"Пошли гулять"
Главный редактор газеты «Селедка» Мария Гончарова и арт-директор Александр Курицын отправились на четыре нестандартные экскурсии по Нижнему Новгороду, чтобы оценить «туристическую привлекательность» родного городаТрамвай-кафе «Нижний Новгород»
Решаем сэкономить, и на трамвае я еду одна. По легенде билет за 500 рублей мне подарили коллеги на 8 Марта. Ну, вдруг кто спросит. Сначала долго пытаюсь найти улицу Литвинова, это сбоку от «Республики» на Московском, и там же начинаются наши приключения на расписанном хохломой трамвае. Туристов больше тридцати, все бодро занимают свои места. Трамвайчик выглядит нарядно: внутри деревянные скамеечки и столики, кружевные занавески, приветливая вагоновожатая Надежда и Максим Леонидов в колонках. Мы немного запаздываем со стартом, потому что «наш самый главный руководитель Евгений», по заверению гида, убежал в магазин за чаем с шоколадками, чтобы потом нам это же продать по цене 30 и 70 рублей соответственно. Столики здесь на два и четыре человека, у меня козырное место – самое близкое к гиду, водителю и выходу. В самом начале меня пытаются уговорить поменяться местами с иностранцем в ушанке, которому непременно надо сидеть вместе со своим переводчиком, однако я непреклонна, и ко мне подсаживают тетку со сломанной рукой, которая, как будто в отместку за обиженного итальянца, всю дорогу будет громко прихлебывать чай из термоса и лопать пряники.
Мы трогаемся – едем по улице Чкалова, проезжаем парк им. 1 Мая, на призыв гида признаться, «кто тут у нас гости города», поднимается несколько вялых рук – проносится что-то: «Мы из Симферополя», остальные – нижегородцы, выбравшие такой вот досуг. Женщины за тридцать, мужички с борсетками и в кожанках с меховыми воротниками, дети, без остановки достающие откуда-то из рукавов «чикен макнагетс» – все увешаны фотоаппаратами, бодры и веселы. Странно, что еще никто не выпивает. Гид рассказывает об истории города, употребляя к месту и не к месту «матушка Волга» и «красавица Ока»; как по написанному, цитирует писателей и поэтов; сыплет фактами про самую широкую станцию метро в России («можете гордиться, это станция «Московская» с четырьмя путями»), про то, что разработанные Алексеевым «ракеты» и «метеоры» сейчас «бороздят просторы в славном Китае». На площади Комсомольской речь идет о засекреченных объектах, экскурсовод упоминает, что в город не раз наведывались и Буш, и Обама, и арабские генералы, потом добавляет как бы невзначай: «Это я вам перечисляю только тех, с кем мне приходилось общаться». Я поглядываю на нее другими глазами. Но публика вокруг будто и не замечает всех этих фактов из жизни замечательных людей. Вскоре станет понятно, что наш экскурсовод на короткой ноге и с местными власть имущими: «Парков у нас много. Вот, в Автозаводском скоро построят аквапарк, обычно, что Шанцев говорит, то и делается»; «Вот, помню, мы здесь с Валерием Павлиновичем встречали нового министра МЧС»; «Шанцев, этот замечательный руководитель, большой любитель спорта, построил уже 27
ФОКов». Так как речь гида, скорее всего, заучена и не варьируется в зависимости от обстоятельств, представляю, сколько иногородних туристов загипнотизированы магией имени губернатора.
