"#артовраг"

Удивительно, но факт: за четыре года Выкса существенно обогнала Нижний Новгород в развитии. Причем вектор этого развития задается не вкусовыми предпочтениями отдельных людей, а складывается из убедительных интеллектуальных усилий специалистов современной культуры и искусства. Фестиваль «Арт-овраг» прошел уже в четвертый раз, значит, это не игра и не праздничное мероприятие, а осознанная культурная политика.

Что же происходит в Выксе на «Арт-овраге»? Принципиально: горожане здесь не просто потребители «хлеба и зрелищ» – они полноправные участники, без которых все привезенное на фестиваль превратилось бы лишь в антрепризы и шоу звезд. Так, например, этой весной выксунцы самостоятельно выбрали два двора, где вместе с архитекторами реализовали два нетиповых проекта: один с дворовым театром, второй с современным спортивным городком.
На фестивале жители обучаются всему, что предложено в программе: пробуют себя в живописной экспрессии, сальсе и брейк-дансе, готовят артистическую еду, осваивают паркур, управляют гигантскими механическими насекомыми. Знакомятся с опытом организации велопроката, вязания, коллективных кинопросмотров. Узнают от «Партизанинга», насколько важен юмор в стрит-арте, как учитывать масштаб в работе на улице, что такое партизанское садоводство и что варит группа «Варенье». Или вот еще: мастер-класс Театр.doc, в итоге – интерактивная постановка.
После первого фестиваля в 2011 году были сомнения: не является ли «Арт-овраг» обыкновенной культурной колонизацией? Приехали к туземцам деятели культуры, потрясли своими бусами и браслетами, удивили, и Выкса – хлоп! – опять в спячку до следующего культурного шока. Никаких местных сообществ, способных подхватить и пронести фестивальный драйв, в городе нет. Значит, остаются одни потребители культурных и других услуг – основная масса большинства российских городов…
Однако фестиваль и задумывался, для того чтобы в конце концов в городе появились собственные силы, помогающие развитию Выксы. Когда город наполнили современные образы, люди увидели, что на самом деле хорошо, тогда и появился стимул для совместных действий. Поводы уже сами найдут. Формальные сообщества – ерунда. Только совместная деятельность помогает найти «собратьев по разуму». И Выкса действует.
Надо признать, что не все действия жителей там адекватны выбранному вектору. За четыре года не преодолеть привычки десятилетий, стереотипы. Поэтому нашлись, например, те, кто с момента появления в парке структурной деревянной композиции «Большой Джинни» американца Джона Пауэрса пытался ее уничтожить. Сжигали-сжигали, и на третий раз все-таки сожгли. Прямо на Пасху. Скульптор же на самом деле очень сильный и серьезный, и неслучайно кураторы ему определили место на самом виду – на центральной аллее. Но что-то не срослось. В память о работе Пауэрса теперь стоит другая композиция, а перед ней – таблички с историей о скульптуре американца: «Местные жители добровольно и сознательно отказались от арт-объекта, создав на его месте пустоту. Мы материализуем эту утрату, изымая пространство, где стояла скульптура, и тем самым создаем символическую пустоту». Ничто «Арт-оврагом» не забыто.
Вообще количество современной скульп-туры в районном городке – в пример областному центру. И здесь она не демонстрирует и назидает, а подсказывает, как воспринимать окружение, чувствовать гармонию, различать ракурсы, оттенки, свет. Направляет ассоциации. Приглашает к игре… После Выксы получил заказ в Нижнем и венгерский скульптор-анималист Габор Сёке (см. Оленя возле катера «Герой»). В Выксе его Единорог из деревяшек скромно стоит на тропинке на фоне прудика в парке.
Участников фестиваля выбирают именно кураторы, расставляя акценты – в пространстве и программе. Первые три года «Арт-овраг» формировала команда «Арт-резиденции». Прекрасные граффити на стенах многоэтажек Выксы – их инициатива. От себя – отдельная благодарность им за француза Филиппа Боделока: люблю его нарисованных мелом добрых зверей (см. фото).
В этом году выбраны другие кураторы – с архитектурно-дизайнерским уклоном. Они заранее провели исследовательский воркшоп со студентами по зонам отдыха Выксы, сделали выставку предложений. Привезли с «Арх-Москвы» проект с Шуховской башней. Пригласили группу «Про.Движение», инициировавшую создание 15-метровой металлической елки, которую уже записывают в визитные карточки города.
Самой же сильной вещью нынешнего «Арт-оврага» можно назвать скамью на набережной Верхнего пруда от знаменитого бюро Савинкина/Кузьмина. Керамика облицовки напоминает ржавый металл. По форме – ладья или гигантский конек. По функции – трибуна, ширма, президиум, игровой тренажер. Абсолютно уместный объект. И здесь Выкса дает пример того, как нужно работать с набережными и вообще с конкретным контекстом. На зависть Нижнему с вечными синими заборами и нарядным Оленем.

Также почитать