"Если человек ни рыба ни мясо – какой он, к черту, педагог?"

Кандидат химических наук, доцент кафедры астрономии и истории естествознания Нижегородского государственного педагогического университета, автор множества публикаций, в том числе книг о живой природе для детей, художник, иллюстрировавший Красную книгу Нижегородской области, создатель и руководитель полевого стационара «Сережа» в селе Пустынь Сергей Шустов – о том, какой выпускник для преподавателя идеальный, чем хороши любители и почему в России жить лучше, чем в США

Учебно-исследовательская база «Сережа», которую я создал как частную биостанцию, функционирует уже восемь лет. Мне никто ничего не диктует, я имею возможность претворять там свои принципы образования. Со мной работает много школ, есть уже заказы из других регионов. Это в основном школьники старших классов, там я обучаю их жизни в природе: экстремальный туризм, работы в экологических направлениях, изучение животных, растений. Сейчас там сделана почти вся инфраструктура, база располагается рядом с Пустынским заказником – жемчужиной Нижегородской области. Это изумительное, одно из самых красивых мест в регионе. По большей части там мы работаем с профильными классами, дети получают профессиональные экологические знания, а дальше поступают на биофак университета или в медицинскую академию, где продолжают естественнонаучное образование. Я принимаю также своих студентов из педагогического университета: они могут приехать сюда как экологи или как волонтеры-педагоги.
★ ★ ★
Связь с НГПУ я не теряю, но работаю там только в сфере дополнительного образования. Сложно сказать, почему я оттуда ушел – наверное, перестал получать удовольствие от работы. Думаю, что дело не в принципах образования, а во мне: я старой закваски, всегда предполагал, что в педагогическом образовании важен человек, а не бумаги. Я понимаю, что дистанционка, онлайн-курсы – это все важно, но если исчезнет живое общение… Учитель – всегда мастер, он должен быть примером, а когда это все низводится к видеозаписям, написанию рейтингов, ему становится некогда – и студенты просто перестают обращать на него внимание как на Человека. Вот я, например, музыкант, поэт – с маленькой буквы, конечно, но я пишу книги, издаю их для детей и понимаю, что это не просто мои заморочки – я своим студентам прежде всего этим и интересен. Я не хвастаюсь, это просто мой принцип: если человек ни рыба ни мясо – какой он, к черту, педагог?
★ ★ ★
В жизнь надо погружаться. Ничего не успеваешь, когда сидишь на диване. У нас проблема в том, что многие люди говорят: зачем я буду в это ввязываться, ведь есть же профессионалы?! У нас любительство затерто. А ведь «любитель» – от слова «любовь». Дети, студенты на концерт Дениса Мацуева могут не пойти, так как не знакомы с ним лично. А когда знакомый им человек играет и рассказывает (про того же Мацуева), тут можно зацепить и обучить чему угодно. Если ты не личность – бесполезно. Тогда можно и по телевизору учиться, проку от этого не будет.
★ ★ ★
Я не хотел бы переезжать за границу. Многие говорят, что якобы там лучше условия для преподавателей, но я не могу с этим на сто процентов согласиться. Там, конечно, много плюсов, но вот эта общая американская ментальность… Человек там все время fine, а что внутри у него – непонятно. С нашими интереснее, они человечнее, а в Америке слишком много масок, все у них замазано густым слоем внешнего благополучия. У нас я вижу, с кем работаю, знаю, как и что лепить. Там комфортнее с точки зрения материальных благ, а морально – нет. Материальные блага можно и тут набрать. Сейчас вообще как-то сложно показать себя с точки зрения материальных вещей – всегда у кого-то будет машина круче, костюм дороже. Единственное, с точки зрения чего можно выпендриться, это творчество, оно всегда уникально. Материальные блага – это бесконечная гонка за пустотой.
★ ★ ★
Идеальный выпускник для меня – это хороший человек. Хорошие люди нигде не пропадут, профессиональные навыки не должны быть превыше всего – их можно наработать в стрессовых ситуациях, когда реально «прижмет». Тогда они, кстати, и личностно присвоенными сразу сделаются, и актуализируются. Мне важно получить выпускника с развитым системным и критико-аналитическим мышлением, но при этом – с позитивным взглядом на мир. А не нытика и безвольного пессимиста.
★ ★ ★
Мне со взрослыми неинтересно, мне с детьми интересно. Вот говорят: организуй тур выходного дня, а я не хочу, потому что знаю, во что это выльется: понты либо пьянки. Взрослый человек начинает играть в игры, придуманные им самим. Дети же естественны по внутренней природе.
★ ★ ★
Своим ученикам я советы не даю. Лозунги – дело последнее, я стараюсь показывать все на собственном примере. Может, только очень маленькие какие-то либо когда студенты сами обращаются. Для меня очень важно, когда девчонка, которая училась у меня пять лет назад, написала, мол, у меня такая-то проблема, скажем, личного характера. И мне приятно, что она именно ко мне обратилась, я начинаю работать с ней как психотерапевт. По мере возможностей. Ведь главное – это уметь выслушать человека.
★ ★ ★
Нельзя всех детей «чесать» под одну гребенку, они же все личности. Когда преподаватель создает из себя образ непоколебимого, сурового педагога – я этого не понимаю. С другой стороны, может, это и хорошо, ведь все преподаватели должны быть разными. Единообразие, стандарт – это скучно.
★ ★ ★
Мне повезло, что я читал непрофильные курсы, то есть не «дважды два – четыре». В естествознании, где можно рассуждать и сравнивать (теорий «создания» человека только штук десять), следует научить обучаемого анализировать и мыслить, а не приковывать его к догматическому образованию, где все так, а не иначе. Человек должен сам учиться искать и находить ответы. Человек – открытая и очень изменчивая система. Так захотела сама природа.

Также почитать