Мы трясемся по Молитовскому мосту, площади Лядова, Белинке – туристы удивляются факту, что парк Кулибина раньше был кладбищем, и вытягивают шеи, чтобы высмотреть могилу местного Леонардо да Винчи. За окном серость, грязища – середина марта не самое приятное время, чтобы лицезреть Нижний. Кто-то из не местных даже замечает, что «чё-то не больно это на центр-то похоже», местные же успокаивают: «Да это центр, центр, просто им не занимается никто». Постепенно мне за город становится уж совсем обидно и почему-то хочется сказать вот этим, из Симферополя или откуда они там: да, у нас красиво, и Горький родился, и деревянный Нижний есть, и канатка эта хваленая, которая вам понравится, – просто сейчас грязно, сыро, так вы на это внимания не обращайте, приезжайте к нам летом. Ну, летом же красиво! В музее трамваев под открытым небом наш гид будто вторит мне: «Здесь же яблоневый сад замечательный! Цветет! Как тут изумительно, вы вот летом приезжайте – посетители ходят, яблочки собирают. Кстати, пожалуйста, на крышу трамваев не лазьте, а то был тут случай». Все, как по команде, достают свои камеры и начинают позировать: в кабинке водителя с рулем, сидя на деревянных лавочках в старейшем трамвае «Эрликон», покачиваясь на перилах вагона с отметкой «городское кольцо».
Я проникаю в здание самого депо, где можно запросто свалиться в смотровую канаву, но в целом картина тут идиллическая: высокие своды, пара рабочих, которым до меня нет дела, на окошке дежурного наклейка с лошадкой, занавески с гепардами и спит кот на батарее – уют, одним словом. Пустующий «экран выполнения работ» на стене. Снаружи застаю своих туристов, все еще хохочущих и непрерывно щелкающих вспышкой, при этом солидная парочка, которая вместе со мной с утра искала улицу Литвинова, цедит: «Трамваи как трамваи». Отведенных сорока минут нам много – на фото и осмотр территории хватает двадцати. Мы запрыгиваем обратно в вагон, где Евгений уже ждет с чаем. «Вот, когда бы вы еще сюда попали, только с нашей экскурсией, чужим сюда ход закрыт», – привирает гид, на самом деле в музей можно свободно попасть по будням.
Ул. Н. Сусловой, Лапшиха, ул. Бекетова. Мне нравится ехать на трамвае – сидишь себе, тебя потрясывает, как в люльке, экскурсовод читает стихи Бориса Корнилова, я смотрю в окно на надпись «коммунальщики – дармоеды», люди провожают наш трамвайчик восхищенными взглядами, кто-то даже машет, будто какому-то пароходу. Для них каждый внутри – турист, который впервые видит и эти улочки, и этих пешеходов. Мне и самой раньше казалось, что на такие инициативы откликаются исключительно иногородние, есть у нас такое: «Чё, я про свой город не знаю? А в трамвае и за двадцать рублей прокатиться можно». Только вот и мужчина в норковой кепке, и бабушка с внуком, и девушка с фиолетовыми волосами – все они «свои», которые захотели половину воскресного дня «убить» на экскурсию, чтобы узнать город лучше.
Проезжаем кладбище на ул. Пушкина, нам рассказывают про уничтоженное старообрядческое, на месте которого сейчас высотки. «А одна женщина, моя знакомая, знает, под каким гаражом находится могила Бугрова», – в очередной раз козыряет наш гид. На остановке «Черный пруд» выбегаем из трамвая (сзади уже звенит рейсовый «первый») и бодро идем на Покровку. Следующий пункт экскурсии – галерея «Юрковка» с картинами, выполненными в стиле «флорийской мозаики» целиком из природных материалов – листьев и травы. Какой-то мальчик ноет: «Я не хочу в галерею-у-у». Солидная парочка тут же теряется, заглядевшись на объявления о турах в Болгарию, кто-то признается, что устал. Останавливаемся у Козы, оказывается, ее надо держать одновременно за два рога – это к деньгам. («Туристы из Газпромбанка так и делали, а уж им-то можно доверять», – приводит дельный аргумент наша провожатая.) Все подержались. К экскурсии присоединяются какие-то готы, слушают об актере Евстигнееве, который в Горьком работал слесарем на «Красной Этне», и уходят. Идем и мы. Девочка лет семи из нашей группы, засмотревшись на мастерскую Свердлова, врезается в столб.
В «Юрковке»: картины с названиями типа «Мусор» с помойкой на переднем плане и милиционером на коне, сам художник Юрков, приветствующий туристов, книга отзывов («это уже десятая»). А еще всякие небывалые вещи типа пудовых гирь, часов с кукушкой и макета церкви, который начинает звенеть, если его «включить любой монетой». Все фотографируются и восхищаются работами: «А я-то вот розочки сушу и потом их под стекло, но до вас мне, конечно, далеко» – это моя соседка с рукой вступает в беседу с художником.
