопинга родителей уже не находят приют на пустынных полках отдела «Консервы», но очень жаль, что маркетинг побеждает нас, а ТРЦ трансформирует понятие об отдыхе. Так, одно знакомое семейство, в котором растут двое детей, рассматривает поездку в «Мегу», как у нас в семье принято воспринимать вояж в Суздаль или Переславль-Залесский, – с восторгом и придыханием. Какие музеи, какая архитектура, если есть фрикадельки и газированные напитки, детская площадка и иногда кино? Очень хочется, чтобы, помимо этого списка, ТРЦ вдруг предложили посетителям некоторые по-настоящему культурные проекты. А вдруг нам понравится?

Также почитать