Направляемся в Кремль. Нас все меньше. Прослушиваем дежурные факты про башни, про то, какой Кремль у нас неприступный, про Святослава Агафонова и могилу Минина. Высказываются опасения, что скоро сюда организованным экскурсиям вход будет заказан, только за деньги. Внутри ветрище, гид опять напоминает о своей «близости» с губернатором, и мы узнаем, где он сидит («последний этаж, угловой кабинет»), греемся в Михайло-Архангельском соборе, снова фотографируемся. К экскурсии на этот раз присоединяется дедушка на костылях, ему по-настоящему интересно все, что происходит. Однако гид решает свернуть мероприятие раньше времени («сегодня что-то очень промозгло») и на прощание желает нам денег и здоровья. Все разбредаются кто куда. Я, вжившись в роль туриста, прицениваюсь к сувенирам возле Дмитровской башни. Домой еду на трамвае.
«ННоги»
«Индивидуальный подбор маршрутов. Авторские маршруты. Проводники. Фотограф. Переводчик. Автомобиль» – страница «ННоги» в соцсети, посвященная прогулкам по Нижнему Новгороду, пестрит услугами, предлагая для рассмотрения как красивые виды города с основными достопримечательностями, так и специализированные маршруты с такими бонусами, как канатная дорога, колесный теплоход, экраноплан, истребитель МиГ. С Сергеем Сипатовым, главным идеологом, активистом движения «Спасград» и собственно гидом, мы договариваемся насчет актуальной сейчас экскурсии «Украина в Нижнем». Старт у ярмарки, но решаем, что географически удобнее начать с финиша, поэтому встречаемся у памятника Нестерову на Верхневолжской. Сергей, в ушанке, с блокнотом на пружине, посвящает нашу прогулку памяти героев Майдана и начинает долго рассказывать про летчика Нестерова, «мертвую петлю», высший пилотаж, «да он был гений, даже стихи писал, столько всего сделать успел!» и всякие бои-сражения. Заканчивается все плохо – Нестеров погибает в 1914 году в боях за Львов (вот она, привязка к Украине), совершив первый в мире таран. Сергей не скрывает, что всю информацию в принципе можно прочитать в «Википедии». Потом сверяю – и правда, все есть: и про ротативный двигатель «Гном», и про таран, и даже стихи: «Коль написано: петля, / То, конечно, это я» – хоть не ходи на экскурсию. «Почему "ННоги"»? Ну, во-первых, аббревиатура нашего города присутствует, а во-вторых, я приветствую все-таки именно пешеходные экскурсии, без всех этих автобусных туров, то есть ногами», – Сергей одной строкой рассказывает об идеологии своего «детища». Идем по набережной в сторону Минина, по пути захватываем взглядом памятную табличку Тарасу Шевченко на здании Дома архитектора – там свежие гвоздики. Мы, кивая на мемориальную доску, играем в любопытных туристов и спрашиваем, чем же известен «великий кобзарь Украины». Сергей рассказывает о том, как Шевченко помогал деньгами нижегородцам (однако в биографии поэта другое: «В Нижнем он много рисовал, впрочем, главным образом, портреты, чтобы добывать средства, в которых очень нуждался»), и информирует о наличии в городе еще одной мемориальной доски на здании детской школы им. Виллуана, куда не по пути. Между «экспонатами» и нужными нам видовыми точками большие расстояния – между делом узнаем о предыдущем опыте Сергея: «А вы вообще часто такие прогулки проводите?» – «Вот до Нового года одной украинке такую же, что и вам, проводил. Да и все. Я же совсем недавно "ННоги" придумал – буквально в конце прошлого года, и был не сезон. Сейчас, надеюсь, туристов станет больше». Ныряем в Кремль – там опять табличка, на этот раз Нестерову, про которого мы уже подробно все узнали рядом с самолетом-«табуреткой» на набережной. Оказывается, Петр Николаевич родился прямо здесь, в Кремле, в здании бывшей военной гимназии. Через ворота Никольской башни двигаемся в сторону Почайны, заглядываемся на виды, вздыхаем, «какой же у нас город-то красивый», вполуха слушаем про речку Почайну-тезку, предтечу из Киева (опять привязка к Украине). «А какие у вас еще экскурсии есть в запасе?» – спрашиваю на всякий случай. «Я обычно узнаю, что человека интересует, и из этих предпочтений экскурсию и выстраиваю. Вот приезжала в гости знакомая, украинский психоэнерготерапевт, так я ей про Украину. А, например, если кто-то фанатеет по судам на подводных крыльях – поедем в Сормово, ну, и все в таком духе». Двигаемся в сторону набережной Федоровского. Когда идем по мосту у отеля «Азимут», Саша вспоминает, что его друг видел здесь самоубийцу, сначала когда тот перелез через ограждение, а потом уже спустя пару часов внизу, мертвым и в окружении медиков. Сергей замечает, что тоже его видел: «Да, долго он здесь стоял, не решался. Все проходили мимо, боялись его спугнуть, а он все равно прыгнул». Страшилка нас бодрит, мы припускаем по мосту и добираемся до деревянных «ладей»-клумб, над которыми вьются флаги, как выяснилось методом проб и ошибок, городов-побратимов (так сразу догадаться, что здесь делает Куба, Сербия и республика Корея, не представляется возможным). Покоцанный и выцветший флаг Украины тоже имеется, и Сергей, чтобы поддержать в нас дух экскурсии, рассказывает про киевского князя Святослава Хороброго, проходившего по Оке и разбившего Хазарский каганат. «Вообще правильно было бы начать наше путешествие от площади Ленина, там бы мы вспомнили, что Кунавино произошло от названия денежной единицы куны, равнявшейся 1/50 гривны, но так уж и быть – туда не пойдем, так через реку посмотрим». Прикидываю расстояние от Ярмарки, через Канавинский мост до Федоровского, которое пришлось бы пройти пешком ради фразы про полгривны. «И что за пошлость говорить про происхождение Кунавино от окрика рабочих в трактире: "Кума, вина!" Неправда все это», – вдруг возмущается Сергей. Я вспоминаю трамвайного гида, который как раз версию про куму-то и тиражировал. Сколько экскурсоводов, столько мнений. Мы расходимся. Так получилось, что за два часа мы больше ходили, нежели что-то узнавали, а может быть, в этом и фишка: «ННоги» накачали мои ноги.
Gorky After Dark Bar Tour В социальной сети находим адептов бар-кроссинга в Нижнем Новгороде: «Если вы приехали в наш город и не знаете, куда пойти вечером; если вы одинокий задрот, решивший наконец-то выйти к людям; если вам надоели ваши привычные места отдыха, то мы – команда опытных алкогидов – с удовольствием проведем для вас алкоэкс-курсию по разным интересным барам, наливайкам, а также подпольным и не очень клубам». Сергей – тот самый опытный алкогид, по совместительству идеолог музыкального коллектива Crimson Butterfly, поначалу экскурсию нам проводить стесняется: «Вы же были везде наверняка! Куда вас вести-то?» Однако мы просим смотреть на нас как на туристов. Сергей смотрит и ведет нас на Рождественскую. По его наставлению первый пункт программы – британский паб. Садимся у стойки, программа у нас, по заверению экскурсовода, «будет лайтовой», цель – 5–6 заведений, везде выпивается один, максимум два напитка: коллега берет что-то с виски, я, судя по меню, национальный напиток Бразилии. Нам дают хрустальные бокалы, там много льда и мало алкоголя – разговор оживляется. «В экскурсии все зависит от человека, от того, как он хочет "напиваться", вот вы как хотите?» Мы говорим, что постепенно и не сильно, у нас дети и вообще мы на работе. Решаем сфотографировать Сергея с официальным логотипом его алкоэкскурсии, он радостно позирует. После каждого глотка, ощущая себя все больше Хантером Томпсоном на задании, начинаю допытываться, откуда вообще возникло такое желание «напоить аудиторию». «Поехали мы с женой в Берлин, а там так называемый бар-кроссинг суперпопулярен, за ночь люди обходят по 15–20 заведений. Там все проще намного, чем здесь, – бары расположены в ряд, расстояния короткие и преодолеваются перебежками – везде главное хлопнуть по шоту и тут же менять место дислокации». Идеология понятна, только у нас я что-то не припомню района типа берлинского Кройцберга, где бы можно было вот так накидаться. Предположение о том, что мы будем колесить по Рождественской, экскурсовод отметает. «Нам даже на транспорте, наверное, придется поехать». Мы согласны на все. |
|
«Нескучный Нижний» «У нас экскурсоводов много: имеются и реконструкторы с мечами, и тургеневские барышни, платонически влюбленные в Добролюбова, и знатоки "элитной застройки" 1930-х годов на Автозаводе – главное выбрать правильного человека для работы, я уже, как опытная бордель-маман, ошибок почти не совершаю», – инициатор экскурсионного бюро «Нескучный Нижний» Надежда Филиппова, которую почти все туристы сразу же называют Настасьей Филипповной, с первых минут встречи увлекает разговором. Наша экскурсия «Мистический Нижний», анонсированная как «история Нижнего, в которую многие не верят. А зря», стартует от кремлевской стены: «В сам Кремль мы не пойдем, все равно вы там сто раз были» – я довольно киваю. «Сегодня я вас буду пугать! Вот вы наверняка затвердили, что год основания города – 1221-й, а представьте себе, сколько за это время умерло людей здесь – тысячи тысяч, поэтому живых и мертвых у нас, в Нижнем, примерно поровну. Можно ли не считаться с этой ушедшей армией нижегородцев? Конечно, нельзя!» Я интересуюсь, почему, раз экскурсия посвящена всяким страшилкам, не проводить ее в вечернее время, с фонариками – для пущей атмосферы: «Нет уж, я всегда за дневные экскурсии, вечером-ночью у нас город такими персонажами наполняется, почище всяких привидений. А если уж идет девушка и что-то вещает громким голосом, то это как красная тряпка для быка». Будто в подтверждение к нам направляется радостно настроенный алкаш с буханкой хлеба под мышкой: «Девушка, вы что, экскурсовод? Эй, девушка! Я просто живу здесь и могу рассказать все и за церкви, и за Нижегородский район в целом». Мы отказываемся, мужик куда-то откатывается. «Однажды тоже был случай, проводила экскурсию для целой толпы девчонок из Иванова, стоим на переходе рядом с водной академией, и вдруг вижу краем глаза, как на нас надвигается орава каких-то гопников в берцах. Я думаю, как побыстрее ретироваться, вдруг их предводитель ко мне: «Вот вы гид наверняка. Так скажите мне, я учусь тут, че эти буквы на фасаде значат – МСМХХХ?» Я говорю: «Любезный, ну это ж год постройки сего здания – 1930-й римскими цифрами». Он обалдел и тут же улетучился со своими дружками». Таких историй, баек, как покажут два часа экскурсии, у Надежды целый вагон. У каждого домика, на каждой улице с ней и ее туристами что-то приключалось: с любопытными мексиканцами она девять часов подряд ходила под проливным дождем; проводила полноценную экскурсию, не выходя из ресторана, когда гостям города очень нравилось дегустировать дербентский коньяк, при этом слушая о Юрии Всеволодовиче, Горьком и Дятловых горах; со скептически настроенной москвичкой проверяла наличие потусторонних сил на кремлевской стене, а как-то под предлогом экскурсии по «Блиновскому пассажу» журналисты «Первого канала» пытались выпытать у нее историю о привидении барышни в белом платье. «Оказывается, они видели этот ролик с летающим пакетом, в котором редакторам привиделась девушка. Вот им хотелось эту историю раскрутить, чуть ли не выдавая ее за невесту художника Маковского. Мне потом знакомая написала, что ей они тоже звонили – просили сыграть девицу, которая видит зеленые лучи, исходящие от собора Михаила Архангела». |